В условиях реформирования системы высшего образования актуальна проблема организации учебной деятельности студентов, разработка качественно иных профессиональнообразовательных программ подготовки будущих специалистов. Одним из важных, на наш взгляд, принципов организации педагогического процесса должно выступать создание условий для выбора и построения студентами собственной программы образования и самообразования, формирования личной ответственности за процесс и результат учения.
Реализацию этого принципа можно обеспечить, превращая студента из объекта педагогических воздействий в субъект образования. При этом учебное заведение должно создать обучающимся возможности продуктивного решения задач личностного развития, вводить их в смыслы, назначения, ценности, содержание профессиональной деятельности, особенности её освоения и реализации. Превращение студента в субъекта, заинтересованного в самоизменении, обусловливает в дальнейшем становление его как профессионала, способного к построению своей деятельности, её изменению и развитию, способствует формированию профессионального мышления.
Учитывая субъектную парадигму построения развивающего образования (В. А. Петровский), которая составила альтернативу парадигме ЗУНов, понятен смысл рассмотрения человека как подлинного Субъекта Мира, саморазвивающегося и самосовершенствующегося. Так, субъектразвивающее образование предполагает, что преподаватели вовлекают студента в такую предметнопрофессиональную среду, в которой становится возможным движение их собственной деятельности, осуществление надситуативных актов познания (способности «чувствовать проблемы» (Дж. Гилфорд), проявление «интеллектуальной активности» (Д.Б. Богоявленская), «активной флексибильности» (Г. В. Залевский), «умения видеть проблемы» (С. Л. Рубинштейн)), творчества, эмоционального освоения мира профессии. Преподаватель создает для студента условия проявления и переживания им собственной субъектности.
Для того чтобы способствовать проявлению субъектной активности студентов, поддерживать и развивать их способности и склонности, научить самостоятельно мыслить, анализировать и обобщать получаемую информацию, преподавателю необходимо выбирать наиболее эффективные методы обучения, формы организации учебного процесса, творчески подходить к решению педагогических задач.
Эффективное обучение, на наш взгляд, невозможно без такой организации учебной деятельности, при которой студент, поняв, что именно он не знает, не умеет, сам начинает активно действовать, восполняя недостаток знаний или умений, воспринимает точку зрения преподавателя как один из возможных вариантов решения учебной задачи, проблемы, соотносит с собственными представлениями, сравнивает с другими точками зрения в учебной группе.
Для того чтобы инициировать проявления субъектной активности студентов, весьма важно оптимизировать такие формы организации учебного процесса как проблемные семинары, тематические «капустники», научное руководство исследовательскими проектами студентов (курсовыми, дипломными работами). Это обеспечит инициативное проникновение студентов в мир осваиваемой профессии, будет способствовать формированию профессионального мышления, становлению профессионально важных качеств. В целом поисковая деятельность студента важна не только для развития навыков самостоятельного обучения, но и помогает осознать значимость изучаемого предмета, ценность приобретаемой специальности.
Также важно уделять особое внимание организации и проведению студенческих конференций, в рамках которых студенты получают уникальную возможность заявить об интересующих их научных проблемах, темах научноисследовательских работ, оценить свои способности в сравнении с другими участниками конференции, что, безусловно, активизирует студентов, мобилизует, мотивирует к совершенствованию.
Таким образом, одним из показателей эффективности выбранных методов и форм организации учебного процесса студентов могут выступать проявления их субъектной активности. Тогда цель преподавания можно рассматривать как оптимальное раскрытие личностных, деятельностных и индивидуальных резервов студентов, создание условий для проявления субъектной активности студентов, стремящихся к профессиональному росту и самосовершенствованию.
Библиографическая ссылка
Кочетовская Е. В. СУБЪЕКТНАЯ АКТИВНОСТЬ СТУДЕНТОВ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА // Современные наукоемкие технологии. – 2009. – № 7. – С. 92-93;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=26512 (дата обращения: 10.12.2024).