Вместе с тем, многие хозяйства этого сектора не обеспечены техникой, недостаточно восприимчивы к инновациям, имеются проблемы в привлечении дополнительных ресурсов. Разрушение производственного потенциала, отставание в технологическом развитии замедляют рост, не позволяют производить конкурентоспособную продукцию, что, в свою очередь, отражается и на конкурентоспособности отрасли, региона и страны в целом. Кроме того, современный этап развития экономических отношений в значительной степени характеризуется потребностью в инновационных формах и методах функционирования хозяйствующих субъектов. Однако в рамках современного законодательства не существует таких организационно - правовых форм, которые могли бы регулировать деятельность различных рыночных институтов, работающих в определенной сфере на территории региона.
В связи с этим в экономической теории стали появляться концепции развития, которые позволяют обеспечить взаимодействие всех участников рыночного процесса на определенной территории, подчинив его единой цели. В основе этих процессов находится понятие «кластер». По мнению основоположника данного направления Майкла Портера, «кластер - это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга» [2].
Применительно к сектору малых форм хозяйствования кластер представляет собой целостную систему пространственно сконцентрированных специализированных рыночных субъектов, включающую в себя не только предприятия малых форм собственности, но и связанных с ними органов государственной власти, местного самоуправления, организаций инфраструктуры, образования, консалтинга и пр.
Подобный способ функционирования основан на положительном синергическом эффекте взаимодействия, т. е. близости потребителя и производителя, преимуществе внутрисетевого обмена информацией, снижении трансакционных издержек.
Реализация кластерной политики в развитии сектора малых форм хозяйствования в АПК региона, подразумевает анализ экономической обстановки и выявление «местных влияний» на нее. Как правило, эти вопросы заключаются в главных четырех признаках, составляющих основу конкурентных преимуществ любой экономический системы. К числу таких признаков относятся:
- Условия для факторов. Позиция региона в факторах производства, таких как наличие квалифицированной рабочей силы или инфраструктуры, степень их доступности для обеспечения конкурентоспособности отрасли.
- Состояние спроса. Характер спроса на внутреннем рынке для отраслевого продукта или услуг.
- Родственные и поддерживающие отрасли. Наличие или отсутствие в регионе поставщиков ресурсов и услуг, а также предприятий перерабатывающей промышленности.
- Устойчивая стратегия, структура и соперничество. Наличие в регионе программы развития отраслей и хозяйствующих субъектов, а также характер внутренней конкуренции.
Перечисленные факторы обусловливают формирование конкурентной среды, в которой субъекты эффективно функционируют, и в своей совокупности представляют собой ромб конкурентных преимуществ М.Портера.
Нами смоделирована схема влияния основных ключевых факторов на развитие кластера малых форм хозяйствования с использованием указанных взаимосвязанных сил (рисунок 1). Как показывает проведенный анализ, Омская область располагает достаточным потенциалом для развития кластера малых форм хозяйствования в АПК. Содержание каждой из составляющих ромба указывает на наличие локальных преимуществ, выражающихся в существовании благоприятных условий для факторов производства, наличии институтов обслуживающей инфраструктуры, достаточном уровне спроса на производимую субъектами кластера продукцию, наличии стратегии развития агропродовольственного сектора в целом и малых форм хозяйствования в частности.
На начальной стадии формирования кластера особую роль играет фактор наличия и степени развитости институтов инфраструктуры, обслуживающей малые формы хозяйствования в АПК. Для формирования кластера малых форм хозяйствования необходимо выделить основные звенья инфраструктуры, определить степень их развитости, структурировать по сфере функционирования в масштабах Омской области. Основные результаты анализа представлены в таблице 1.
Данные таблицы позволяют сделать вывод, что в настоящее время в Омской области уже сформирована основная часть институтов инфраструктуры, обслуживающих сектор малых форм хозяйствования. Наиболее проблемными все же являются финансово-кредитное обеспечение и направления взаимодействия с субъектами агро-продовольственного рынка. Следует отметить, что проблема взаимодействия - основной сдерживающий организационный аспект развития агропро- довольственного рынка. В настоящее время отсутствует единый координирующий орган, который бы инициировал и организовывал процесс взаимодействия между всеми его участниками, был центром информационных ресурсов.
