Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Богданова А.И.

Начало ХХI века ознаменовалось качественными изменениями исторических способов жизни, сменой мировоззренческой парадигмы в соответствии с достижениями науки и новым социокультурным пространством существования человечества. Современный мир не становится единым, монополярным и монокультурным, как спешили объявить глобалисты; он остался мозаичным, разным, различным. «...глобализирующее движение, как становится очевидно уже сейчас, - подчеркивает Р.Р. Сингх [9], - приведет к обновлению и возрождению различных языков и культур. Многообразие, а не однородность будет стержнем динамичной глобальной системы, и именно это явиться одним из самых трудных испытаний человечества перед будущим». Открытие национальных границ и появление людей из разных социокультурных слоев в нашем обществе уже определяет его статус как полиэтничного, многоязычного, поликультурного. В этой связи становится очевидным, что образование также должно становиться многообразным, многокультурным, активно влияющим на успешную интеграцию обучаемого в современную поликультурную среду единого культурного и образовательного пространства страны.

Выдающаяся роль среды в образовании человека осознается и осмысливается еще с времен античности. Обучение и воспитание через особое устройство и организацию окружения тех, кто, взаимодействуя с этим окружением, получает образование, рассматривается Б.М. Бим-Бадом [2] в качестве одного из наиболее эффективных принципов педагогики. Человек меняется в среде и посредством среды. «Самостоятельное взаимодействие человека со средой, в которую заранее заложена необходимость правильного мышления, - вот что дает прочное и глубокое образование. Обучающая и воспитывающая среда, - отмечает ученый, - это постоянно расширяющая сфера деятельности <...> человека. Она включает в себя все большее богатство его связей с природой и культурными объектами - вещами, созданными человеком для человека, социальной средой». Характер образовательной среды определяется целями образования, которые формируются в соответствии с внешними требованиями к современным образовательным институтам и учреждениям. Образовательная среда, в свою очередь, «выдвигает» набор требований к образовательному процессу - внутренние требования. Следовательно, любая образовательная среда должна постоянно изменяться в соответствии с внешними и внутренними требованиями [3]. Интенсивное развитие современного поликультурного общества как новой формы и стадии развития человечества, в котором культурная составляющая жизни человека приобретает все больший удельный вес, обуславливает необходимость становления современной поликультурной образовательной среды как пространственно-временной организациии объективного мира, внешней по отношению к субъекту, но оказывающей влияние на его состояние и развитие, а также обеспечивающей разнообразные возможности для всестороннего личностного совершенствования.

В концепции средоориентированного обучения, «среда есть конструируемая часть физической реальности(представлена субъекту в форме действительности), порождаемая путем непосредственных взаимодействий органов чувств человека с изменениями в физической реальности, связанная и опосредованная опытом рекурсивных взаимодействий организма» [7]. Среда - действительность, в которой происходит созидательная деятельность человека. В процессе деятельности в среде человек меняет ее для достижения своих личных и социальных целей. В свою очередь измененная им и/или другими субъектами внешняя часть среды оказывает обратное влияние на субъекта [8].

Cхожее трактование понятия относится и к социальной сфере жизнедеятельности индивида, в которой среда определяется как окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования, формирования и деятельности. Так М.Я. Басов [1], рассматривая «развитие человека как активного деятеля в окружающей среде», определил среду как целостную систему воздействий на человека. Системный характер социальной среды определяется взаимосвязями и взаимоотношениями ее субъектов в процессе деятельности. Эти идеи получили свое развитие в культурно-исторической теории Л.С. Выготского [4]. Диалектическая взаимосвязь внешнего и внутреннего, уникальные отношения среды и ее субъекта нашли свое отражение в его идее «социальной ситуации развития». В.И. Слободчиков [10] отмечает, что принципиальная новизна идеи Л.С. Выготского заключается в том, что в его понимании социальная среда, культура - это не условие или один из факторов развития, а источник психического развития личности. Известный психолог Дэвид Мацумото (David Matsumoto) [6], определяет культуру как психологический конструкт и отмечает определяющее влияния культуры на поведение индивида в обществе. При этом автор фокусирует внимание на том, что культурное многообразие общества обусловлено не расой, этничностью или национальностью, а основополагающей психологической культурой индивида. Понятие «культура» Дэвид Мацумото определяет «как динамичную систему правил, эксплицитных и имплицитных, установленных группами с целью обеспечить свое выживание, включая установки, ценности, представления, нормы и модели поведения, общие для группы, но реализуемые различным образом каждым специфическим объединением внутри группы, передаваемые из поколения в поколение, относительно устойчивые, но способные изменяться во времени». Подобное определение культуры касается содержания психики каждого человека, живущего в данной культуре. Именно культура как система субъектных смыслов и ценностных ориентаций и одновременно как духовный потенциал предопределяет вектор и границы поведения индивида в среде.

