Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

СУБЪЕКТНАЯ АКТИВНОСТЬ СТУДЕНТОВ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Кочетовская Е. В.

В условиях реформирования системы высше­го образования актуальна проблема организации учебной деятельности студентов, разработка каче­ственно иных профессиональнообразовательных программ подготовки будущих специалистов. Одним из важных, на наш взгляд, принципов ор­ганизации педагогического процесса должно вы­ступать создание условий для выбора и построе­ния студентами собственной программы образова­ния и самообразования, формирования личной ответственности за процесс и результат учения.

Реализацию этого принципа можно обеспе­чить, превращая студента из объекта педагогиче­ских воздействий в субъект образования. При этом учебное заведение должно создать обучаю­щимся возможности продуктивного решения за­дач личностного развития, вводить их в смыслы, назначения, ценности, содержание профессио­нальной деятельности, особенности её освоения и реализации. Превращение студента в субъекта, заинтересованного в самоизменении, обусловли­вает в дальнейшем становление его как профес­сионала, способного к построению своей деятель­ности, её изменению и развитию, способствует формированию профессионального мышления.

Учитывая субъектную парадигму построения развивающего образования (В. А. Петровский), которая составила альтернативу парадигме ЗУНов, понятен смысл рассмотрения человека как подлинного Субъекта Мира, саморазвивающе­гося и самосовершенствующегося. Так, субъект­развивающее образование предполагает, что пре­подаватели вовлекают студента в такую предмет­нопрофессиональную среду, в которой становит­ся возможным движение их собственной деятель­ности, осуществление надситуативных актов по­знания (способности «чувствовать пробле­мы» (Дж. Гилфорд), проявление «интеллекту­альной активности» (Д.Б. Богоявленская), «актив­ной флексибильности» (Г. В. Залевский), «умения видеть проблемы» (С. Л. Рубинштейн)), творчест­ва, эмоционального освоения мира профессии. Преподаватель создает для студента условия проявления и переживания им собственной субъектности.

Для того чтобы способствовать проявлению субъектной активности студентов, поддерживать и развивать их способности и склонности, научить самостоятельно мыслить, анализировать и обоб­щать получаемую информацию, преподавателю необходимо выбирать наиболее эффективные ме­тоды обучения, формы организации учебного про­цесса, творчески подходить к решению педагоги­ческих задач.

Эффективное обучение, на наш взгляд, не­возможно без такой организации учебной деятель­ности, при которой студент, поняв, что именно он не знает, не умеет, сам начинает активно действо­вать, восполняя недостаток знаний или умений, воспринимает точку зрения преподавателя как один из возможных вариантов решения учебной задачи, проблемы, соотносит с собственными представлениями, сравнивает с другими точками зрения в учебной группе.

Для того чтобы инициировать проявления субъектной активности студентов, весьма важно оптимизировать такие формы организации учебного процесса как проблемные семинары, темати­ческие «капустники», научное руководство иссле­довательскими проектами студентов (курсовыми, дипломными работами).   Это обеспечит инициа­тивное проникновение студентов в мир осваивае­мой профессии, будет способствовать формирова­нию профессионального мышления, становлению профессионально важных качеств. В целом поис­ковая деятельность студента важна не только для развития навыков самостоятельного обучения, но и помогает осознать значимость изучаемого пред­мета, ценность приобретаемой специальности.

Также важно уделять особое внимание орга­низации и проведению студенческих конферен­ций, в рамках которых студенты получают уникальную возможность заявить об интересующих их научных проблемах, темах научноиссле­довательских работ, оценить свои способности в сравнении с другими участниками конференции, что, безусловно, активизирует студентов, мобили­зует, мотивирует к совершенствованию.

Таким образом, одним из показателей эффек­тивности выбранных методов и форм организации учебного процесса студентов могут выступать проявления их субъектной активности. Тогда цель преподавания можно рассматривать как оптималь­ное раскрытие личностных, деятельностных и ин­дивидуальных резервов студентов, создание усло­вий для проявления субъектной активности сту­дентов, стремящихся к профессиональному росту и самосовершенствованию.


Библиографическая ссылка

Кочетовская Е. В. СУБЪЕКТНАЯ АКТИВНОСТЬ СТУДЕНТОВ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА // Современные наукоемкие технологии. – 2009. – № 7. – С. 92-93;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=26512 (дата обращения: 10.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674