Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПРОБЛЕМА КОНСТРУИРОВАНИЯ ПРЕДВЫБОРНОГО ИМИДЖА КАНДИДАТА В ПРЕЗИДЕНТЫ США НА ПРИМЕРЕ АВРААМА ЛИНКОЛЬНА

Алентьева Т.В.

Важнейшей проблемой политических партий является создание такого предвыборного образа кандидата в президенты США, чтобы он стал кумиром электората и в то же время получил наибольшее число голосов выборщиков. Пробле­ма конструирования предвыборного имиджа является важной задачей исследователя, поскольку позволяет понять, какие механизмы воздействия на общественное мнение удалось задействовать, чтобы добиться желанного успеха. Достижения современной имагологии, как специального раз­дела культурологии, начало которому положили труды историков школы «Анналов», а также имиджелогии, как части политологии, позволяют строить изучение образа исторического деятеля на междисциплинарной основе. Как правило, образ лидера оказывается серьезным, а порой и решающим фактором мобилизации электората, не менее важным, чем идеологическая позиция или социально-политические приоритеты поли­тической партии. Разумеется, в условиях XIX столетия приемы и методы политической дея­тельности существенным образом отличались от современных, но в то же время многие из них как раз и начинают возникать в условиях усложняю­щейся социальной диверсификации, становления либеральной рыночной экономики, политической демократизации, расширения мужского избира­тельного права, увеличения влияния массовой дешевой прессы.

Президентские выборы всегда предоставляют самые широкие возможности СМИ в том, чтобы агитировать за того или иного кандидата, манипу­лировать общественным мнением, расхваливая достоинства, которых нет в наличии и замалчи­вать недостатки, если это возможно. Они пред­ставляют жесткую и жестокую борьбу, поскольку ставки в ней достаточно высоки - власть над всей страной, контроль за назначением должностей в государственном аппарате.

Пресса распространяла и тиражировала пар­тийные лозунги и предвыборные обещания, созда­вала политические мифологемы, стереотипы и клише, и, наряду с достоверной информацией о кандидатах, обеспечивала циркуляцию сплетен и слухов. Кандидатам обычно присваивались про­звища, которые затем активно раскручивались, как в позитивном, так и негативном направлениях. Множество создаваемых в общественном созна­нии мифов не имело ничего общего с действитель­ностью. Выборы давали простор политической рекламе, не менее навязчивой и действенной, чем реклама любого товара.

Во время выборов пресса стремилась создать привлекательные образы своих предпочтительных кандидатов, часто весьма далекие от жизни. Но это - именно та информация, которая и позволяет избирателям сделать свой выбор. Газеты ставили своей целью дискредитацию политических про­тивников, смешивая их с грязью, создавая сплошь негативные образы, используя при этом компро­мат, слухи и сплетни. И за неимением другой ин­формации избиратель отказывался голосовать за этих политиков.

Важнейшую роль газеты как средства массо­вой коммуникации, не только источника информа­ции, но и транслятора определенных идей и взгля­дов подчеркивали многие журналисты, писатели, политики XIX века. Путем формирования общест­венного мнения, выработки определенных соци­альных и политических установок, убеждений они создавали или настроения пассивного ожидания или, напротив, желания активных действий. Не случайно, уже в это время появляются утвержде­ния, что пресса является четвертой властью в об­ществе. «Несомненно, что прессу следует рассмат­ривать как политическую власть, - писал журнал «Whig Review». - Мы имеем все неоспоримые свидетельства растущего влияния этой четвертой власти, каждый день она увеличивает свою мощь» (Vol. 14. №84. Dec. 1851. Р.516).

