Дальневосточный государственный университет (ДВГУ) является крупнейшим ВУЗом Дальнего Востока, в котором обучается свыше 10500 человек. Мы провели анализ работы комбината студенческого питания ДВГУ.
Предприятия комбината студенческого питания имеются практически в каждом учебном корпусе. Исключением явился корпус Гуманитарного института, где обучаются почти 2000 студентов. Из 10 учебных корпусов ДВГУ только один имеет пункт питания, соответствующий санитарно-гигиеническим нормам по количеству посадочных мест. В остальных этот показатель значительно снижен и составляет от 0 до 42% от рекомендуемого. Общая площадь предприятий комбината студенческого питания отвечает гигиеническим требованиям в 3х корпусах, в остальных также ниже нормы на 30 - 93%.
Учебное расписание составлено так, что перерывы между занятиями длятся 10 минут, что является недостаточным для полноценного приема пищи.
Неполноценное и несбалансированное питание наносит вред не только здоровью студентов, но и негативно отражается на усвоении ими учебного материала и на всем образовательном процессе. С целью оценки состояния питания нами была разработана карта изучения фактического питания. С помощью данной карты произведена оценка суточных энергозатрат студентов различных институтов Дальневосточного государственного университета и их потребности в энергии, поступающей с пищей. Анализ суточных меню-раскладок позволил оценить пищевую и энергетическую ценность рационов, т. е. их пищевую, витаминную, минеральную и энергетическую ценность.
В исследовании участвовало 1434 студентов всех институтов ДВГУ, из них 1039 девушек и 395 юношей. При изучении фактического питания был использован расчетный метод. Оценка суточных энергозатрат производилась методом хронометража.
Согласно Нормам физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации студенты относятся к работникам преимущественно умственного труда. Для юношей потребность в энергии должна составлять 2450 ккал, для девушек - 2000 ккал. Потребность в белках, соответственно - 72 г и 61 г; в жирах 81 г и 67 г; в углеводах - 358 и 289 г. Потребность в витаминах и минеральных веществах также приравнивается к таковым для лиц 1 группы интенсивности труда.
В результате исследования суточных энергозатрат студентов установлено, что юноши тратят в среднем 4590 ккал, а девушки 3630 ккал в сутки. Согласно физиологическим нормам это соответствует 5 и 4 группам интенсивности труда соответственно. Хронометраж энергозатрат студентов свидетельствует о том, что потребность в энергии для юношей должна составлять 4200 ккал, для девушек - 3050 ккал. Потребность в белках, соответственно - 117 г и 87 г; в жирах 154 г и 102 г; в углеводах -586 и 462 г. Потребность в витаминах и минеральных веществах также приравнивается к таковым для лиц 5 и 4 групп интенсивности труда.
Результаты исследования пищевой ценности рационов свидетельствуют о том, что питание не удовлетворяет потребностям организма. Так, в целом по университету суточные энергозатраты превышают энергетическую ценность рациона у юношей на 29% и у девушек на 42%.
Потребление белков с рационом у юношей составило 97% у девушек - 81% от рекомендуемого. Содержание жиров в питании снижено на 20%. а углеводов - на 31% у юношей и на 45% у девушек.
Необходимым требованием к питанию населения является не только его достаточность по основным нутриентам, но и их сбалансированность. В целом по университету соотношение белков, жиров и углеводов составляет 1:1,2:4,0 у юношей и 1:1,3:4,2 у девушек, при рекомендуемой норме 1:1:4.
Потребление кальция, фосфора и магния юношами всех институтов избыточно. Вместе с тем девушки потребляют вышеперечисленные нутриенты на 10-50% ниже нормы. Содержание кальция, магния и фосфора не сбалансировано и составляет 1:0,6:2,2 у юношей и 1:0,6:2,1 у девушек, при норме 1:0,5:1,5. Рацион студентов всех институтов содержит избыточное количество железа, причем у юношей оно превышает норму в 3 раза.
Нами изучалось потребление студентами с пищей витамина А, С, РР, В1 и В2. Анализ карт фактического питания выявил, что потребление витамина С студентами значительно снижено и составляет 60% от физиологической нормы у юношей и 55% у девушек. Содержание остальных витаминов в рационе питания девушек также снижено, у юношей соответствует норме.
Известно, что систематическое нарушение качества и режима питания не только ухудшает общее самочувствие и работоспособность в целом, но и приводят к развитию ряда заболеваний. Так, анализ заболеваемости студентов с помощью журнала учета выдачи справок по болезни выявил, что общая заболеваемость студентов 1 курса ниже общей заболеваемости второкурсников и составляет 55 и 58%0 соответственно. К третьему курсу общая заболеваемость снизилась до 33 %0. У девушек эта тенденция сохранялась, у юношей же самая высокая общая заболеваемость была на 1 курсе (45%0), на 2 и 3 курсе она снизилась почти в 2 раза (30 и 24%0 соответственно).
Количество обращений по поводу обострений хронических заболеваний ко второму и третьему курсу среди девушек увеличилось в 7 раз (с 0,5%0 до 3,6%0), причем доля заболеваний пищеварительной системы (ПС) составила 86%. Юноши за медицинской помощью по данной причине не обращались.
Общее количество обращений по поводу заболеваний ПС ко второму курсу среди девушек увеличилось с 10 до 15 %0, среди юношей - с 9 до 35%0. Студенты 3 курса по данной причине в здравпункт ДВГУ не обращались.
Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о том, что питание студентов ДВГУ является нерациональным: несбалансированно и дефицитно по энергетической ценности и содержанию основных нутриентов, что негативно отражается на уровне заболеваемости студентов. Для улучшения питания необходимо организовать доступное питание студентов, расширить ассортимент предприятий общественного питания университета за счет блюд, богатых белками, минералами и витаминами, активно пропагандировать правила рационального питания и витаминно- минеральные добавки.
Библиографическая ссылка
Сахарова ОБ, Лапардин М.П., Кику П.Ф., Гришанов А.В. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ В ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ И ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ СТУДЕНТОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2009. – № 3. – С. 85-86;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=26286 (дата обращения: 03.12.2024).