Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНООРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ПУТЕМ ФОРМИРОВАНИЯ АКМЕОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

Медведев В.П.

Перед профессиональным образовани­ем России сейчас очень остро встала пробле­ма массового формирования совершенно ново­го поколения специалистов: креативных и соци­ально активных профессионалов. Это возможно только при реализации достаточно совершенного личностноориентированного обучения. Со­временный специалист должен быть активной, творческой личностью, реализующей свой лич­ностный потенциал и настроенной на дости­жение высших профессиональных и социаль­ных вершин. Вот почему для педагогики профессионального образования актуальной ста­ла разработка новых образовательных техноло­гий, реализующих акмеологическую направлен­ность в подготовке специалиста, основанную на личностноориентированном обучении и пред­усматривающую саморазвитие человека, само­реализацию его в процессе созидательной дея­тельности, самообразование и самоконтроль, а также самокоррекцию и самоорганизацию дея­тельности [1].

Реализация акмеологической направлен­ности в подготовке специалистов требует, чтобы в процессе обучения студент усваивал не толь­ко знания в области определенных дисциплин, но и чтобы у него формировались такие акмеологические инварианты профессионализма как умение предвидеть, высокий уровень саморегу­ляции, умение брать на себя ответственность и принимать верные решения.

В нашем колледже уже более 10 лет функционирует личностноориентированная четырехуровневая система непрерывного профессионального образования, реализующая формирование акмеологической направленно­сти будущих специалистов и включающая постоянно действующие подготовительные кур­сы, подготовку техника базового и повышен­ного уровня, а также начальную подготовку инженера. При этом для формирования «акмеологического ядра» специалиста нами ис­пользуется «модуль дисциплин акмеологиче­ской подготовки», включающий дисципли­ны, как вошедшие в стандарт, так и электив­ные курсы (как обязательные, так и по выбо­ру), совместно обеспечивающие динамиче­ское формирование «акмеологического ядра» специалиста. Полный перечень этого модуля, с учетом всех восьми специальностей, по ко­торым ведется подготовка в колледже, включа­ет в себя четырнадцать дисциплин: «Введение в специальность (история отрасли)», «Основы исследовательской деятельности (психология и методы инженерного творчества)», «Основы управленческой деятельности», «Управление персоналом», «Основы психологии», «Соци­альная психология», «Управленческая психо­логия», «Основы делового общения», «Этика деловых отношений», «Основы социологии», «Основы культурологии», «Креативная акмеология», «Развитие коммуникативной компе­тентности личности» и «История Донского края и Таганрога».

В ходе исследования результатив­ности созданной нами системы личностноориентированного обучения мы обнаружили, что в процессе формирования акмеологической направленности у будущих специалистов пол­нее раскрывается личностный потенциал и по­вышается социальноинтеллектуальная актив­ность не только отдельных индивидуумов, но студенческих групп в целом. Поэтому для ин­тегральной оценки результативности созданной системы нами был разработан специальный ин­струментарий оценки раскрытия личностного потенциала студентов путем измерения их со­циального интеллекта.

Инструментарий, для интегральной оцен­ки результативности формирования акмеологиче­ской направленности будущих специалистов, был разработан в ходе выполнения многоцелевого со­циологического исследования, проведенного при участии автора данной работы [2]. С использо­ванием данного инструментария в 20012002 гг. был проведен опрос учащихся выпускных клас­сов (девятого и одиннадцатого) школ, учащих­ся профтехучилищ, студентов колледжей и вузов (всего более 500 человек) [2]. В 20072008 гг. по этой же анкете был произведен опрос студентов колледжей и вузов (всего более 300 человек) [3].

Обработка материалов анкетирования, которая проводилась с использованием методов математического моделирования и таксонометрии, позволила построить имитационные мо­дели социального интеллекта, как показателя раскрытия их личностного потенциала, для раз­личных категорий молодежи с учетом возраст­ных и образовательных признаков.

Среди всех специальностей колледжа ли­дирующее положение по развитию личностно­го потенциала (на основании показателя соци­ального интеллекта) занимают студенты специ­альности «Производство летательных аппара­тов», у которых на 4 единицы выше от средне­го показателя по колледжу, на 7 единиц выше от среднего показателя студентов всех технических специальностей колледжа. Это объясняется тем, что именно студентам этой специальности пре­подается больше всего курсов из «модуля дис­циплин акмеологической подготовки»: четы­ре обязательных курса («Введение в специаль­ность», «Основы исследовательской деятельно­сти», «Социальная психология» и «Управление персоналом») и три курса по выбору из четырех предложенных («Креативная акмеология», «Раз­витие коммуникативной компетентности лично­сти» и «История Донского края и Таганрога»).

Анализ полученных результатов позво­ляет также сделать вывод о том, что реализация личностного потенциала осуществляется наибо­лее успешно только у тех студентов, в работе с которыми большое внимание уделяется совре­менным методам не только обучения, но и развития личности, инструментального вооруже­ния обучаемых методами саморазвития и само­обучения.

Список литературы

1.  Медведев В.П. Система непрерывно­го профессионального образования акмеологи­ческой направленности (из опыта Таганрогско­го авиационного колледжа им. В.М. Петлякова) - Приложение к ежемесячному теоретиче­скому и научнометодическому журналу «Сред­нее профессиональное образование» №5 (июль 2004 г.), С.5775.

2.  Чичилимов В.В. и др. Энергия соци­ального интеллекта населения среднего горо­да России: Социологический дигитальный инфомодельный атлас - Таганрог, ТРТУ, 2002, - 1200 с.

3.  Медведев В.П. Исследование резуль­тативности формирования акмеологической направленности будущего специалиста путем определения состояния его социального интел­лекта // Среднее профессиональное образова­ние. - №9. - 2009 - С. 7993.


Библиографическая ссылка

Медведев В.П. РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНООРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ПУТЕМ ФОРМИРОВАНИЯ АКМЕОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА // Современные наукоемкие технологии. – 2010. – № 12. – С. 72-73;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=26198 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674