Педагогическое проектирование решает комплексную задачу, решение которой осуществляется с учетом социокультурного контекста рассматриваемой проблемы, и в которой взаимодействуют и взаимодополняют друг друга социально-культурные, психолого-педагогические, технико-технологические и организационно-управленческие аспекты [2].
Педагогические проекты могут быть рассмотрены как социальные проекты с их специфическими особенностями:
-
Цели проекта могут претерпевать изменения в ходе реализации педагогического проекта под воздействием изменений в окружении проекта и получаемых промежуточных результатов, поэтому, целеполагание нужно рассматривать как непрерывный динамический процесс, в котором анализируются сложившиеся ситуации, тенденции и при необходимости осуществляется корректировка целей.
-
Количественная и качественная их оценка существенно затруднена; достаточно сложно при работе с людьми оценить, какой из факторов оказал существенное воздействие на субъект - во-первых, и, во-вторых, при работе с людьми воздействие того или иного фактора часто бывает отсрочено по времени.
Всякое проектирование имеет смысл лишь в той степени, в какой оно проникнуто идеей реализуемости. С субъектной точки зрения это означает, что реализовать, не искажая ценностные ориентиры, можно только идеи, которыми человек проникся. Отсюда следует, что всякий проект в социальной сфере может быть реализован, если к проектированию в той или иной степени и форме причастны субъекты преобразуемой социальной системы [1].
Рассмотрим проект Покровской СОШ №1 «Через краеведение к социализации личности», которая предназначена для ведения краеведческой деятельности среди подростков и призвана помочь шире познакомиться с родным краем, глубже понять своеобразие его природы, истории и культуры.
Краеведение способствует решению задач социальной адаптации учащихся школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своем родном городе, участвовать в его развитии, социально культурном обновлении, воспитывает гражданско-патриотческие чувства, способствует развитию творческих способностей, коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся.
Целью проекта является создание условий для усвоения учащимися краеведческих знаний и умений, формирование у них потребности в изучении краеведения, развитие духовно-нравственных основ и ценностей. В разработке проекта участвовали детские объединения, которые осуществляют свою работу по следующим направлениям: исследовательская и проектная, туристко-краеведческая, психологическая и досуговая деятельность.
Научно-исследовательскую деятельность учащихся ведется под руководством талантливого учителя, зам. директора по научной работе Ноговицына П.Р., который разработал модель «Краеведение в системе творческого объединения».
Учителя нашей школы главный акцент в школьном образовании делают на развитие умений работать с информацией, формирование стиля мышления, который является важным условием работы в информационном мире, овладения методом научного познания мира, т.е. исследовательского стиля мышления - способа обработки любой информации и формирования выводов. В нашей школе создана комплексная научно-исследовательская экспедиция школьников «Эллэйада», по маршруту: Покровск - Бестях - Дирин Yрэх - Ленские Столбы - Кураанах - Буотама -Бестях -Покровск. Мероприятия по маршруту:
1. В визит-центре НПП «Ленские Столбы» состоялась встреча с член-корр. РАН, д.б.н. Соломоновым Н.Г. - научным руководителем улусной экспедиции школьников «Эллэйада». Была проведена ознакомительная лекция о научно-исследовательской деятельности экспедиции. Участники предстоящей экспедиции узнали много интересного о памятниках природы и истории Хангаласского улуса. Также перед участниками экспедиции были поставлены задачи по поиску материалов и составления плана работы по темам исследований.
2. Расписание работы школьной экспедиции:
9 ч. - сбор у Дома учителя, выезд в Бестях, на базу НПП;
10 ч. - отплытие на катере;
12 ч. - остановка на Дирин-Урэхе. Вводная лекция по древней истории Якутии, об открытии палеолитической стоянки Дирин-Урэх. Работа непосредственно на площадке, проведение подъемного сбора;
14 ч. - обед на катере;
20 ч. - прибытие на базу «Ленские Столбы». Подъем на вершину, лекция гида;
22 ч. - ужин, обмен впечатлениями, подведение итогов дня.
3. Сплав по р. Синей через Горный улус, изучение географии и геологии местности (Самсонова Л.Г., Синская СОШ);
4. Историко-археологический маршрут по левобережью до Кытыл-Дьуры с посещением сел и деревень для сбора фольклорного и тнографического материала, исследование стоянок и писаниц с проведением предварительных элективных курсов по краеведению для 6-7 классов (Емельянова М.А., Бестяхская СОШ, Иванова С.П., Ойская СОШ).
Результаты школьной экспедиции:
-
Проведена обучающая и ознакомительная экспедиция по заданному маршруту.
-
Выбор маршрута оказался удачным для освещения древней истории Якутии, задачи посильными, работа по плану выполнена.
-
Проведены научно- популярные лекции с участием ученых;
-
Проведен подъемный сбор, найденный материал проанализирован, часть находок передана в Музей мамонта ЯГУ.
-
Собраны фото - видео материалы.
-
Найдены неизвестные отпечатки животных.
-
Намечены примерные темы исследовательских работ учащихся:
-
составление интерактивной карты памятников природы и истории Хангаласского улуса;
-
продолжение работы по составлению кадастра мамонтовой фауны;
-
изучение выходов железной руды на Буотаме;
-
исследование писаниц правобережья;
-
изучение истории стоянки Диринг-Юрях и др.
Проект программы «Через краеведение к социализации личности» дает возможность организовать увлекательную, полную событий и приключений смену, остающуюся в памяти детей и взрослых на долгие годы. В ходе участия в экспедиции, у учащихся произошли преобразования, носящие предметный, деятельностный, личностный, коммуникативный характер.
Таким образом, в проектной деятельности учащихся значимо получение двух видов результатов: «продуктного» - непосредственно связан с качеством произведенного проектного продукта и «человеческого», который проявляется на уровне изменения человеческих свойств, качеств, проявлений, отношений по мере участия в реализации проекта. К таким изменениям относятся развитие креативного мышления, воображения, приобретение умений и навыков работы в проекте, формирование коммуникативной культуры.
Список литературы
-
Жиркова З.С. Модель управления инновационной деятельностью в сельских школах Заполярья // Образование и наука. Известия Уральского отделения РАО. - 2010. - №5(73). - С. 92-108.
-
Колестникова И.А. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А. Колестникова, М.П. Горчакова-Сибирская; под ред. В.А. Сластёнина, И.А. Колестниковой. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 288 с.
Работа представлена III Международную студенческую электронную научную конференцию «Студенческий научный форум 2011». Поступила в редакцию 01.02.2011.
Библиографическая ссылка
Жиркова З.С., Федоров А.В., Сергеева Т.В. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТА // Современные наукоемкие технологии. – 2012. – № 9. – С. 86-87;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=30943 (дата обращения: 23.11.2024).