Доминирование демократической партии на политической арене давало ей серьезные шансы на выборах 1860 г. провести в Белый дом своего кандидата. Однако произошедший в ней раскол на северное и южное крыло, выдвижение сразу двух кандидатов серьезно подорвало ее позиции. В то же время растущее противодействие со стороны новой республиканской партии становилось важ­ным фактором политической жизни США. Пред­ставители республиканцев твердо рассчитывали получить власть конституционным путем, завое­вав на выборах большинство голосов. В подобных условиях многое зависело не только от предвы­борной про-граммы, но и от личности кандидата. Выдвижение выходца из фермерской среды Ав­раама Линкольна кандидатом в президенты, его трудовое прош-лое должны были, по мнению ру­ководителей партии, привлечь голоса тру-дящихся классов. Он должен был стать человеком-мифом, реализующим американскую мечту о человеке, «создавшем самого себя», и своими собственными усилиями поднявшегося из бедности и безвестнос­ти до положения представителя политической элиты. В связи с этим усиленно рекламировались факты трудового прошлого кандидата, создавался имидж Линкольна-«дровосека». Распиленные буд­то бы в молодости самим кандидатом доски стано­вятся символом предвыборной кампании, их выставляют в витринах магазинов и в редакциях га­зет, с ними устраивают шумные и красочные пара­ды сторонников партии, факельные шествия. Их используют в любых формах предвыборной рекламы. Все должно убедить рядового избирателя, что кандидат республиканцев - «свой» в отличие от «чужих» демократов.

На фоне царившей в стране спекулятивной лихорадки с западными землями и коррупции в высших эшелонах власти прозвище Линкольна «честный старина Эйб» как нельзя лучше отра­жает ожидания массового электората иметь на вершине власти не прожженного политикана, а принципиального честного политика. Популяр­ное прозвище кандидата становится слоганом для предвыборной кампании республиканцев, имиджем их кандидата. Сотни республиканских га-зет и уличных ораторов расхваливали Лин­кольна и называли его «стариной Эйби», «кандидатом дровосеков», «человеком из наро­да» (Fite E.D. The Presidential Campaign 1860. N.Y., 1967. Р. 183). В то же время действенным средством политической агитации был контраст, который создавался с помощью очернения противников. Специальные листовки, изображали враждебных кандидатов и их партии как подле­цов, шулеров и пьяниц. Карикатуры, анекдоты, стихи и баллады использовались достаточно ши­роко. Песни, восхваляющие Линкольна, были особенно популярны на Северо-Западе, в них слова «Линкольн и патриотизм» были сделаны синонимами, как например, в песне «Линкольн, гордость нации», на мелодию «Красное, белое и синее», или «Честный Эйб с Запада» на мотив «Усеянного звездами знамени» (Luthin R. First Lincoln Campaign. Gloucester, 1961. P. 175).

В дискурсе политиков XIX в. концепты сво­боды, собственности, общественного блага начи­нают чередоваться с новыми, отражающими дух времени: демократия и народный суверенитет, благо народа, права и свободы личности. Респуб­ликанские газеты изо дня в день постоянно при­писывали защиту этих ценностей исключительно своей партии, понимая, что настойчивое повторе­ние закрепит это в сознании избирателей. Каждая из партий имела официальные предвыборные плакаты. Так республиканцы над изображением своих кандидатов поместили взятого с государст­венного герба американского орла, который в клюве держал предвыборный лозунг: «свободная речь, гомстеды, свободные территории», а рядом с ними два рабочих поддерживали надпись: «покровительство американской индустрии».

Весьма любопытным было поведение А. Линкольна во время предвыборной кампании, он не только не совершал предвыборных поез­док, но и не выступал с предвыборными речами, сохраняя полное молчание по всем животрепещущим проблемам жизни страны, предоставив ведение агитации другим республиканским поли­тикам. Однако значительную роль в предвыбор­ной кампании играла визуализация образа канди­дата с помощью фотографий, которых было сде­лано огромное множество. На них Линкольн представал в образе умудренного жизнью юриста и политика, представителя элитарных слоев, и это должно было самым положительным обра­зом воздействовать на будущих выборщиков. Для этого на предвыборный образ Линкольна накладывались черты наиболее популярных пре­зидентов прошлого Дж. Вашингтона, Э. Джексо­на, создавая опору на архетипы сознания амери­канцев, задействуя то «коллективное бессозна­тельное», что существует в исторической памяти каждого народа. Таким образом, разнообразие приемов и методов в конструировании предвы­борного имиджа кандидата республиканцев Ав­раама Линкольна сыграло важнейшую роль в его победе на выборах 1860 года.


Библиографическая ссылка

Алентьева Т.В. ПРОБЛЕМА КОНСТРУИРОВАНИЯ ПРЕДВЫБОРНОГО ИМИДЖА КАНДИДАТА В ПРЕЗИДЕНТЫ США НА ПРИМЕРЕ АВРААМА ЛИНКОЛЬНА // Современные наукоемкие технологии. – 2009. – № 6. – С. 62-63;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=26486 (дата обращения: 27.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674