Разразившийся мировой экономический кризис, может быть в последний раз, дал шанс Российской туристской индустрии вернуть россиян на отечественные курорты и восстановить утраченные позиции внутреннему туризму. По итогам новогодних (2009 года) праздников совокупное снижение спроса на туристские услуги составило порядка 30%.(!)1 И по прогнозу специалистов снижение спроса продолжится и в ближайшем будущем. Ослабление рубля, рост безработицы, снижение доходов населения будет делать путешествия (особенно заграничные) всё более накладным занятием.
Несмотря на спешно введённые скидки зарубежными гостиницами, стоимость авиаперевозок в рублёвом выражении всё равно выросла и тем самым нивелировала скидки хотельеров. В свете растущей курсовой разницы более предпочтительными уже летом могут оказаться внутрироссийские направления. В этом и будет положительное влияние мирового финансового кризиса, который повернёт российского туриста лицом к неисчерпаемому туристскому потенциалу нашей необъятной страны.
Но готова ли туристская индустрия к такому неожиданному повороту событий и смене туристских предпочтений? Авторы опасаются утвердительно ответить на этот вопрос. Пока фактически у внутреннего туристского потока в России существует только два (!) наработанных направления: пляжный отдых в Краснодарском крае и экологический лечебнооздоровительный на Кавказских Минеральных Водах. На них приходится 40% (!) всего внутреннего туризма. При этом цены на отдых в Сочи уже давно превышали соответствующие турецкие цены, а мировой кризис сочинцы восприняли как повод повысить цены (?!). Недавно стало известно, что гостиницы «всероссийской здравницы» в преддверии нового сезона уже объявили об увеличении цен на свои услуги. Не последуют ли за ними санатории Кавминвод, да и по примеру транспортных компаний, существенно повысившими тарифы на перевозку пассажиров. Как бы не ответили и они на эту ситуацию очередным повышением цен, подгоняя их под «европейский» уровень..
Авторы уже вносили предложения по развитию санаторнотуристского комплекса Кавказских Минеральных Вод в своих статьях в журналах
К итогам туристского сезона//М. Ж.»Турбизнес», №2, С.14.
Российской Академии Естествознания2. [См.: 1.6667; 2.132.], в том числе и по стоимости путёвки на лечение. Однако, существенных изменений не произошло. Вернёмся вкратце к нашим предложениям в свете происшедших событий.
Отмечалось, что, даже в условиях переходного периода к социальноориентированной рыночной экономике, 27% россиян не имели возможности, изза отсутствия средств, поехать на лечение и отдых изза повышения на 30% стоимости путёвки , по сравнению с 2004 годом, но и позже она повышались неоднократно. Вносились предложения о передаче профсоюзных санаториев, пансионатов и учреждений туризма в ведение Министерства здравоохранения и социального развития РФ, а собственность на них и земли с природными гидроминеральными ресурсами муниципальным органам. Кроме того, в целях недопущения «разбазаривания» земель городовкурортов Кисловодск, Ессентуки, Пятигорск и Железноводск и районов, входящих в регион Кавминвод, в интересах развития Особой экономической зоны рекреационного типа (ОЭЗ РТ «КМВ»), устанавливать повышенную плату за землю с желающих её приобрести и только для налаживания производства товаров курортного назначения или создания предприятий, обслуживающих курорт и курортников. Ставился также вопрос об интеграции санаторнокурортной и туристической сфер в единый Экологический санаторнокурортный и туристической комплекс, способный обеспечить успешное выполнение «Стратегии социальноэкономического развития особоохраняемого экологокурортного региона Российской Федерации Кавказских Минеральных Вод до 2020 года на базе ОЭЗ РТ «КМВ».
Большой проблемой, на наш взгляд, и поныне, является недостаточное использование рыночных экономических законов в санаторнокурортной сфере, проявляющееся в том, что в зимнее время спрос на путёвки падает, но цены на путёвки не снижаются против заранее запланированной. Причём 100процентная заполняемость санатория в зимнее время «достигается» путём исключения определённого количества коек из их общего количества по санаторию для проведения ремонта. К тому же, количество коек в 2007 г. в санаториях и организациях отдыха в России сократилось по равнению с 2005 годом на 12 тысяч3.
