Перед профессиональным образованием России сейчас очень остро встала проблема массового формирования совершенно нового поколения специалистов: креативных и социально активных профессионалов. Это возможно только при реализации достаточно совершенного личностноориентированного обучения. Современный специалист должен быть активной, творческой личностью, реализующей свой личностный потенциал и настроенной на достижение высших профессиональных и социальных вершин. Вот почему для педагогики профессионального образования актуальной стала разработка новых образовательных технологий, реализующих акмеологическую направленность в подготовке специалиста, основанную на личностноориентированном обучении и предусматривающую саморазвитие человека, самореализацию его в процессе созидательной деятельности, самообразование и самоконтроль, а также самокоррекцию и самоорганизацию деятельности [1].
Реализация акмеологической направленности в подготовке специалистов требует, чтобы в процессе обучения студент усваивал не только знания в области определенных дисциплин, но и чтобы у него формировались такие акмеологические инварианты профессионализма как умение предвидеть, высокий уровень саморегуляции, умение брать на себя ответственность и принимать верные решения.
В нашем колледже уже более 10 лет функционирует личностноориентированная четырехуровневая система непрерывного профессионального образования, реализующая формирование акмеологической направленности будущих специалистов и включающая постоянно действующие подготовительные курсы, подготовку техника базового и повышенного уровня, а также начальную подготовку инженера. При этом для формирования «акмеологического ядра» специалиста нами используется «модуль дисциплин акмеологической подготовки», включающий дисциплины, как вошедшие в стандарт, так и элективные курсы (как обязательные, так и по выбору), совместно обеспечивающие динамическое формирование «акмеологического ядра» специалиста. Полный перечень этого модуля, с учетом всех восьми специальностей, по которым ведется подготовка в колледже, включает в себя четырнадцать дисциплин: «Введение в специальность (история отрасли)», «Основы исследовательской деятельности (психология и методы инженерного творчества)», «Основы управленческой деятельности», «Управление персоналом», «Основы психологии», «Социальная психология», «Управленческая психология», «Основы делового общения», «Этика деловых отношений», «Основы социологии», «Основы культурологии», «Креативная акмеология», «Развитие коммуникативной компетентности личности» и «История Донского края и Таганрога».
В ходе исследования результативности созданной нами системы личностноориентированного обучения мы обнаружили, что в процессе формирования акмеологической направленности у будущих специалистов полнее раскрывается личностный потенциал и повышается социальноинтеллектуальная активность не только отдельных индивидуумов, но студенческих групп в целом. Поэтому для интегральной оценки результативности созданной системы нами был разработан специальный инструментарий оценки раскрытия личностного потенциала студентов путем измерения их социального интеллекта.
Инструментарий, для интегральной оценки результативности формирования акмеологической направленности будущих специалистов, был разработан в ходе выполнения многоцелевого социологического исследования, проведенного при участии автора данной работы [2]. С использованием данного инструментария в 20012002 гг. был проведен опрос учащихся выпускных классов (девятого и одиннадцатого) школ, учащихся профтехучилищ, студентов колледжей и вузов (всего более 500 человек) [2]. В 20072008 гг. по этой же анкете был произведен опрос студентов колледжей и вузов (всего более 300 человек) [3].
Обработка материалов анкетирования, которая проводилась с использованием методов математического моделирования и таксонометрии, позволила построить имитационные модели социального интеллекта, как показателя раскрытия их личностного потенциала, для различных категорий молодежи с учетом возрастных и образовательных признаков.
Среди всех специальностей колледжа лидирующее положение по развитию личностного потенциала (на основании показателя социального интеллекта) занимают студенты специальности «Производство летательных аппаратов», у которых на 4 единицы выше от среднего показателя по колледжу, на 7 единиц выше от среднего показателя студентов всех технических специальностей колледжа. Это объясняется тем, что именно студентам этой специальности преподается больше всего курсов из «модуля дисциплин акмеологической подготовки»: четыре обязательных курса («Введение в специальность», «Основы исследовательской деятельности», «Социальная психология» и «Управление персоналом») и три курса по выбору из четырех предложенных («Креативная акмеология», «Развитие коммуникативной компетентности личности» и «История Донского края и Таганрога»).
Анализ полученных результатов позволяет также сделать вывод о том, что реализация личностного потенциала осуществляется наиболее успешно только у тех студентов, в работе с которыми большое внимание уделяется современным методам не только обучения, но и развития личности, инструментального вооружения обучаемых методами саморазвития и самообучения.
Список литературы
1. Медведев В.П. Система непрерывного профессионального образования акмеологической направленности (из опыта Таганрогского авиационного колледжа им. В.М. Петлякова) - Приложение к ежемесячному теоретическому и научнометодическому журналу «Среднее профессиональное образование» №5 (июль 2004 г.), С.5775.
2. Чичилимов В.В. и др. Энергия социального интеллекта населения среднего города России: Социологический дигитальный инфомодельный атлас - Таганрог, ТРТУ, 2002, - 1200 с.
3. Медведев В.П. Исследование результативности формирования акмеологической направленности будущего специалиста путем определения состояния его социального интеллекта // Среднее профессиональное образование. - №9. - 2009 - С. 7993.
Библиографическая ссылка
Медведев В.П. РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНООРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ПУТЕМ ФОРМИРОВАНИЯ АКМЕОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА // Современные наукоемкие технологии. – 2010. – № 12. – С. 72-73;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=26198 (дата обращения: 21.11.2024).