В работах В. А. Буланичева и Л.А. Серкова [1, 2] на основе модели Лоренца [3] построена модель самоорганизующейся образовательной системы, описывающей взаимодействие спроса и предложения на рынке образовательных услуг. Для пространственно однородной образовательной системы уравнения имели вид
Здесь D - функция спроса на выпускников вуза, S - объем продукта предложения образовательной системы, U - управляющий параметр, связанный с качеством подготовки выпускников вуза (например, отношение числа выпускников вуза, работающих по специальности к среднему значению этого показателя для вузов данной категории).
Первые члены динамической системы являются релаксационными и связаны с затуханиями спроса, предложения и управляющего параметра по мере насыщения рынка труда специалистами соответствующего уровня. Второй член первого уравнения системы (1) связан с взаимодействием рынка труда с образовательной системой и ростом спроса (a2 - коэффициент спроса). Второй член второго уравнения системы (1) отражает наличие положительной обратной связи между спросом специалистов D и уровнем их качества (b2 - коэффициент связи). В третьем уравнении управляющий параметр релаксирует к стационарному значению Ue, обусловленному внешним воздействием среды и соответствующему требованиям рынка труда. Такая релаксация происходит, когда S или D (или обе переменные вместе) стремятся к нулю. Наконец, второй член третьего уравнения системы (1) отражает наличие отрицательной обратной связи (c2 - коэффициент связи), обусловленной тем, что на изменение управляющего параметра отрицательно влияют S и D (ориентация на массовое предложение отрицательно влияет на качество и спрос выпускников).
Все величины, входящие в модель (1), характеризуют поведение системы как целого, то есть представляют значения, усредненные по объему системы (ансамблю всех подсистем и процессов).
Здесь основой синергетического подхода является то обстоятельство, что положительная обратная связь переменных D(t), U(t) с переменной S(t), зависящими от времени, приводит к самоорганизации системы.
Вид динамической системы (1) совпадает с уравнениями Лоренца [1-3], записанными в перенормированных переменных. Запись уравнений Лоренца в форме (1) обусловлена выделением в явном виде параметра Ue, отражающего связь системы с внешней средой и влияющего на самоорганизацию. Этот параметр задает образовательной системе определенные критерии качества учебного процесса.
В дальнейшем с помощью введения в систему (1) времен релаксации и с помощью принципа подчинения быстрых мод медленным [4], в зависимости от соотношения этих времен, были получены различные картины самоорганизации образовательных систем [1, 2].
Так как в работах [1, 2] теоретически рассматривались только редуцированные системы уравнений (динамические системы второго порядка), следующие из трёхмерной динамической системы (1), то рассмотрим подробно эту динамическую систему. Ее особые точки получим в виде:
Характеристическое уравнение для динамической системы (1) запишется в виде
Для первой особой точки это уравнение примет вид
1.
2.
где
Из кубического характеристического уравнения (3) получим:
(2)
Если
(3)
то λ2 < 0, λ3 <0, и приходим к устойчивому узлу (при Uc = Ue имеем λ2 < 0, λ3 =0 ).
Если Uc > Ue , , то λ1,2 имеют комплексно-сопряженный вид с отрицательной действительной частью, и приходим к устойчивому фокусу.
Если Uc < Ue , то λ2 > 0, λ3 <0, и приходим к седлу.
Для второй особой точки характеристическое уравнение (2) примет вид
(4)
где
В окончательном виде уравнение (4) запишем следующим образом
(5)
В этом уравнении свободный член больше нуля (Ue > Uc) и изменять знак может только коэффициент при λ.
Применим к уравнению (5) условия Рауса-Гурвица.
Согласно этих условий, для того, чтобы все корни произвольного кубического уравнения
(6)
с действительными коэффициентами имели отрицательные действительные части, необходимо и достаточно, чтобы все главные диагональные миноры матрицы Гурвица для уравнения (6)
(7)
были положительны:
В нашем случае, эти условия для второй особой точки примут вид
Рассмотрим два частных случая.
1. откуда следует, что Uc = 1.
В этом случае система неравенств (9) приводится к виду:
2.
В этом случае система неравенств (9) приводится к виду:
(10)
Посмотрим в какие неравенства перейдет первое неравенство этой системы на границах второго неравенства этой же системы. Легко видеть, что при c = 0 оно удовлетворяется. Подставляя первую границу второго неравенства системы (10) в первое неравенство этой системы, получим
(11)
В случае, когда Ue стремится к единицы левая часть неравенства (11) стремится к минус бесконечности, а при возрастании Ue она быстро возрастает. Например, при Ue = 2 оно уже не выполняется. Таким образом, в интервале 1 < Ue < 2 существует некоторое пороговое значение параметра Ue, разделяющее области устойчивости и неустойчивости второй особой точки во втором частном случае. Например, если взять значение , которое использовалось в численных экспериментах с моделью (1) в работах [1, 2], то неравенство (11) примет заведомо выполняющейся вид . Таким образом, в этом случае вторая особая точка является устойчивым узлом, что было показано в результате численных экспериментов в работах [1, 2].