Рисунок 1. Источники локальных преимуществ как основа для реализации региональной кластерной политики
Таблица 1. Развитие институтов инфраструктуры, обслуживающей малые формы хозяйствования по основным сферам взаимодействия
Сфера деятельности |
Институты инфраструктуры |
Коэффицие нт развития |
Производственное обслуживание |
Машиностроительные предприятия и их представительства |
1 |
Предприятия материально-технического обслуживания |
1 |
|
Элеваторы и хлебоприемные пункты |
1 |
|
Перерабатывающие предприятия |
1 |
|
Энергетические предприятия |
1 |
|
Поставщики ГСМ |
1 |
|
Предприятия связи |
1 |
|
Складское и холодильное хозяйство |
0,5 |
|
С.-х. организации |
0,5 |
|
Снабженческо-сбытовые кооперативы |
0,2 |
|
Научное обеспечение, подготовка и повышение квалификации кадров |
СибНИИСХ |
1 |
Опытно-конструкторское бюро СО РАСХН |
||
Омский филиал ЦНИИМ |
||
Центр научно-технической информации |
||
Омский государственный аграрный университет |
||
Институт повышения квалификации и агробизнеса ОмГАУ |
||
Учебные заведения с.-х. профиля |
||
Научная библиотека ОмГАУ |
||
Информационно -правовое обслуживание |
ИКС ОмГАУ |
0,5 |
Консалтинговые компании |
0,5 |
|
Областной статистический комитет |
1 |
|
Постоянно действующая выставка «АгроОмск» |
1 |
|
Информационно-аналитические системы в сети Internet |
- |
|
Сайты в сети Internet: www.agroresearch.h10.ru,http://www.omsk.aris.ru/ |
1 |
|
Арбитражные и третейские суды |
1 |
|
Адвокатские и нотариальные конторы |
1 |
|
Средства массовой информации |
1 |
|
Служба занятости |
1 |
|
Рекламные агентства |
1 |
|
Организации саморегулирования |
- |
|
Торговля, переработка, посреднические и сбытовые организации |
Центры оптовой и розничной торговли ресурсами |
0,5 |
«Губернская ярмарка» |
1 |
|
Дилерские службы |
1 |
|
Центры по продаже технических средств |
1 |
|
Мясокомбинаты |
1 |
|
Молзаводы |
1 |
|
Птицефабрики |
1 |
|
Элеваторы, хлебоприемные пункты |
1 |
|
Предприятия по заготовке продукции |
0,3 |
|
Рынки |
0,3 |
|
Ярмарки, выставки |
0,5 |
|
Финансово- кредитные организации |
Банки |
1 |
Филиальная банковская сеть |
0,4 |
|
Страховые компании |
0,2 |
|
Лизинговые фирмы |
0,5 |
|
Кредитные кооперативы |
0,4 |
|
Государственны е структуры, программы по мониторингу и регулированию рынка |
Министерства и ведомства |
1 |
Управления сельского хозяйства |
1 |
|
Налоговые инспекции |
1 |
|
Областная станция защиты растений |
0,9 |
|
Агентство Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству |
1 |
|
Государственные структуры по земельным ресурсам и землеустройству |
1 |
|
Единый орган, регулирующий сектор малых форм хозяйствования в АПК |
|
|
Органы статистики |
1 |
Однако отсутствие подобных мер не должно тормозить процесс развития агропродовольственного рынка. В рамках существующего законодательства мы предлагаем организационной формой кластерного взаимодействия определить некоммерческое партнерство [1].
Для Омской области региональное некоммерческое партнерство может иметь структуру, включающую в себя государственные структуры, органы местного самоуправления, научные, опытно- производственные и сервисные организации, инвесторов, ассоциации товаропроизводителей и других участников рынка. Состав участников формируется в соответствии с потребностями рынка в реализации обменных, производственных и обслуживающих функций.
Деятельность регионального некоммерческого партнерства по развитию малых форм хозяйствования в АПК региона координирует Совет - паритетный орган власти. Его основная цель - объединить в единую сеть субъекты предпринимательства (в том числе между собой, образуя основы кластера) - институты инфраструктуры, органы власти, общественные неправительственные организации - экспертные советы при государственных органах.
Важным элементом функционирования кластера должно стать активное участие государственных органов управления. Структуры, объединяющие интересы государства и частного капитала, создают благоприятный экономический фон для малых предприятий.
Роль региональных органов власти в решении данной задачи будет состоять в разработке необходимого методико-аналитического инструментария, ведении соответствующей базы данных, составлении на основе собственных оценок информационных справок и заключений, как общего характера, так и по индивидуальным запросам (самих предприятий, органов власти и управления, финансово-кредитных организаций).
В состав некоммерческого партнерства также входят организации, на территории которых расположены производственные мощности, необходимые для реализации задач партнерства в рамках обозначенного выше кластера. Важную роль в функционировании некоммерческого партнерства будут играть непосредственно субъекты малых форм хозяйствования.
Особое значение имеет развитие системы страхования малых предприятий. Крупные страховщики не занимаются малыми предприятиями, и им приходится иметь дело с мелкими страховыми фирмами, поскольку одним из распространенных обязательных условий получения кредита является страховка. Решению данных проблем будет способствовать создание обществ взаимного страхования.
Инновационная составляющая в системе кластера включает организации сферы услуг, обеспечивающие: информационное сопровождение, инновационные разработки, консультирование по вопросам эксплуатации техники и оборудования, применения удобрений, лизинга, стратегии развития предприятия, подготовки и осуществления инновационных сделок и др. В совокупности данные организации образуют инфраструктуру инновационного процесса [3].
Взаимодействие между членами некоммерческого партнерства в рамках кластерной политики позволит обеспечить инновационный путь развития субъектов малых форм хозяйствования, выработать экономический механизм частичного перераспределения доходов, обеспечит заинтересованность в конечных результатах всех участников. Появится стимул для притока в аграрный бизнес инвестиций, сделает его привлекательным для государства и крупных финансово- кредитных организаций.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- О некоммерческих организациях [Электронный ресурс] : федер. закон Рос. Федерации от 26.06.2007 № 118-ФЗ. - М., [2007].- Режим доступа : http: // http://www.consultant.ru/.
- Портер М. Конкуренция /М. Портер. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2006. - 608 с.
- Стукач В.Ф. Инновационная инфраструктура регионального АПК / В.Ф.Стукач, Е.М.Помогаев, А.В.Клименко: учеб. Пособие. - Омск : Изд-во ФГОУ ВПО ОмГАУ, 2007. - 172 с.
Библиографическая ссылка
Стукач В.Ф., Клименко А.В. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МАЛЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В АПК // Современные наукоемкие технологии. – 2009. – № 3. – С. 91-94;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=26293 (дата обращения: 21.11.2024).