Образовательное учреждение всегда порождает среду, в которой происходит постоянное порождение и разрушение ее культурного слоя, поэтому задачей образовательной культурной среды является в том числе и защита психики обучаемого от влияния враждебных (суб)культур. «Образование выступает средством трансляции культуры, овладевая которой человек не только адаптируется к условиям постоянно изменяющегося социума, но и становиться способным к неадаптивной активности» [8]. Любое действующее образовательное учреждения - самоорганизующаяся система, которая накапливает и использует свой опыт, свою культуру, как индивидуальный конструкт каждого участника образовательной среды, так и всего образовательного учреждения в целом. Культурная среда, в которой оказывается человек, несет в себе определенные способы взаимодействия с окружающей его действительностью и самим собой. Образование, в свою очередь, воздействует на обучаемого и на окружающую его среду, определяя поведение и самоопределение индивида в данной среде. Как подчеркивает Г.Д. Дмитриев [5], в процессе развития ребенок выбирает ту или иную идентичность, однако он имеет право и на мультиидентичность, которая чаще всего культуросообразна интернациональной среде его становления и развития.

По мнению Р. Хенви: [11] «Свобода культурного самоопределения индивида расширяет его ментальные возможности, делая субъекта «гражданином мира», способным верно понять те культурные атрефакты, с которыми он сталкивается, но которые не принадлежат его культуре. Индивид уходит из-под диктата коллективного подсознания: границы культурных интерпретаций становятся подвижными, мир личности обретает полноту и глубину вновь осваиваемых смыслов; человек начинает лучше понимать другого человека, чья «инаковость» уже не настораживает, а оценивается как необходимое условие продуктивного диалога». Таким образом, поликультурная образовательная среда способствует успешной интеграции личности в национальную и мировую культуру, формируя таким образом как собственно этническое так и общенациональное самосознание индивида. Многокультурная среда формирует многокультурную личность, совершенно иную, более гармоничную форму существования современного человека, помогает ему найти свое место в системе взаимосвязей на социальном, культурном, экономическом и других уровнях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Басов М.Я. Общие основы педологии. СПб.: Алетея, 2007. - 776 с.
  2. Бим-Бад Б.М. Обучение и воспитание через непосредственную среду: теория и практика // Труды кафедры педагогики, истории образования и педагогической антропологии Университета РАО. - 2001. - №3. - С. 28, 48.
  3. Войнова Н.А. Формирование ИКТ-компетентности учащихся начального профессионального образования в образовательной среде учебного заведения. Дисс. на соиск. степени к.пед.наук. СФУ. - Красноярск, 2009. - С. 23. 198 с.
  4. Выготский Л.С. Психология развития личности. - М.: Смысл, 2005. 1136 с.
  5. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. - М., 1999.
  6. Мацумото Д. Психология и культура. - СПб.: прайм - ЕВРОЗНАК, 2002. - 416 с. - С. 31.
  7. Сергеев С.Ф. Методологические основы проектирования обучающих сред// Авиакосмическое приборостроение. - 2006. - №2.
  8. Сергеев С.Ф. Проектирование обучающих сред // Школьные технологии. - 2006. - №3. - С. 58-65.
  9. Сингх Р.Р. Образование в условиях меняющегося мира// Перпективы: Вопросы образования. - Париж: ЮНЕСКО, 1993. - №1. - С. 7-21.
  10. Слободчиков В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры. - М.: Новые ценности образования: Культурные модели школ, 1997. - С. 177-185.
  11. Хенви Р. Достижимая глобальная перспектива / Пер. с англ. - Рязань: Изд-во РГПУ, 1994. - 92 с.

Библиографическая ссылка

Богданова А.И. ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА // Современные наукоемкие технологии. – 2011. – № 1. – С. 113-115;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=26651 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674