Одна из отличительных особенностей современной системы российского образования - переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием, основная идея которого состоит в том, что в решении проблем образования объединяются усилия государства и общества, то есть учителям, учащимся, родителям предоставляется больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации учебного процесса. Выбор прав и свобод личности делает человека не только объектом образования, но и его активным субъектом, самостоятельно строящим собственную образовательную стратегию, способным ориентироваться в широком спектре образовательных программ, учебных заведений, типов общественных отношений [4]. Современная стратегическая задача совершенствования содержания и технологий образования вызвана новыми тенденциями в области образования, как в организации самого педагогического процесса, так и в требованиях к его результату. Одной из современных тенденций развития содержания образования является формирование компетенций, стандартизация - система основных параметров (умений, навыков, способностей), принимаемых в качестве государственной нормы образованности. Наряду с Законом об образовании стандарт образования является основным нормативным документом, несущим толкование определенной части Закона. В Законе Российской Федерации «Об образовании» [1] предусмотрено, что государственными органами власти нормируется лишь минимально необходимый уровень образованности. Поэтому в Государственном стандарте высшего профессионального образования выделяются три компонента: федеральный (обязательный), национально-региональный (вузовский), а также дисциплины и курсы по выбору студента.
Педагогический факультет Ульяновского государственного педагогического университета уже в течение нескольких лет применяет компетентностный подход в организации собственной деятельности, осуществляя реализацию новых технологий, которые обеспечивают будущему специалисту комфортное существование с точки зрения личностных и общественных целей развития. В образовательном процессе педагогического факультета УлГПУ сознательно развивается и утверждается комплексная личностная потребность в соединении узкого профессионализма и универсализма: учебный план предполагает курсы и дисциплины по выбору, факультативы, вне учебного плана - научные кружки, учебно-методические центры, студенческие конференции, форумы, фестивали и т.п. На факультете разработана обобщенная модель формирования личности профессионально компетентного специалиста, которая выполняет функцию системообразующего фактора. Эта модель построена на основе единой профессионально-педагогической концепции, основополагающим фактором которой является формирование у студентов технологических, концептуальных навыков и коммуникативно-речевой культуры. Технологические навыки связаны с освоением конкретной профессии - профессиональная подготовка учителя начальных классов как учителя-предметника и воспитателя, классного руководителя. Концептуальные навыки - это способность прогнозировать события, планировать деятельность класса, больших групп людей, организовывать людей, осуществлять контроль за деятельностью обучаемых, принимать ответственные решения на основе системного анализа. Специфика профессиональной деятельности учителя начальных классов заключается в том, что он является одновременно учителем русского языка, математики, чтения, природоведения, музыки, технологии, изобразительного искусства - и воспитателем, находящимся в непосредственной близости от ребенка в течение всего рабочего дня, формирующим его общую культуру. Поэтому одним из основополагающих качеств профессионально компетентного учителя начальных классов, наряду с другими, является коммуникативно-речевая культура, имеющая непосредственное отношение к общению с различного рода людьми (коллегами, вышестоящими инстанциями, учащимися, их родителями, родственниками и т.п.).
Коммуникативно-речевая культура, составляющая основу общей профессиональной компетенции учителя начальных классов, - это способ и форма социальной интеграции, организации, самоидентификации, социализации личности, которые определяют потенциал системы образования, меру ее воздействия на развитие личности обучающегося. Успешность взаимодействия субъектов образовательного процесса (учителя и ученика) определяется уровнем коммуникативно-речевой культуры взрослого как обязательной составляющей целостного педагогического процесса, средства и условия реализации всех функций и видов профессиональной деятельности.
Формирование коммуникативно-речевой культуры будущего учителя начальных классов как необходимая и важная часть образовательного процесса представляет собой комплекс целенаправленных педагогических воздействий, целью которых является передача обучающимся знаний об окружающем мире, социального опыта, накопленного в процессе культурно-исторического развития общества, а также выработка социально приемлемых и социально одобряемых форм коммуникативно-речевого поведения. Построение эффективной системы формирования коммуникативно-речевой культуры с включением новых дидактических, информационных средств требует теоретического знания законов, по которым протекает процесс обучения. Внешние закономерности процесса обучения характеризуют его зависимость от внешних процессов и условий: социально-экономической, политической ситуации, уровня культуры всей страны, потребностей общества в определенном типе личности и уровне ее образования и культуры в данный исторический период. К внутренним закономерностям относятся связи между компонентами педагогического процесса: целями, содержанием, методами, средствами, формами обучения.
Стратегия государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для специальности «Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью» (УлГПУ) включает также модель формирования коммуникативно-речевой культуры учителя начальных классов, так как у специалиста должна быть развита «...коммуникативная способность... ядро которой составляет коммуникативная компетенция» [3]. Все программы гуманитарного цикла (федеральный, национально-региональный, вузовский компоненты) для будущих учителей начальных классов (педагогический факультет УлГПУ) нацелены на становление коммуникативно-речевой культуры студента, построение гармоничной творческой языковой личности, так как мыслящий, грамотный учитель - главное действующее лицо в начальной школе, а «его осмысление мира, его отношение к другим людям выражается в избираемых им языковых и речевых средствах» [2: 108]. Овладение коммуникативно-речевыми навыками формирует у студентов педагогического факультета профессиональную компетенцию, помогает овладению психолого-педагогическими основами процесса коммуникации, способами моделирования коммуникативных процессов в различных педагогических ситуациях.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Закон Российской Федерации об образовании. - М.: Кгига-сервис, 2005. - 48 с.
- Золотова Г.А. Грамматика как наука о человеке // Русский язык в научном освещении. - 2001. - №1. - С. 107-113.
- Евграфова А.А. Коммуникативная компетенция // Педагогическое речеведение. М: Просвещение, 1998. - С. 81.
- Марцинковская Т.Д., Григорович Л.А. Психология и педагогика: Учебник. - М.: Проспект, 2009. - 464 с.
- Соколова В.В. Культура речи и культура общения. - М.: Просвещение, 1995. - С. 99.
- Федеральная целевая программа развития образования на 2006 - 2010 годы. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 176 с.
Библиографическая ссылка
Кузнецова В.В. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2011. – № 1. – С. 69-71;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=26629 (дата обращения: 21.11.2024).