Высококачественное преподавание общей патологии в медицинских вузах является залогом подготовки высококвалифицированных специалистов, способствующих сохранению здоровья населения. Общая патология является фундаментальным теоретическим базисом здравоохранения, преподавание её завершает и интегрирует общебиологическую подготовку медицинских специалистов и предваряет начало их клинического обучения. Особенностями современного развития патологии является: с одной стороны - углубление аналитического направления, и развитие патологии интегративной - с другой. Функция каждого органа находится в тесной связи с функциями других органов и систем, а весь комплекс регуляторных механизмов обеспечивает не только тонкое взаимодействие внутри организма, но и приспособление организма как целого к постоянно меняющимся условиям среды. Познание будущими медицинскими специалистами этой сущности является непременным условием, основой понимания патогенеза нарушений и путей их коррекции в организме. Такое понимание является фундаментом медицинского мышления.
Использование современных образовательных технологий в педагогическом процессе ставит своей задачей развитие индивидуальных особенностей его субъектов, в первую очередь - студентов, с высокой степенью эффективности приводящих к запланированному образовательному результату. Развитие продуктивного мышления студентов медицинских вузов является требованием времени, логичным шагом развития педагогической практики. Характерными его особенностями являются самостоятельная познавательная деятельность учащихся и творческое мышление как ключевой элемент результата образования. Вот почему все современные рекомендации по совершенствованию образовательного процесса сходятся на развивающем обучении с использованием активных методов. Одним из таких методов является самостоятельная работа творческого характера, позволяющая развивать продуктивное мышление у будущих специалистов-медиков. Посредством стимулирования этих работ, таких как решение ситуационных задач по общей патологии, формируются способность поиска ответа за пределами известного образца. Нами установлено, что при решении ситуационных задач успешные результаты возрастали с 46-48% до 72-75%, если студенты в группе имели достаточно хорошее представление о функциональных системах и их патологии, чему мы уделяли достаточное внимание.
На данном уровне продуктивной деятельности формируется творческая личность студентов. Постоянный поиск новых решений, их обоснование, обобщение и систематизация полученных знаний, перенос их в нестандартные ситуации делают знания более гибкими, мобильными, вырабатывают умения, навыки и потребность самообразования. Для развития продуктивного мышления студентов на разных этапах обучения мы используем ситуационные задачи различного уровня сложности, учитывая особенности специализации студентов в системе высшего сестринского образования. Применение на практических занятиях (в аудиториях) и внеаудиторных самостоятельных работ творческого характера расширяет возможности учащихся в изучении патологии, позволяет развивать продуктивное мышление при освоении избранной специальности.
Методология преподавания с использованием аналитического и системного подходов, имеющих комплиментарный характер, способствует более глубокому познанию как специфических, так и интегративных функций организма. Реализация этих подходов в изменившихся условиях предусматривает применение компьютерных технологий. Внедрение учебных виртуальных экспериментов направлено на улучшение наглядности и убедительности преподавания основных физиологических и патологических закономерностей. Использование демонстрационных исследований функций человеческого организма и их нарушений позволяет готовить студентов к работе в клинике.
Периодическое переосмысление медицинского образования - естественный вектор на пути совершенствования подготовки отечественных специалистов. Инновационный подход - это организация и внедрение системы «образование-наука-практика» в учебный процесс. Инновационное образование по общей патологии подразумевает овладение, прежде всего современными классическими дефинициями базовых знаний о регуляторных процессах и их нарушениях в организме человека. Такой подход позволяет научить студента практическому мышлению, как предтечи клинического осмысления естественных процессов контроля функций в условиях патологии. Инновационное образование в курсе патологии предполагает создание новых знаний с помощью интегрирования классической фундаментальной науки непосредственно в учебный процесс. Изучение регуляторных возможностей систем организма подразумевает конечную цель: научить студентов управлять этими функциями. Личность лектора -аттрактор инноваций, а инновационное построение практикума открывает путь современным научным исследованиям.
Сегодняшнее состояние образования России со всей остротой ставит проблему улучшения его качества и повышения эффективности, что во многом связано с внедрением новых информационных технологий. Одним из путей решения данной проблемы является внедрение новейших информационных средств в обучение студентов, что приобретает все большую актуальность. На кафедре имеются высококвалифицированные преподаватели, необходимая учебная и учебно-методическая литература. Силами сотрудников кафедры создаются электронные учебные и контролирующие пособия по дисциплине, которые интегрированы в единый сетевой программный комплекс. Он обеспечивает обучение, общение и контроль знаний студентов очно-заочной и заочной форм обучения факультета высшего сестринского образования дистанционно. Данная технология позволяет охватить широкий контингент студентов, существенно минимизирует их временные и финансовые затраты, что особенно важно в условиях дефицита времени и дорогостоящих транспортных услуг. Подавляющее большинство студентов (95%) успешно справляются с заданиями и сдают экзамен по дисциплине. Опыт использования сетевых информационных технологий в учебном процессе в медицинском вузе позволяет успешно решать одну из основных задач современного высшего образования.
В последние годы в связи со снижением уровня здоровья населения, с ростом негативных проявлений в подростковой и молодёжной среде необходимо формирование мотивации ценностей здоровья. Требуется глубокая теоретическая и практическая подготовка по общей патологии человека, которая является естественнонаучной основой формирования мировоззрения человека. При обучении медицинских сестёр-менеджеров целесообразно использовать все формы и методы преподавания этой дисциплины. Большие возможности даёт интеграция этой общей патологии с биохимией, биофизикой, экологией, иммунологией и другими наукам. Исследования и комплексная оценка систем организма позволяет составить алгоритм ориентации человека на здоровый образ жизни. В преподавании патологии особое место отводится изучению глубинных механизмов поддержания гомеостаза, управления поведением человека и их нарушениям. При этом наиболее эффективными являются проблемный подход, творчество, организация исследовательской и самостоятельной работы студентов.
Библиографическая ссылка
Парахонский А.П., Венглинская Е.А. РАЗВИТИЕ ПРОДУКТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ СТИМУЛИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ // Современные наукоемкие технологии. – 2009. – № 9. – С. 129-130;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=26599 (дата обращения: 03.12.2024).