В доюрском комплексе залежи нефти и газа связаны с коллекторами в самых различных породах: карбонатах, песчаниках, гравелитах, кремнисто-глинистых толщах, кварц-серицитовых сланцах, базальтах, туфах и гранитах. В настоящее время нет единой классификации пород-коллекторов доюрского основания. Исходя из анализа геолого-геофизической изученности разреза доюрского основания Западно-Сибирской плиты и объектов наших исследований, рассмотрим более подробно возможные типы пород-коллекторов Фроловской мегавпадины, основываясь на их литологическом составе.
1. Первая группа - это карбонатные породы, характеризуемые кавернозным и трещиннокавернозным типом коллектора. По мнению В. С. Суркова, карбонаты относятся к низкопоровым коллекторам, но продукты гидролиза кальцита и доломита достаточно растворимы и легко выносятся, образуя каверны и пустоты различной формы и величины, вплоть до образования карстовых полостей. Наиболее благоприятные типы пород для образования кавернозных разностей среди карбонатов - доломиты и доломитизированные известняки. Они характеризуются диагенетической пористостью, формированием пустотного пространства при гипергенезе, а также подвержены трещиноватости и брекчированию при выносе кальция по трещинам. Известняки с неоднородным строением также являются благоприятным субстратом для формирования кавернозных коллекторов, по сравнению с чистыми хемогенными разностями. Поэтому известняки органогенные и органогенно-обломочные, чаще оказываются выщелоченными. Наличие примесей, как в составе самих карбонатных пород, так и в виде прослоев отрицательно сказывается на формировании вторичного коллектора по ним. При выщелачивании карбонатов на поверхности накапливается алюмо-силикатный материал, при выветривании которого в зоне гидролиза формируются глины. Последние не только бронируют поверхность, затрудняя дальнейшее выветривание, но и заполняют пустоты выщелачивания. И только в том случае, когда выветривание достигало стадии конечного гидролиза с образованием бокситов или железистых аллитов, характеризующихся повышенными значениями пористости, породы такого профиля становятся улучшенными коллекторами [1].
К примеру, такой тип коллектора встречается в Усть-Тымском и Нюрольском бассейнах, где дебиты нефти достигают 350 м3/сут, а газа до 500 м3/сут. Особого внимания заслуживают породы рифогенных массивов. Открытая пористость кораллового известняка в Малоичской скв. 4 (интервал 3008,9-3013,9 м) составляет 11,3% [2].
2. Следующая группа - это коллекторы по магматическим и метаморфическим породам кислого состава, которые являются наиболее распространенными в фундаменте плиты. В зависимости от минерального состава метаморфических пород по ним формируются вторичные коллекторы как в корах выветривания, так и при тектонических деформациях и гидротермальном воздействии. Все метаморфические породы далее разделены на группы, в зависимости от формирования типа коллектора. В первую очередь, это породы, содержащие в своем составе большое количество устойчивых к выветриванию минералов. Они являются довольно хрупкими и создают, как правило, значительные по мощности и хорошо проницаемые зоны дезинтеграции. При более интенсивном изменении и выветривании гранитов, кислых эффузивов, гнейсов, различных сланцев и терригенных пород с высоким содержанием кремнезема (около 70 %) образуется каолинитовая кварцсодержащая порода. Эти породы сложены устойчивыми к выветриванию минералами: кварцем и калиевыми полевыми шпатами. В гнейсах и кристаллических сланцах дополнительно встречаются - турмалин, гранат и др. Избирательность выветривания приводит к значительной дезинтеграции пород на начальных стадиях процесса. В зоне дезинтеграции возможно накопление кварц-полевошпатовых песков (будущий поровый коллектор). Основным глинистым минералом в профиле выветривания этих пород, как правило, является каолинит, образующийся в жарком влажном климате. Породы этой зоны легко размываются и не сохраняются на повышенных участках рельефа. Поэтому в скважинах, пробуренных по таким породам, чаще всего вскрываются либо неизмененные, либо слабо каолинизированные и дезинтегрированные разности, создающие затем трещинный коллектор.
На территории Западной Сибири и Фроловской мегавпадины нам известны скважины, притоки нефти в которых связаны с вулканогенными кислыми породами. Так, на площади Даниловского месторождения из туфов пепловых потоков в скважине 85 (интервал 1772-1833м) получен приток нефти дебитом 204 м3/сут на 10мм штуцере. Достигнуты притоки нефти также на Убинском и Потанайском месторождениях, в гипабиссальных породах типа гранодиоритов (скв. 317) с дебитом 57,6 м3/сут.
3. Коллекторы по
метаморфическим и магматическим породам основного состава, а также песчано-глинистым сланцам преимущественно с
низким содержанием кварца. При латеритном выветривании они раньше других
достигают стадии гидролиза с образованием бокситов, а последние
о бладают достаточной пористостью и проницаемостью. Однако, по этим породам
формируются
глины гидрослюдисто-каолинитового и монтмориллонит-каолинитового состава. В
ряде скважин
нами были описаны выветрелые отбеленные сланцы каолинит-гидрослюдистого
состава, сохраняющие тонкую линейную слоистость исходных пород.
