В настоящее время уже не вызывает сомнений существование, так называемого синдрома слабости соединительной ткани или синдрома дисплазии соединительной ткани. Распространенность дисплазии соединительной ткани в популяциях составляет до 80% - это, так называемые недифференцированные дисплазии соединительной ткани, которые могут быть не только генетически детерминированными, но и развиваться вследствие мутагенных влияний условий внешней среды. Возможно, именно врожденные особенности организма в большей степени, чем вторичная травматическая окклюзия, контакты с инфекцией, вредные привычки, тризм, вторичная адентия влияют на формирование и развитие заболеваний височно-нижнечелюстного сустава (ВНЧС).
Целью исследования являлось обнаружение синдрома дисплазии соединительной ткани у 27 больных от 15 до 35 лет с заболеваниями височно-нижнечелюстного сустава, обратившихся на консультативный прием в поликлинику №1 РКБ г. Ижевска. У данных пациентов при осмотрах и дополнительных консультациях специалистов - кардиолога, невропатолога, ортопеда, офтальмолога - выявляли наличие следующих синдромов: астенического, патологии зрения (миопия, астигматизм, косоглазие, нистагм, и т.д.), патологии стопы, гипермобильность суставов (в т.ч. и височно-нижнечелюстного), вертеброгенного синдрома (ювенильный остеохондроз позвоночника, межпозвонковые грыжи), косметического (аномалии прикуса, готическое небо, повышенная растяжимость кожи, диастема, растянутые швы и т.д.), нарушение психической сферы (повышенная тревожность, депрессии, ипохондрия, нервная анорексия), бронхолегочного синдрома, опущение органов, патологию сердца (пролапсы, кардиалгии и т.д.), синдрома вегетативной дисфункции. Для постановки диагноза заболевания ВНЧС проводился сбор анамнеза с выявлением ведущих жалоб: боли, щелканья в суставе; осмотр с определением ширины открывания рта, симптома девиации сустава; пальпация сустава и жевательных мышц с определением точек гипертонуса; из дополнительных методов проводилась ортопантомография в состоянии покоя и при максимальном открывании; лабораторные исследования состояли из: полного анализа крови, СОЭ, определения лейкоформулы, ревмофактора, СР-белок, количества сиаловых кислот в крови, оксипролина и гликозаминогликанов в суточной моче.
Результаты исследования показали, что в группе из 27 человек, состоящей из 5 мужчин и 22 женщин, синдром дисплазии соединительной ткани был выявлен у 8 человек - 3 мужчин и 5 женщин. Оставшиеся 19 человек с заболеваниями височно-нижнечелюстного сустава без выявленного синдрома дисплазии соединительной ткани составили группу контроля. Причем, 2 мужчин (18, и 23 лет) были посланы на консультацию к стоматологу по поводу патологии сустава уже с выставленными крайними состояниями синдрома дисплазии соединительной ткани - синдромом Морфана. У них наблюдалась гипермобильность всех суставов, в том числе и височно-нижнечелюстного - ширина открывания рта составляла 7-8 см, при открывании рта щелчок происходил дважды - в начале и в конце открывания, что свидетельствовало о дистальном положении головки сустава в положении покоя и проскакивании ею диска при максимальном открывании рта. Гипертонус жевательных мышц был избирательно сни- жен - болевые ощущения были при пальпации латеральных крыловидных мышц. Боли выявлялись и при пальпации головок височно-нижнечелюстного сустава перед козелком и через наружный слуховой проход, что свидетельствовало об экссудативном процессе в результате травмы сустава при неестественно широком открывании рта и девиации при движениях сустава из-за отсутствия способности тканей капсулы удерживать его составляющие в конгруэнтности. Функциональный панорамный снимок показал, что при максимальном открытии рта головка сустава уходит на 0,3-0,5 см вперед от суставного бугорка височной кости и не соприкасается с ней, кортикальная пластинка в обоих случаях утолщена, что свидетельствует косвенно об явлениях остеоартроза.
Из 8 человек с признаками дисплазии соединительной ткани остеоартроз височно-нижнечелюстного сустава был выявлен в 7 случаях, что составляет 87,5%, у 1 человека были положительные показатели ревмофактора, при дополнительной консультации у ревматолога был выставленный диагноз ревматоидный полиартрит.
Проведенное нами лечение артроз-артритов височно-нижнечелюстного сустава при дисплазии соединительной ткани было следующим: проведение временной иммобилизации нижней челюсти путем наложения теменно-подбородочной пращи на 5 дней; ношение трейнера в течение 2-х часов днем и на ночь в течение полугода; применение противовоспалительной терапии: нимесулид по 100 мг 2 раза в день в течение 30 дней с препаратом растительного происхождения «Зинаксин с глюкозамином» (состав: глюкозамина сульфат - 500 мг; экстракт имбиря лекарственного - 170 мг) по 1 капсуле 3 раза в день в течение 60 дней; физиолечение (Лазер «Милта») и миогимнастика, применение компрессов с димексидом. Результат эффективности лечения оценивался по наличию болевой реакции в покое и при движении челюсти вверх-вниз и вправо-влево, ортопантотомографическим данным, количеству свободных сиаловых кислот в крови, оксипролина и гликозаминогликанов в суточной моче.
Результаты исследования показали, что у больных с выявленным синдромом дисплазии соединительной ткани воспалительный процесс протекал длительнее, чем в контрольной группе. Так после назначенного лечения боль и ограничение открывания рта сохранялись от 5 до 7 дней, в то время как в контрольной группе в течение 3-4 дней. Проблемы были и при назначении физиолечения, так как при сопутствующем синдроме дисплазии соединительной ткани патология вегетативной нервной системы (вегето-сосудистая дистония) патология сердечной системы (пролапсы митрального клапана, аритмия) ограничивают применение данного метода лечения.
Количество свободных сиаловых кислот в крови в период разгара заболевания в обеих группах увеличивалось: у больных с заболеваниями ВНЧС с выявленной дисплазией соединительной ткани в 2,4 раза (P < 0,01), в контрольной группе в 1,9 раза, (P < 0,01), что свидетельствовало об усиленном распаде соединительно-тканных компонентов сустава. В опытной группе их количество в период лечения уменьшалось медленно и на 30-й день оно оставалось на 47,6% (P < 0,01) выше нормы. В контрольной группе содержание свободных сиаловых кислот в крови уменьшилось до нормы уже к 14-му дню. Количество оксипролина и гликозаминогликанов в моче было увеличено в обеих группах в острый период, в контрольной группе оно составило на 11 и 18% (P < 0,01) соответственно, в опытной 25 и 27% (P < 0,01) соответственно, но в контрольной группе на 14 день присутствовали в моче только следы, а в опытной данные показатели оставались повышены в этих же пределах и далее.
Таким образом, при заболеваниях височно-нижнечелюстного у 29,7% больных выявились признаки дисплазии соединительной ткани, которые влияют на формирование и развитие заболеваний височно-нижнечелюстного сустава, определяют остроту и длительность воспалительного процесса, а также риски раннего развития суставных деформаций.
Библиографическая ссылка
Мохначева С.Б. Выявление синдрома дисплазии соединительной ткани при заболеваниях височно-нижнечелюстного сустава // Современные наукоемкие технологии. – 2012. – № 8. – С. 32-33;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=30842 (дата обращения: 23.11.2024).