Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ЛИЧНОСТНООРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ПРАКТИКЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Молоднякова А.В.

На сегодняшний день такое понятие как инновации в образовании, инновационная дея­тельность неразрывно связывают с информационными технологиями, зачастую подменяя со­держание образовательной деятельности сред­ствами обучения. Введение в образовательную практику информационных технологий не ре­шает главный вопрос : каким должно быть со­держание образовательных программ, чтобы создать педагогические условия для развития гармоничной, деятельной и творческой лично­сти ребенка. Для решения данного вопроса не­обходимо обратиться к гуманистической модели представления о личности, т.к. изменения, кото­рые определяются, как инновационные процес­сы в системе образования дают шанс на созда­ние такой системы образования, центральной задачей которой является признание в качестве приоритетной ценности именно развитие Ребен­ка как личности.

Данная задача предполагает качествен­ное изменение содержания образовательных программ и определение результатов, значимых в плане личностного роста ребенка, которые бы обеспечивали не только владение определенны­ми знаниями и навыками, но и способствовали успешной социализации в реальной жизни. Та­кой результат, определяемый личностно - ори­ентированным подходом в образовании, предполагает формирование ключевых компетентностей: социальной, познавательной, коммуни­кативной, информационной и других, с приори­тетным направлением развития, прежде всего Личности ребенка.

В этом контексте сущность социализа­ции определяется гуманистической психологи­ей, представителями которого являются Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и другие, как про­цесс самоактуализации «Яконцепции», само­реализация личностью своих потенций и твор­ческих способностей. Опираясь на известную формулу К. Роджерса «если - то» (Rogers С, 1959), есть основания говорить о самом общем «основном законе личностного роста», который можно сформулировать так: если есть необхо­димые условия, то в человеке актуализируется процесс саморазвития, естественным следстви­ем которого будут изменения в направлении его личностного становления и зрелости.

Эти изменения, смоделированные в об­разовательной практике программой, - их со­держание, направленность, динамика- бу­дут свидетельствовать о процессе личностно­го роста и могут выступать в качестве критери­ев ЛР. Таким образом, результаты личностноориентированного образования определяются через те изменения, которые происходят в лич­ности, в ее развитии и росте.

К образовательным проектам, где Лич­ность ребенка, ее потребности и возможности становятся центральной задачей, можно отнести образовательную программу, апробирован­ную в нашем учреждении и получившую вы­сокую оценку на всероссийских конкурсах - «Путешествие в сказку», разработанную мной в рамках дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста.

Образовательная цель программы - соз­дание педагогических условий для развития Яконцепции дошкольника- системы пред­ставлений о себе, окружающем мире и спосо­бах взаимодействия с окружающим миром че­рез восприятие сказки и приемах творческой ра­боты со словом и сказкой.

Основная идея, исходя, из которой стро­ится программное содержание «Путешествие в сказку»: сказка рассматривается как способ по­знания окружающего мира, познания себя, сво­их отношений с миром. Особенности восприя­тия ребенкадошкольника таковы, что, по мне­нию известного исследователя детской психоло­гии А.В. Запорожца, ребенок идентифицирует себя со сказочным героем, эмоционально проживая, действуя вместе с воображаемым геро­ем в сказочном мире. Таким образом, используя заданный сказочный контекст, мы конструируем социальные отношения, нормы, способы взаи­модействия с окружающим миром, осуществля­ем поиск личностных смыслов ребенка в этой жизни, в этой реальности.

Технология работы со сказкой строится на трех уровнях, представляющих сказку как ду­ховный опыт человечества, систему знаний че­ловека о мире и о себе; как литературный жанр с самобытными художественными образами и как текст, состоящий из определенного набора текстовых единиц - слов.

Выделяя ценностный уровень работы со сказкой, мы задаем вопросы ключевые для раз­вития самосознания дошкольника, его первич­ных представлений о себе как личности: что это за мир, который меня окружает? кто Я? какой Я? каким Я бываю? кто они - Другие? как нау­читься общаться и дружить?

Таким образом, по проблеме поставлен­ного вопроса, сказки подобраны и разделены по циклам:

  • Цикл «Мир вокруг меня».

Цель: формирование доверия к окружа­ющему миру, принятие его законов в свою си­стему представлений, формирование целостной картины мира.

  • Цикл «Какой я?»

Цель: формирование позитивного само­принятия, осознание своих индивидуальных особенностей, формирование представления о негативной и положительной сторонах лично­сти человека, формирование самосознания.

  • Цикл «Каким я бываю».

Цель: включение позитивных способов саморегуляции в свой внутренний план дей­ствий, понимание потребностей окружающих, принятие своих отрицательных эмоций.

  • Цикл «Как научиться дружить».

Цель: формирование умения устанавли­вать близкие отношения с окружающими, пред­ставление о значении дружбы для человека, формирование коммуникативных способностей.

Приемы работы со сказкой на ценност­ном уровне решают ключевые вопросы лич­ностного развития ребенка. На втором уровне, где происходит знакомство с художественным поэтическим своеобразием сказки, приемы ра­боты со сказкой позволяют создать у дошколь­ника представление о своеобразии сказочного жанра, умение составлять свою историю по за­конам этого жанра. На третьем уровне работы со сказкой основной акцент делается на разви­тие речевого, активного словаря ребенка, на по­нимание причинноследственных отношений в тексте, так как ребенку, чтобы понять сказку или высказать свое суждение, необходимо понимать и называть понятия словами.

Образовательный результат программы мы рассматриваем на уровне личностных но­вообразований дошкольника:

  1. самосознание как центральное новооб­разование в старшем дошкольном возрасте, осо­знание своей личности, своего «Я», как физиче­ского, духовного и социального существа;
  2. адекватная самооценка, основанная на позитивном «Яобразе»;
  3. возникновение первичных этических ин­станций, связанных с различением «что такое хорошо и что такое плохо».
  4. познавательная мотивация, основанная на образном познании мира.

Компетентностью в социальной жизни дошкольника через формирование следующих личностных образований: возникновение со­подчинения мотивов, самостоятельность и ини­циативность, коммуникативные умения. Пред­метных знаний и умений, показывающих воз­растной уровень владения речевой культурой, коммуникативноязыковой компетенцией.

Таким образом, инновационные техноло­гии и методы обучения мы рассматриваем через гуманистическое, личностное измерение и глав­ный результат освоения программы определяет­ся в критериях личностного роста Ребенка.


Библиографическая ссылка

Молоднякова А.В. ЛИЧНОСТНООРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ПРАКТИКЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2010. – № 12. – С. 75-76;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=26200 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674