Проведенный нами теоретический анализ позволил выявить сущность феномена социально - экологической культуры, причем на разных уровнях. Не вызывает сомнений, что он отражает сложные системы: природу, общество и культуру. Существование их в качестве элементов более сложного целостного образования - социоприродокультурного (социально-экологического) - обусловлено объективными закономерностями реального мира. По нашему мнению, социально-экологическая культура представляет собой научный феномен, отражающий человеческое общество в аспекте его отношений с окружающей средой в процессе непосредственного взаимодействия с ней по поводу использования природных и культурных богатств, социальных условий в своей жизни и деятельности и характеризующий системный комплекс нормированных способов, средств и форм социально-экологической интеграции, ее равновесного функционирования; социальной адаптации в условиях ухудшающейся естественной среды и расширения культурного пространства; восстановления и возобновления природного потенциала, подготовки людей к оптимальному взаимодействию с окружающей средой, дальнейшего прогресса социально-экологических отношений.
Возвращаясь к исследуемому феномену, отметим, что формирование социально - экологической культуры общества, каждой личности позволит устанавливать и гармонизировать отношения между человеческими сообществами и средой; выявлять прямое и побочное влияние производственной деятельности на ее состав и свойства; раскрывать воздействие социумов на равновесие социально-экологических систем (глобальных, региональных и локальных); реализовывать эффективные способы взаимодействия общества с природой, улучшающие, сохраняющие и возобновляющие ее. Становление социально-экологической культуры будет способствовать достижению главной цели социально-экологических взаимодействий - оптимизации существования человека, общества и окружающей природной среды на системной основе (А. В. Лосев, Г. Г. Провадкин).
В психолого-педагогическом аспекте рассматриваемый феномен отражает интегральное свойство личности, показывающее ее способность устанавливать оптимальные отношения с природой. Это свойство в образовательном учреждении формируется в процессе взаимодействия обучающегося с педагогом в условиях естественной и искусственной среды, с учетом социальных факторов жизни и деятельности. Являясь интегральным свойством личности, социально-экологическая культура выступает одновременно и в качестве разноуровневого образования. К таким уровням, предположительно, можно отнести аксиологический, технологический и личностно-творческий, выделенные И. Ф. Исаевым на основе использования культурологического подхода к исследованию педагогических явлений.
В силу специфики предмета настоящего исследования раскрытие каждого из этих уровней не представляется возможным. Отметим лишь, что аксиологический уровень рассмотрения предполагает усвоение каждой личностью системы социально-экологических ценностей путем овладения знаниями о ней; усвоения норм и правил установления оптимальных отношений с окружающей средой, присвоения опыта социально-экологических взаимодействий и превращения его в достояние личности. Технологический уровень предусматривает разработку технологии этого присвоения; личностно-ориентированный - раскрытие всех сил личности по поводу и в процессе включения ее в социально-экологические отношения. Реализация выделенных уровней осуществляется в процессе социально-экологического образования, эффективность протекания которого непосредственно отражается на степени сформированности социально-экологической культуры каждой личности.
Иначе говоря, социально-экологическая культура личности выступает интегральным показателем усвоения ею системы социально-экологических знаний, умений, опыта творческого и эмоционально-ценностного отношения к природной среде. Очевидно, что социально-экологическая культура проявляется в четырех аспектах: как форма взаимодействия общества с окружающей природой, как свойство личности, как разноуровневое образование и как показатель отношения личности к природному окружению.
Подытоживая, отметим, что учет педагогом выделенных особенностей социально-экологической культуры в процессе ее формирования позволит совершенствовать отношения общества с природой, сохранять, восстанавливать и возобновлять ее потенциал для настоящих и будущих поколений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы.- М., 2002.
- Лосев А.В., Провадкин Г.Г. Социальная экология. - М.,1998.
Библиографическая ссылка
Шилова В.С. СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА: СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ // Современные наукоемкие технологии. – 2009. – № 3. – С. 86-87;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=26287 (дата обращения: 21.11.2024).