На сегодняшний день такое понятие как инновации в образовании, инновационная деятельность неразрывно связывают с информационными технологиями, зачастую подменяя содержание образовательной деятельности средствами обучения. Введение в образовательную практику информационных технологий не решает главный вопрос : каким должно быть содержание образовательных программ, чтобы создать педагогические условия для развития гармоничной, деятельной и творческой личности ребенка. Для решения данного вопроса необходимо обратиться к гуманистической модели представления о личности, т.к. изменения, которые определяются, как инновационные процессы в системе образования дают шанс на создание такой системы образования, центральной задачей которой является признание в качестве приоритетной ценности именно развитие Ребенка как личности.
Данная задача предполагает качественное изменение содержания образовательных программ и определение результатов, значимых в плане личностного роста ребенка, которые бы обеспечивали не только владение определенными знаниями и навыками, но и способствовали успешной социализации в реальной жизни. Такой результат, определяемый личностно - ориентированным подходом в образовании, предполагает формирование ключевых компетентностей: социальной, познавательной, коммуникативной, информационной и других, с приоритетным направлением развития, прежде всего Личности ребенка.
В этом контексте сущность социализации определяется гуманистической психологией, представителями которого являются Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и другие, как процесс самоактуализации «Яконцепции», самореализация личностью своих потенций и творческих способностей. Опираясь на известную формулу К. Роджерса «если - то» (Rogers С, 1959), есть основания говорить о самом общем «основном законе личностного роста», который можно сформулировать так: если есть необходимые условия, то в человеке актуализируется процесс саморазвития, естественным следствием которого будут изменения в направлении его личностного становления и зрелости.
Эти изменения, смоделированные в образовательной практике программой, - их содержание, направленность, динамика- будут свидетельствовать о процессе личностного роста и могут выступать в качестве критериев ЛР. Таким образом, результаты личностноориентированного образования определяются через те изменения, которые происходят в личности, в ее развитии и росте.
К образовательным проектам, где Личность ребенка, ее потребности и возможности становятся центральной задачей, можно отнести образовательную программу, апробированную в нашем учреждении и получившую высокую оценку на всероссийских конкурсах - «Путешествие в сказку», разработанную мной в рамках дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста.
Образовательная цель программы - создание педагогических условий для развития Яконцепции дошкольника- системы представлений о себе, окружающем мире и способах взаимодействия с окружающим миром через восприятие сказки и приемах творческой работы со словом и сказкой.
Основная идея, исходя, из которой строится программное содержание «Путешествие в сказку»: сказка рассматривается как способ познания окружающего мира, познания себя, своих отношений с миром. Особенности восприятия ребенкадошкольника таковы, что, по мнению известного исследователя детской психологии А.В. Запорожца, ребенок идентифицирует себя со сказочным героем, эмоционально проживая, действуя вместе с воображаемым героем в сказочном мире. Таким образом, используя заданный сказочный контекст, мы конструируем социальные отношения, нормы, способы взаимодействия с окружающим миром, осуществляем поиск личностных смыслов ребенка в этой жизни, в этой реальности.
Технология работы со сказкой строится на трех уровнях, представляющих сказку как духовный опыт человечества, систему знаний человека о мире и о себе; как литературный жанр с самобытными художественными образами и как текст, состоящий из определенного набора текстовых единиц - слов.
Выделяя ценностный уровень работы со сказкой, мы задаем вопросы ключевые для развития самосознания дошкольника, его первичных представлений о себе как личности: что это за мир, который меня окружает? кто Я? какой Я? каким Я бываю? кто они - Другие? как научиться общаться и дружить?
Таким образом, по проблеме поставленного вопроса, сказки подобраны и разделены по циклам:
- Цикл «Мир вокруг меня».
Цель: формирование доверия к окружающему миру, принятие его законов в свою систему представлений, формирование целостной картины мира.
- Цикл «Какой я?»
Цель: формирование позитивного самопринятия, осознание своих индивидуальных особенностей, формирование представления о негативной и положительной сторонах личности человека, формирование самосознания.
- Цикл «Каким я бываю».
Цель: включение позитивных способов саморегуляции в свой внутренний план действий, понимание потребностей окружающих, принятие своих отрицательных эмоций.
- Цикл «Как научиться дружить».
Цель: формирование умения устанавливать близкие отношения с окружающими, представление о значении дружбы для человека, формирование коммуникативных способностей.
Приемы работы со сказкой на ценностном уровне решают ключевые вопросы личностного развития ребенка. На втором уровне, где происходит знакомство с художественным поэтическим своеобразием сказки, приемы работы со сказкой позволяют создать у дошкольника представление о своеобразии сказочного жанра, умение составлять свою историю по законам этого жанра. На третьем уровне работы со сказкой основной акцент делается на развитие речевого, активного словаря ребенка, на понимание причинноследственных отношений в тексте, так как ребенку, чтобы понять сказку или высказать свое суждение, необходимо понимать и называть понятия словами.
Образовательный результат программы мы рассматриваем на уровне личностных новообразований дошкольника:
- самосознание как центральное новообразование в старшем дошкольном возрасте, осознание своей личности, своего «Я», как физического, духовного и социального существа;
- адекватная самооценка, основанная на позитивном «Яобразе»;
- возникновение первичных этических инстанций, связанных с различением «что такое хорошо и что такое плохо».
- познавательная мотивация, основанная на образном познании мира.
Компетентностью в социальной жизни дошкольника через формирование следующих личностных образований: возникновение соподчинения мотивов, самостоятельность и инициативность, коммуникативные умения. Предметных знаний и умений, показывающих возрастной уровень владения речевой культурой, коммуникативноязыковой компетенцией.
Таким образом, инновационные технологии и методы обучения мы рассматриваем через гуманистическое, личностное измерение и главный результат освоения программы определяется в критериях личностного роста Ребенка.
Библиографическая ссылка
Молоднякова А.В. ЛИЧНОСТНООРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ПРАКТИКЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2010. – № 12. – С. 75-76;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=26200 (дата обращения: 23.11.2024).