4. Ультраосновные породы в фундаменте плиты отражены в основном по результатам интерпретации геофизических полей. Пространственно они приурочены к крупным глубинным разломам, расположенным на стыках положительных и отрицательных структур фундамента. Образуют они удлинённые цепочки вдоль разломов. Вскрытые бурением породы относятся к дунитам, перидотитам и пироксенитам.
Ультраосновные породы в центральных районах Западной Сибири представлены в основном семейством пикритов [3]. Они обнаружены в скважине, расположенной в центральной части Нижневартовского палеозойского выступа, на территории Сенчинского месторождения. На Фестивальной площади в скважине 252 (интервал 3016-3100м) опробовались юрские аргиллиты и доюрские серпентиниты. Фонтанный приток нефти на 8-мм штуцере был равен 43 т/сут. На Ленинском месторождении Западной Сибири из разуплотненных трещиноватых серпентинитов получен приток в 500 тыс. м3/сут, причем серпентиниты разуплотнены по причине пребывания в зоне разлома [4].
5. Наиболее значимые примеры объектов c продуктивной корой выветривания представляют месторождения нефти Шаимского мегавала, Красноленинского и Нижневартовского сводов. Притоки нефти из зоны трещиноватых пород и кор выветривания получены также по ряду площадей: Поттымской, Каменной, Пальяновской, Постнокортской, Восточно-Елизаровской и др. Коллекторы в них трещинно-каверновые и локализованы главным образом в зонах новейших разрывных нарушений.
Значительный интерес к корам выветривания определяется и тем обстоятельством, что вскрытие потенциально продуктивных объектов в районах, где нефтегазоносные горизонты осадочного чехла залегают в прифундаментной части и требует лишь незначительного углубления скважин. При этом можно ожидать, что коры выветривания будут содержать либо самостоятельные залежи, либо образовывать единый резервуар с вышележащими или примыкающими горизонтами.
При образовании вторичных коллекторов большое значение имеют разломы, формирующие зоны трещиноватости не только в кровле фундамента, но и существенно глубже. Образование зон трещиноватости происходит при деформационных глубинных процессах, сопровождающихся разгрузкой давлений на значительной глубине. При таких напряжениях, по мнению В. С. Суркова, Л.В. Смирнова и др., практически любая порода становится трещиноватой [1]. Разломы, сопровождающиеся магматическими телами, можно рассматривать как зоны наибольшей трещиноватости. Только в случае унаследованной активизации тектонических процессов наблюдается проницаемость этих зон. "Долгоживущие" разломы, проявляющиеся и в чехле плиты, являются показательными для выявления зон повышенной трещиноватости в фундаменте (трещинного типа коллектора).
Таким образом, сегодня подавляющее большинство геологов Сибири большое значение в формировании и развитии коллекторов в доюрском комплексе пород придают разломам, вдоль которых повсеместно отмечаются зоны наибольшей трещиноватости. К. А. Клещёв и В. С. Шеин (2004 г) считают, что вдоль таких разломов под влиянием гидротермальных и деформационных процессов происходило и, видимо, происходит в настоящее время формирование трещинно-поровых и кавернозных коллекторов, которые в благоприятных условиях могут стать природными резервуарами нефти и газа. Наша группа исследователей полностью поддерживает развиваемые сегодня научно-практические представления о перспективах доюрского комплекса, как объекте добычи нефти в XXI веке.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Сурков В.С., Смирнов Л.В., Смирнова Л.Г., Фатеев А.В. Геологическое строение и проблемы нефтегазоносности фундамента западно-сибирской плиты. // Материалы научно - практической конференции «Круглый стол» по теме: «Перспективы нефтегазоносности палеозойских отложений на территории Ханты-Мансийского автономного округа». -г. Когалым, 2003г.
2. Крылов В.А., Летавин А.И., Оруджева Д.С. и др. Перспективы нефтегазоносности доюрских отложений молодых платформ. - М.:Наука, 1981. - с.168
3. Яцканич Е.А. Вулканиты центральных районов Широтного Приобья. // Материалы научно -практической конференции «Круглый стол» по теме: «Перспективы нефтегазоносности палеозойских отложений на территории Ханты-Мансийского автономного округа». - г. Когалым, 2003 г.
4. Денк С. О. Перспективы нефтегазодобычи. «Нетипичные» продуктивные объекты, нетрадиционные источники углеводородного сырья, интенсивные геотехнологии. - Пермь:Электронные издательские системы, 2006. - 405 стр. Издание 3-е, исправленное и дополненное.
Библиографическая ссылка
Гилязова С.М. ВТОРИЧНЫЕ КОЛЛЕКТОРЫ ДОЮРСКОГО КОМПЛЕКСА ПОРОД ФРОЛОВСКОЙ МЕГАВПАДИНЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ НЕФТЕГАЗОНОСНОСТИ // Современные наукоемкие технологии. – 2009. – № 9. – С. 126-128;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=26596 (дата обращения: 21.11.2024).