авторской модели движения автотранспортных средств по улично-дорожной сети города распределение интервалов по времени между автомобилями по всем направлениям движения принято подчиненным закону Эрланга k-го порядка. В этих предположениях была разработана аналитическая реализация модели, позволяющая рассчитывать основные характеристики обслуживания автомобилей как на нерегулируемом, так и на регулируемом перекрестках.
Вся улично-дорожная сеть города представлена в виде ориентированного графа, вершинами которого являются перекрестки. Необходимую для расчетов информацию об улично-дорожной сети конкретного населенного пункта предлагается хранить в двух связанных базах данных, структура которых представлена ниже.
1) № - номер квартала (дуги графа) в улично-дорожной сети, соединяющего перекрестки I и II;
2) S1 и S2 - пересекающиеся улицы, образующие перекресток I (вершину I графа);
3) S3 и S4 - пересекающиеся улицы, образующие перекресток II (вершину II графа);
4) Control - наличие светофорного регулирования;
5) Priority - главная или второстепенная улица;
6) Length - длина квартала;
7) Col - количество полос для движения;
8) IntA1, IntA2 и т. д. - интенсивность по полосам в направлении А;
9) Inffi1, InJ32 и т.д. - интенсивность по полосам в направлении В.
1)№ - совпадает с номером квартала, соединяющего перекрестки I и II в таблице 1;
2)S1 и S2 - пересекающиеся улицы, образующие перекресток I (вершину I графа);
3)IntC line1, IntC line2 и т.д. - интенсивность по полосам в направлении С улицы, пересекающей перекресток I;
4) IntD line1, IntD line2 и т.д. - интенсивность по полосам в направлении D улицы, пересекающей перекресток I.
Маршрут задается последовательным перечислением вершин (перекрестков). Для каждого из возможных маршрутов рассчитывается интегрированный показатель К его эффективности, позволяющий выбрать оптимальный маршрут:
где К1 - длина маршрута (в километрах);
К2 - математическое ожидание числа заторов на маршруте;
К3 - математическое ожидание времени, проведенного в «пробках» на данном маршруте; К4 - затраченное время при движении по данному маршруту.
a1, а2, а3, а4 - уровни значимости соответствующих характеристик.
Оптимальный маршрут выбирается по принципу К→min.
Для реализации данного алгоритма авторами разработана программа в среде Delphi 6.
Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ, грант № 08-08-´2´69.
Библиографическая ссылка
Наумова Н.А., Данович Л.М., Савин В.Н., Булатникова И.Н., Круглова И.А. АЛГОРИТМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОПТИМАЛЬНОГО МАРШРУТА ДВИЖЕНИЯ АВТОМОБИЛЯ В РАМКАХ УЛИЧНО-ДОРОЖНОЙ СЕТИ // Современные наукоемкие технологии. – 2009. – № 9. – С. 80-81;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=26557 (дата обращения: 21.11.2024).