Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ЗНАЧЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ СЛОЖНЫМ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫМ БИМАНУАЛЬНЫМ ДВИЖЕНИЯМ

Михайлов И.В. Ткаченко П.В.
Проведено исследование взаимосвязи моторной и зрительной асимметрии и уровня координации рук при различных формах двигательной тренировки у мужчин и женщин. Показано, что вклад моторной и зрительной асимметрии при реализации двигательной активности в зависимости от пола и типа обучения различен.
моторная асимметрия
зрительная асимметрия
уровень координации рук
двигательная тренировка

У человека асимметричное развитие полушарий начинается уже на этапе эм­бриогенеза [1, 4], что приводит к форми­рованию индивидуального профиля межполушарной функциональной асиммет­рии, имеющего, в том числе, половые различия [1]. Предполагается, что в осно­ве моторной асимметрии лежит анатоми­ческая асимметрия моторных зон коры головного мозга [3]. В основе развития моторной асимметрии лежит деятель­ность периферии в ранние периоды онто­генеза, что, в свою очередь, ведет к мик­роструктурным перестройкам на уровне коры головного мозга [2]. Отмечено, что переучивание левши в раннем возрасте, не изменяет характер сенсорной и психи­ческой асимметрии, и он отличен от тако­вого у правшей [4]. Моторная асимметрия может изменяться в разные возрастные периоды, сенсорная асимметрия так же обладает динамическими свойствами и является характеристикой деятельности центральных систем. Более выраженная асимметрия у правшей обусловлена большим абсолютным значением «индекса асимметрии мощности» полушарий го­ловного мозга, чем у левшей [1, 2, 4], что в свою очередь связано с особенностями организации пространственно-времен­ного континуума правшей. Известно, что адаптивные способности организма нахо­дятся в прямо пропорциональной зависи­мости от выраженности асимметрии, что, обусловливает превалирование в популя­ции правшей (80 - 89%) над левшами (10 - 20%) [2].

Несомненно, что функциональная асимметрия оказывает большое влияние на формирование различных двигатель­ных навыков в том числе и точных бима­нуальных движений.

Однако роль межполушарной асим­метрии в обучении бимануальным движе­ниям испытуемых обоего пола в зависимости от способа тренировки и сложно­сти выполняемого задания в литературе отражена недостаточно, что и определило цель настоящего исследования.

Исследование проводилось на 60 ис­пытуемых мужского и 60 испытуемых женского пола. Испытуемые каждого по­ла были распределены на 2 группы. В одной из групп (группа А) в качестве обучения бимануальным движениям использовалось пятикратное повторение суппортметрических заданий (простого и сложного), в другой группе (группа Б) кроме того, использовалась сопряженная многоканальная электронейромиостимуляция (СМЭНМС), проводимая авторски­ми электродами («Электроды для сопря­женной многоканальной электронейромиостимуляции», патент РФ на полез­ную модель, № 63229), которые накла­дывались в проксимальной и дистальной трети ладонной и тыльной поверхностей предплечья на области соответствующих сгибателей и разгибателей. СМЭНМС проводилась с использованием многока­нального портативного электронейромиостимулятора «АВИСТИМ». Суппорт-метрия реализовывалась согласно реко­мендациям. Оценивался интегральный показатель координации (ИНК) характе­ризующий уровень бимануальной коор­динации [5]. Моторная и зрительная асимметрия оценивалась по стандартной методике [1]. Кроме того, был предло­жен авторский тест, позволяющий оце­нить моторную асимметрию - «тест со скрепками» сущность которого заключается в расположении скрепок в виде сложной фигуры, обладающей зеркаль­ной симметрией, одновременно двумя руками. Рука, выполнившая часть фигу­ры наиболее геометрически четко оценивается как ведущая.

Нри статистической обработке рас­считывались средние значения рассмат­риваемых показателей с ошибкой. Нроводился полный корреляционных анализ.

Результаты, полученные в группах испытуемых мужского и женского пола при исследовании корреляционных взаимосвязей средних значений показателей моторной, зрительной асимметрий и ИНК после двигательной тренировки и проце­дур СМЭНМС представлены в нижесле­дующей таблице.

На основе обнаруженных особенно­стей корреляционных связей установле­но, что в группе испытуемых мужского пола при обучении простым целенаправ­ленным движениям рук путем двигатель­ной тренировки наибольшую роль играет левая рука, и, следовательно, правое полушарие. Использование процедур СМЭНМС необходимо проводить с уче­том интенсивности зрительного контро­ля, который вносит значимый вклад, за счет более эффективной работы нейро-моторного аппарата.

Нри обучении сложным бимануаль­ным целенаправленным движениям рук использование СМЭНМС будет более эффективным у лиц с выраженной мо­торной асимметрии, причем вне зависи­мости от того, какое полушарие является доминантным.

В группе испытуемых женского пола при обучении простым целенаправлен­ным движениям рук путем двигательной тренировки наибольшую роль играет ле­вая рука; при использовании процедур СМЭНМС ведущая роль принадлежит правой руке. Нрименение СМЭНМС аде­кватно у лиц с выраженной зрительной асимметрией, а двигательная тренировка более эффективна при равном вкладе правого и левого глаза в контроле реали­зации движения.

Нри обучении сложным бимануаль­ным целенаправленным движениям рук, можно предположить, что использование СМЭНМС будет более эффективным у лиц с выраженной моторной и зритель­ной асимметрией, в то время как двига­тельная тренировка, позволяет добиться высоких результатов амбидекстрам и ли­цам не имеющим выраженной зритель­ной асимметрии.

Таким образом, проведенные иссле­дования свидетельствуют о том, что обу­чение бимануальным двигательным навыкам необходимо проводить с учетом индивидуального профиля моторной, сенсорной асимметрии и пола обучаю­щегося. Это справедливо и в отношении стандартной двигательной тренировки и в отношении обучения с электростимуляционным подкреплением. Нолученные результаты могут служить основанием для разработки рекомендаций для про­фессионального отбора в спорте и на производствах, требующих тонкой координации движений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.  Брагина, Н.Н. Функциональные асим­метрии человека / Н.Н. Брагина, Т.А. Добро­хотова. - М.: Медицина, 1981. - 288 с.

2.  Леутин, В.Н. Нсихофизиологические механизмы адаптации и функциональная асимметрия мозга / В.Н. Леутин, Е.И. Николаева. - Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1988. - 190 с.

3.  Савельев, С.В. Стереоскопический атлас мозга человека / С.В Савельев. - М.: ООО «AREA XVII», 1996. - 352 с.

4.  Спрингер, С. Левый мозг, правый мозг: пер. с англ. / С. Спрингер, Г. Дейч. -М.: Мир, 1983. - 256 с.

5.  Ткаченко, Н.В. Функциональные взаимоотношения характеристик компонен­тов сенсомоторной сферы и произвольной двигательной активности: автореф. дис. ... канд. мед. наук; 03.00.13-физиология / Н. В. Ткаченко. - Курск, 2004. - 21 с.


Библиографическая ссылка

Михайлов И.В., Ткаченко П.В. ЗНАЧЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ СЛОЖНЫМ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫМ БИМАНУАЛЬНЫМ ДВИЖЕНИЯМ // Современные наукоемкие технологии. – 2009. – № 9. – С. 59-62;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=26547 (дата обращения: 13.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674