Как известно, основой формирования стоимости путёвки является структура расходов на один койкодень. Этот показатель меняется изза колебаний цен на коммунальные услуги, продукты питания, транспортные расходы, на покупную минеральную воду и лечебную грязь, на медикаменты и лечение, роста заработной платы. В здравницах КМВ цены характеризуются существенным ростом, вследствие повышения уровня налогов и увеличения в структуре себестоимости путевки расходов на вышеперечисленные компоненты.
Цена путевок, которая берется в расчет планирования средств на очередной финансовый год, зачастую не обеспечивает рентабельную работу здравниц. Об этом свидетельствует структура себестоимости путёвки по санаториям КМВ в 2007 году: продукты питания 18%, медикаменты и инструменты 8%, культмероприятия 1%, социальные отчисления 4%, заработная плата 14%, прочие расходы 16%, коммунальные услуги 39%4. Это объясняется тем, что в перечень калькулируемых затрат включен чрезвычайно малый объем лечебных услуг (8%), при слишком высокой доле коммунальных услуг, что вызывает законные возмущения лечащихся, тем более, что за дополнительные услуги приходится доплачивать.
В то же время, у санаториев имеются резервы для снижения затрат. Рассматривая структуру расходов обычной путевки (себестоимость 16000 рублей или 760 руб. в день), можно отметить, что, например, крупнейшая статья затрат коммунальные платежи (39%), которые составляют 300 руб. на койкодень, а в 2008 году ещё существенно повышены. Или явно завышенная следующая статья прочие расходы составляет 16% (120 руб. в день). Именно в таких нерасшифрованных статьях затрат скрываются резервы для сокращения затрат.
Снижение неэффективных расходов позволит санаториям либо уменьшить цены на путевки, либо направить сэкономленные деньги на увеличение набора оказываемых услуг и повышение их качества
Но есть и другой подход при формировании цены на путёвки. В рыночных условиях, чувствуя спрос на услуги, некоторые собственники санаториев пошли по пути максимизации цен по номерам люкс и апартаментам. С 2006 года путёвки в номера такого класса в санаторий «Горный воздух» (Железноводск) 150 тыс. рублей, а в санаторий «Плаза» (Кисловодск) минимальная 52800 рублей, максимальная 252 тыс. рублей.
Продавая путёвки богатым клиентам, эти здравницы имеют возможность компенсировать так называемые социальные путёвки. И совсем в другом положении оказываются здравницы, где нет такого номерного фонда и всего сервиса услуг, предлагаемого за 1 тыс. рублей в сутки.
Кроме того, разнообразие собственников на Кавминводах, которые сами определяют ценообразование и сами решают вопросы выделения до 50% всех путёвок для реализации по коммерческим ценам, создали условия, когда одни здравницы принимают курортника в одноместный номер на 21 день за 16 тыс. руб., а другие санатории принимают решение, что один койкодень должен быть не менее 3000 руб. в сутки, то есть 63 тыс. рублей и намного выше. Кроме того, цены на путевки завышаются на летний период, что позволяет санаторию компенсировать некоторые убытки от реализации путёвок на зимний период.
Федеральный Совет Независимых Профсоюзов России, имеющий в собственности 43 санатория в городахкурортах Кавминвод, даже в условиях развивающегося мирового экономического кризиса, не снижает, а повышает стоимость путевок в своих санаториях. Так, если в кварталах 2009 года стоимость одного койкодня путёвки в двухместном номере санатория им. Лермонтова (г. Пятигорск) стоила 1500 рублей, то на Ш1V квартал она определена уже в 1700 рублей; в санатории «30 лет Победы» соответственно повышена с 2750 до 2900 рублей и в санатории имени Тельмана (г Железноводск) 2250 до 2500 рублей, в Ессентукских санаториях «Жемчужина Кавказа» с 1900 до 2300 рублей, а в санатории Центросоюза с 1500 до 1700 рублей; в санатории «Виктория» (г. Кисловодск) с 2500 до 2950 рублей. Какая же это «забота» о трудовом человеке в период кризиса?