Если вместо релаксационного члена в третьем уравнении динамической систе-мы (1) взять логистический член, то эту систему можно записать в виде
(12)
Ее особые точки запишем в виде:
1.
2.
3.
где - аналог Ue предыдущей задачи.
Характеристическое уравнение для динамической системы (12) запишется в виде
(13)
Для первой тривиальной особой точки характеристическое уравнение (13) приводится к виду
и следовательно, приходим к неустойчивому узлу.
Для второй особой точки получим следующее характеристическое уравнение
(14)
которое имеет тот же вид, что и уравнение (3), если в нем положить , . Тогда, если , то приходим к устойчивой особой точке, которая в зависимости от знака неравенства будет устойчивым узлом или фокусом. В случае, если , то приходим к седловой неустойчивой точке.
Таким образом, для второй особой точки результаты качественного анализа ее устойчивости те же, что и для первой особой точки предыдущей задачи. Характеристическое уравнение для третьей особой точки примет вид
(15)
где
Здесь необходимо рассмотреть два случая:
1. - совпадает с предыдущим анализом
2. .
Во втором случае след матрицы A ( ) может равняться нулю, в отличие от первого случая, когда он отрицательный. Характеристическое уравнение (15) приводится к виду
(16)
Применяя к уравнению (16) условия Рауса-Гурвица (6-8), придем к следующим условиям на устойчивость третьей особой точки.
(17)
Отметим, что в эту систему неравенств, в отличие от системы неравенств (9), не входит параметр с2 (он входит в координаты особой точки).
Рассмотрим частный случай, когда . В этом случае система неравенств (17) запишется в виде
(18)
К этой системе неравенств необходимо добавить еще неравенство (второй случай при рассмотрении характеристического уравнения (15)), которое эквивалентно неравенству
(19)
Делая замену βUc = z, рассмотрим систему неравенств (18, 19). Третье неравенство системы неравенств (18) приведем к виду
(20)
и рассмотрим его на границах интервала (19), который с учетом вышеуказанной замены, преобразуется к интервалу .
При z = 0 неравенство (20) переходит в неравенство , которое имеет решения , , из которых только первое решение удовлетворяет двум остальным неравенствам системы неравенств (18): , . Этот случай справедлив при предельном переходе , когда
При неравенство (20) переходит в неравенство α < 2, при этом второе неравенство системы неравенств (18) переходит в тождественное неравенство (2 > 0), а первое - в α < 4. Таким образом, на правой границе неравенства 19) система неравенств (18) удовлетворяется при α < 2, и следовательно, в этом случае третья особая точка динамической системы (12) при a1 = b1 = 1 является устойчивым узлом.
Таким образом, в развитие работ [1, 2] мы проделали качественное исследование исходной трёхмерной модели, что подтвердило раннее полученные теоретические результаты В.А. Буланичева и Л.А. Серкова по редуцированным моделям и их численные эксперименты по исходной трехмерной модели. Данная модель была усложнена с помощью замены простейшего релаксационного члена в третьем уравнении динамической системы (отвечающий за процесс качества подготовки специалистов) на логистический член. Это привело к увеличению числа особых точек с 2 до 3 и позволило получить некоторые новые качественные результаты, касающиеся устойчивости второй и третьей особой точки (первая тривиальная особая точка являлась неустойчивым узлом).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Буланичев В.А., Серков Л.А. Модельный подход к функционированию вузов как самоорганизующихся систем // Информационные технологии. - 2006. - № 3. - С. 68 - 73.
-
Серков Л.А. Синергетические аспекты моделирования социально-экономических процессов. - Екатеринбург: ИЭУрО РАН; Изд-во АМБ, 2008. - 216 с.
-
Lorenz E.N. Deterministic Non-periodic Flow // Journal of the Atmospheric Sciences. - 1963. - Vol. 20. - P. 130.
-
Хакен Г. Синергетика. - М.: Мир, 1980. - 404 с.
Библиографическая ссылка
Московкин В.М., Билаль Н.Е. Сулейман МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ // Современные наукоемкие технологии. – 2011. – № 1. – С. 34-41;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=26608 (дата обращения: 21.11.2024).