Квалификационная характеристика врача по специальности «Детская хирургия» предусматривает освоение определенных теоретических и практических навыков, а также наличие определенных творческих способностей, обеспечивающих развитие клинического мышления. С учетом указанных особенностей кафедрой проводится работа среди студентов старших курсов, проявивших интерес к указанной специальности, интернов и ординаторов кафедры, то есть людей вплотную подошедших к реальной клинической практике. Цель данной работы кафедры отбор кандидатов для дальнейшей их подготовки в качестве врачей детских хирургов, способных в своей клинической практике к научному анализу и креативной деятельности. Это на наш взгляд, является неотъемлемой составляющей современного специалиста высокого уровня.
Привлечение студентов 5-6 курсов, осуществляется через добровольное участие в работе кафедры по ее научным направлениям, в конкретных диссертационных разработках проводимых соискателями, аспирантами и преподавателями кафедры. При этом научные контакты преподавателей и соискателей кафедры с «младшими» коллегами целенаправленно ориентированы на выработку у последних навыков самостоятельного научного поиска в решении реальных клинических задач. При успешной реализации научных разработок обучающиеся привлекаются к документальному оформлению результатов этой работы: подача заявок на изобретение, рационализаторских предложений, к публикации статей. Особенно, на наш взгляд, важно участие и представление научно-исследовательских работ студентами-исследователями на различных научных конференциях. Публичная оценка проведенной работы, признание ее результатов позволяет будущему специалисту получить заряд творческой энергии для дальнейшей научно-исследовательской работы ориентированной на решение актуальных задач практического здравоохранения.
Так анализ работы кафедры в данном аспекте показал, что в течение последних 5 лет студентами старших курсов, интернами и клиническими ординаторами было оформлено 13 рационализаторских предложений, получено 4 патента на изобретение в медицине, три из указанных разработок были представлены на выставках федерального уровня и отмечены дипломами и медалями. Студентами-исследователями, в последующем интернами и ординаторами кафедры опубликовано 17 печатных работ, в том числе в центральных медицинских журналах, результаты исследований представлены на краевых, межрегиональных и Российских конференциях молодых ученых
Для определения значимости в педагогическом процессе научно-исследовательской деятельности кафедры для студенческой среды было проведено анкетирование 70 студентов пятого (40) и шестого (30) курсов педиатрического факультета.
Следует отметить, что большая часть респондентов (более 80 %) имеют представление о разработках кафедры детской хирургии, травматологии и ортопедии и дают высокую оценку научным разработкам, отмечая их достаточную актуальность. Значительная часть (80 %) студентов отметила, что базовые элементы научного поиска необходимы в практической деятельности врача, однако 70 % опрошенных из этой группы отметили, что это необходимо лишь для сотрудников крупных медицинских центров регионального уровня. Указанный факт вызывает озабоченность в связи с тем, что будущие врачи уже на этапе своего профессионального становления планируют в практической деятельности руководствоваться лишь некими стандартами, исключая поиск новых и более рациональных решений вопросов которые ставит перед врачом клиническая практика. На наш взгляд, такой подход к своей будущей работе не способствует профессиональному росту врача и развитию его клинического мышления.
Таким образом анализ работы целенаправленной работы кафедры детской хирургии, травматологии и ортопедии ДВГМУ со студентами педиатрического факультета в плане развития у обучаемых творческой, научной деятельности показал достаточно высокие, положительные результаты в виде признания научных разработок обучающихся на конференциях и выставках общероссийского и международного уровня с приоритетом разработок, подтвержденным патентами и удостоверениями на рационализаторские предложения. Однако определенную озабоченность вызывает недостаточно высокий уровень отношения к научно-практической деятельности в общей студенческой среде. Это указывает на целесообразность дополнительных исследований причин данного явления, а также разработки мероприятий, направленных на стимулирование интереса среди обучающихся к собственной познавательной и творческой деятельности в будущей клинической практике, что позволит значительно увеличить уровень подготовки будущих врачей, специалистов, детских хирургов в частотности.
Библиографическая ссылка
Жила Н.Г., Зорин В.И. НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ ДЕТСКАЯ ХИРУРГИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2011. – № 1. – С. 117-118;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=26654 (дата обращения: 23.11.2024).