Аналогичное отношение к людям проявили и авиакомпании страны, не отменившие топливный налог, что существенно повысило стоимость перелёта отдыхающего, несмотря на существенное снижение цен на топливо на мировых рынках. Как же будут добираться до Кавминвод люди, живущие на Дальнем Востоке?
С сожалением необходимо констатировать, что в новых условиях рыночной экономики отечественный курортный комплекс оказался не готов к жёсткой конкурентной борьбе с развитыми странами по трём причинам:
Вопервых, это несоответствие цены и качества курортных услуг.
Вовторых: некорректное формирование базовой структуры путёвки. Это связано, прежде всего, с практикой применения полной максимальной усреднённой стоимости, когда потребитель платит за услуги, которых не получает. Негативное влияние оказывает также неоправданное расширение базового пакета в связи со льготой по НДС и отсутствие в стоимости путёвки расходов на транспортные услуги;
Наконец, недостаточное продвижение курортного продукта на государственном и региональном уровне, что связано в первую очередь с недостаточным финансированием на всех уровнях и неумелым использованием данных маркетинга. Так, иностранные государства тратят на продвижение своего продукта за рубежом в среднем 34 млн. евро в год, ежегодно увеличивая расходы на 20%, а Россия смогла выделить всего около 3 млн. евро5.
Однако и в отношениях санаториев с туристскими фирмами не всё просто: реализация путевок происходит не так успешно ввиду того, что некоторым турфирмам выгоднее работать напрямую с зарубежными санаториями, потому что, вопервых, санатории представляют турфирмам значительные комиссионные, что даёт возможность не завышать цены на путёвки, вовторых, заблаговременно, как правило за год, формировать цены по сезонам.
При формировании ценовой стратегии, особенно в условиях мирового экономического кризиса, необходимо учитывать некоторые характерные особенности, влияющие на процесс ценообразования санаторнокурортных услуг в такой важной сфере экономики, как санаторнокурортный и туристический комплекс.
В этих целях необходимо:
- осуществлять государственное регулирование ценообразования санаторнокурортных услуг через снижение фиксированных цен и увеличение размеров дотаций на путевки в зависти от социального статуса потребителей (больной с хроническим заболеванием, пенсионер, инвалид, ветеран войны, труда или ребёнок); изменение условий закупки их внебюджетными фондами, колебаний налоговых льгот, а также недопущения при оптовом характере реализации путёвок через ведомства, различные фонды, профсоюзные организации, туристские фирмы включения в их базовые цены пакета максимальновозможного набора услуг;
- государственным органам страны потребовать от соответствующих министерств принятия неотложных мер по снижению тарифов на коммунальные услуги, налогов на лечебные услуги, прежде всего, в учреждениях здравоохранения и санаторнокурортном и туристическом комплексе;
- распространить решение Правительства РФ о льготных тарифах на перевозку авиационным и железнодорожным транспортом отдельных категорий граждан и на граждан, проживающих в Восточной Сибири и Дальнем Востоке, выезжающих на лечение по санаторным путёвкам на курорты Кавминвод.
По мнению авторов, в данном направлении необходимо: внедрить во все санаторнокурортные организации, предложенный Пятигорским Государственным НИИ курортологии Минздравсоцразвития РФ программный метод санаторнокурортных учреждений и ввести в практику медикоэкономические индивидуальные стандарты, обеспечивающие прозрачность стоимости путёвки, которые бы позволили человеку в зависимости от его финансовых возможностей, ещё до приезда в санаторий знать и определять набор тех или иных лечебнодиагностических процедур, которые он получит по путёвке и что может ещё приобрести за дополнительную оплату;
Библиографическая ссылка
Александров В. В., Литвяк Б. И. ВНОВЬ О СТОИМОСТИ САНАТОРНО-КУРОРТНОЙ ПУТЁВКИ // Современные наукоемкие технологии. – 2009. – № 7. – С. 89-92;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=26511 (дата обращения: 10.12.2024).