У человека асимметричное развитие полушарий начинается уже на этапе эмбриогенеза [1, 4], что приводит к формированию индивидуального профиля межполушарной функциональной асимметрии, имеющего, в том числе, половые различия [1]. Предполагается, что в основе моторной асимметрии лежит анатомическая асимметрия моторных зон коры головного мозга [3]. В основе развития моторной асимметрии лежит деятельность периферии в ранние периоды онтогенеза, что, в свою очередь, ведет к микроструктурным перестройкам на уровне коры головного мозга [2]. Отмечено, что переучивание левши в раннем возрасте, не изменяет характер сенсорной и психической асимметрии, и он отличен от такового у правшей [4]. Моторная асимметрия может изменяться в разные возрастные периоды, сенсорная асимметрия так же обладает динамическими свойствами и является характеристикой деятельности центральных систем. Более выраженная асимметрия у правшей обусловлена большим абсолютным значением «индекса асимметрии мощности» полушарий головного мозга, чем у левшей [1, 2, 4], что в свою очередь связано с особенностями организации пространственно-временного континуума правшей. Известно, что адаптивные способности организма находятся в прямо пропорциональной зависимости от выраженности асимметрии, что, обусловливает превалирование в популяции правшей (80 - 89%) над левшами (10 - 20%) [2].
Несомненно, что функциональная асимметрия оказывает большое влияние на формирование различных двигательных навыков в том числе и точных бимануальных движений.
Однако роль межполушарной асимметрии в обучении бимануальным движениям испытуемых обоего пола в зависимости от способа тренировки и сложности выполняемого задания в литературе отражена недостаточно, что и определило цель настоящего исследования.
Исследование проводилось на 60 испытуемых мужского и 60 испытуемых женского пола. Испытуемые каждого пола были распределены на 2 группы. В одной из групп (группа А) в качестве обучения бимануальным движениям использовалось пятикратное повторение суппортметрических заданий (простого и сложного), в другой группе (группа Б) кроме того, использовалась сопряженная многоканальная электронейромиостимуляция (СМЭНМС), проводимая авторскими электродами («Электроды для сопряженной многоканальной электронейромиостимуляции», патент РФ на полезную модель, № 63229), которые накладывались в проксимальной и дистальной трети ладонной и тыльной поверхностей предплечья на области соответствующих сгибателей и разгибателей. СМЭНМС проводилась с использованием многоканального портативного электронейромиостимулятора «АВИСТИМ». Суппорт-метрия реализовывалась согласно рекомендациям. Оценивался интегральный показатель координации (ИНК) характеризующий уровень бимануальной координации [5]. Моторная и зрительная асимметрия оценивалась по стандартной методике [1]. Кроме того, был предложен авторский тест, позволяющий оценить моторную асимметрию - «тест со скрепками» сущность которого заключается в расположении скрепок в виде сложной фигуры, обладающей зеркальной симметрией, одновременно двумя руками. Рука, выполнившая часть фигуры наиболее геометрически четко оценивается как ведущая.
Нри статистической обработке рассчитывались средние значения рассматриваемых показателей с ошибкой. Нроводился полный корреляционных анализ.
Результаты, полученные в группах испытуемых мужского и женского пола при исследовании корреляционных взаимосвязей средних значений показателей моторной, зрительной асимметрий и ИНК после двигательной тренировки и процедур СМЭНМС представлены в нижеследующей таблице.
На основе обнаруженных особенностей корреляционных связей установлено, что в группе испытуемых мужского пола при обучении простым целенаправленным движениям рук путем двигательной тренировки наибольшую роль играет левая рука, и, следовательно, правое полушарие. Использование процедур СМЭНМС необходимо проводить с учетом интенсивности зрительного контроля, который вносит значимый вклад, за счет более эффективной работы нейро-моторного аппарата.
Нри обучении сложным бимануальным целенаправленным движениям рук использование СМЭНМС будет более эффективным у лиц с выраженной моторной асимметрии, причем вне зависимости от того, какое полушарие является доминантным.
В группе испытуемых женского пола при обучении простым целенаправленным движениям рук путем двигательной тренировки наибольшую роль играет левая рука; при использовании процедур СМЭНМС ведущая роль принадлежит правой руке. Нрименение СМЭНМС адекватно у лиц с выраженной зрительной асимметрией, а двигательная тренировка более эффективна при равном вкладе правого и левого глаза в контроле реализации движения.
Нри обучении сложным бимануальным целенаправленным движениям рук, можно предположить, что использование СМЭНМС будет более эффективным у лиц с выраженной моторной и зрительной асимметрией, в то время как двигательная тренировка, позволяет добиться высоких результатов амбидекстрам и лицам не имеющим выраженной зрительной асимметрии.
Таким образом, проведенные исследования свидетельствуют о том, что обучение бимануальным двигательным навыкам необходимо проводить с учетом индивидуального профиля моторной, сенсорной асимметрии и пола обучающегося. Это справедливо и в отношении стандартной двигательной тренировки и в отношении обучения с электростимуляционным подкреплением. Нолученные результаты могут служить основанием для разработки рекомендаций для профессионального отбора в спорте и на производствах, требующих тонкой координации движений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Брагина, Н.Н. Функциональные асимметрии человека / Н.Н. Брагина, Т.А. Доброхотова. - М.: Медицина, 1981. - 288 с.
2. Леутин, В.Н. Нсихофизиологические механизмы адаптации и функциональная асимметрия мозга / В.Н. Леутин, Е.И. Николаева. - Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1988. - 190 с.
3. Савельев, С.В. Стереоскопический атлас мозга человека / С.В Савельев. - М.: ООО «AREA XVII», 1996. - 352 с.
4. Спрингер, С. Левый мозг, правый мозг: пер. с англ. / С. Спрингер, Г. Дейч. -М.: Мир, 1983. - 256 с.
5. Ткаченко, Н.В. Функциональные взаимоотношения характеристик компонентов сенсомоторной сферы и произвольной двигательной активности: автореф. дис. ... канд. мед. наук; 03.00.13-физиология / Н. В. Ткаченко. - Курск, 2004. - 21 с.
Библиографическая ссылка
Михайлов И.В., Ткаченко П.В. ЗНАЧЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ СЛОЖНЫМ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫМ БИМАНУАЛЬНЫМ ДВИЖЕНИЯМ // Современные наукоемкие технологии. – 2009. – № 9. – С. 59-62;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=26547 (дата обращения: 21.11.2024).