Стратегическое управление персоналом требует понимания того, какие навыки, качества и установки сотрудников необходимы компании для успешной работы. На российском рынке труда наблюдается рост дефицита высококвалифициронных технических кадров и поэтому важно удерживать специалистов и развивать их профессиональные навыки. С точки зрения специалистов важно понимание приоритетов развития в рамках компании, а также знаний и навыков, требуемых для работы на каждой конкретной позиции. Сегодня необходимо использовать современные инструменты оценки и развития сотрудников. Одной из таких кадровых технологий является оценка профессиональных компетенций. Понять, какое поведение приводит к достижению успеха, каких действий ожидать от своего сотрудника компании поможет использование модели компетенций. Под «компетенцией» следует понимать специфические знания или навыки, необходимые для успешного выполнения определенной работы и проявляемые сотрудником в профессиональной деятельности. Совокупность таких знаний и навыков, составляющих единую систему для конкретной должности или профессиональной дисциплины и необходимых сотрудникам для успешного достижения стратегических целей компании, и есть модель компетенций. Можно выделить три типа компетенций, которые взаимно дополняют друг друга:
– компетенции понимания бизнеса (корпоративные), которые задают общие требования ко всему персоналу компании, определяют потенциал сотрудников к карьерному росту, описывают их личностные установки и мотивацию;
– корпоративные лидерские компетенции, которые определяют готовность сотрудника решать управленческие задачи, описывают навыки и умения, необходимые успешному руководителю;
– профессиональные (функциональные) компетенции, которые определяют профессиональную готовность сотрудника эффективно работать в данной функции (должности, описывая знания, умения и навыки, необходимые для квалифицированной деятельности).
Все три компетенции являются фундаментом для более детальных перечней обязанностей, закрепленных в должностных инструкциях. Построение модели компетенций позволяет задавать необходимые критерии подбора персонала: в компанию привлекаются сотрудники, потенциал которых максимально соответствует потребностям ее развития. Также на основе модели компетенций возможно построение системы обучения и развития персонала, отслеживание эффективности ее применения.
Использование модели компетенций позволяет выделять согласованные со стратегией критерии оценки специалистов и руководителей. Это ориентирует персонал на развитие приоритетных качеств для компании. В то же время определяют критерии формирования кадрового резерва и основные направления их дальнейшего развития. Таким образом выявляются наиболее талантливые сотрудники, инвестиции в которых непременно принесут максимальную пользу компании.
Библиографическая ссылка
Гнеденко М.В., Гнеденко М.В., Гнеденко В.В., Гнеденко В.В. Инвестиции в персонал – основа стратегического управления компанией // Современные наукоемкие технологии. – 2012. – № 12. – С. 52-53;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=31147 (дата обращения: 21.12.2024).