Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

К ВОПРОСУ О СОСТОЯНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ССУЗ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОФИЛЯ

Коновалов И.Е.

Физическая культура в ССУЗ музыкаль­ного профиля, являясь частью гуманитарно­го цикла образования, выступает результирую­щей мерой комплексного воздействия различ­ных организационных форм, средств и методов общей и специальной подготовки на личность будущего специалиста в процессе формирова­ния его профессиональной компетентности. Как учебная дисциплина, обязательная для всех специальностей, она служит целям сохранения и укрепления здоровья студента, его физическо­го и духовного совершенствования, являясь ха­рактеристикой общей, физической и профессио­нальной культуры.

Накопленные годами опыт и знания о возможностях физической культуры в станов­лении личности будущего специалиста, подго­товленного к профессиональной деятельности, и специфика ССУЗ музыкального профиля пре­допределяют выделение специального разде­ла физической культуры- профессиональноприкладная физическая культура (ГГПФК).

Исследованию вопросов ГГПФК музы­кантов, посвящены работы таких авторов как П.П. Степанов, М.П. Галичаев, Ю.В. Дудкина и другие. Специалисты, работающие по данной проблематике, в основном проводили свои изы­скания в высших учебных заведениях музыкаль­ного профиля, в ССУЗ же данный вопрос прак­тически не изучался.

ССУЗ музыкального профиля имеют свои особенности, основной из которых, является возраст обучающихся от 15 до 18 лет. Данный возраст относится к двум группам: подростко­вой и юношеской. Продолжающийся онтогенез в эти возрастные периоды позволяет позитивно влиять не только на физическое здоровье обуча­ющихся, но и через внедрение ГГПФК в учебновоспитательный процесс корректировать их исполнительскую технику, а также минимизиро­вать различные отклонения здоровья связанные с профессиональной деятельностью.

Профессиональноприкладная физиче­ская культура- это специальный раздел фи­зической культуры, направленный на оптими­зацию условий развития психофизических ка­честв и физиологических способностей челове­ка в процессе профессиональной деятельности.

ППФК как любое целостное педагогиче­ское явление, имеет свою цель, задачи, функции и структуру.

Цель ППФК - содействовать освоению конкретной профессии, достижение необходимо­го уровня культуры, профессиональной дееспособности и психофизической готовности к труду.

Задачи ППФК:

  1. способствовать воспитанию профессио­нальноприкладной физической культуры лич­ности: ценностное отношение к своему здоро­вью, физической культуре и профессиональной деятельности;
  2. способствовать расширению арсена­ла профессиональноприкладной физической подготовки для формирования прикладных двигательных действий и улучшения тех пси­хофизических качеств, которые, прежде всего, необходимы в конкретной профессиональной деятельности;
  3. способствовать формированию профес­сиональной психофизической готовности спе­циалиста: обеспечение эффективной адаптации организма к сложным факторам профессиональ­ной деятельности, увеличению диапазона функ­циональных возможностей организма.

Функции ППФК

Специфическая функция обеспечивает содействие развитию и оптимизации условий функционирования двигательного компонента профессиональной деятельности: профессио­нально важные физические качества, двигатель­ные умения и навыки.

Общеприкладная функция призвана опти­мизировать другие компоненты (помимо двига­тельного), а также условия профессиональной деятельности: укреплять и сохранять професси­ональное здоровье, способствовать формирова­нию необходимых личностных качеств, повышать и поддерживать на необходимом уровне профессиональную работоспособность.

Социокультурная функция ППФК состо­ит в обеспечении гармонии физического состоя­ния в соответствии с ведущейся в жизни каждо­го человека трудовой деятельностью, социали­зации личности, межличностного общения, об­щего благополучия.

Структура ППФК

В качестве элементов структуры ППФК можно выделить: профессиональноприкладная физическая культура личности, профессиональноприкладная физическая под­готовка, профессиональная психофизическая готовность к условиям трудовой деятельности.

При изучении первого элемента ППФК нами определено, что основным условием вос­питания профессиональноприкладной физи­ческой культуры личности является формиро­вание механизмов саморазвития и мотивации самосовершенствования, что в свою очередь, невозможно без ценностного отношения к свое­му здоровью, к физической культуре и к профес­сиональной деятельности.

Решение этой задачи, на наш взгляд, явля­ется наиболее актуально для современной прак­тики среднего профессионального музыкаль­ного образования, так как ценностные ориен­тиры делают процесс обучения более осознан­ным, придающим личности направленность на достижение главных жизненных и профессио­нальных целей.

Вторым элементом ППФК является профессиональноприкладная физическая под­готовка (ППФП).

Каждая профессия предъявляет к специ­алисту определенные требования, связанные с уровнем развития его психофизических качеств и прикладных умений. В связи с этим возника­ет необходимость при подготовке специалиста к трудовой деятельности, применение ППФП.

Профессиональная деятельность му­зыкантов связана с большими нервнопсихическими и физическими нагрузками, по­этому при проведении ППФП, крайне важно уметь точно составить профессиограмму. В профессиограмму обязательно должны включаться такие показатели как характеристика факторов, определяющих содержание видов труда музы­канта, а так же требования к психофизическим способностям.

Каждой музыкальной профессии прису­ща своя рабочая поза. С физиологической точ­ки зрения состояние позы представляет собой исходное положение для активных действий, в профессиональной деятельности музыканта ис­пользуются рабочие позы стоя и сидя. Так, ха­рактерная сидячая поза музыканта, в которой он пребывает часами (как правило от 4 до 6 часов в день), предъявляет определенные требования к силе мышц рук, плечевого пояса и туловища. А вынужденная рабочая поза стоя с определен­ным положением головы, туловища и рук часто приводит к значительным перегрузкам различ­ных отделов позвоночника и мышечных групп. Рабочая поза, сидя менее утомительна, чем рабочая поза, стоя и в некоторых случаях может рассматриваться как более удобная. Однако дли­тельная работа в положении сидя у музыкан­тов, особенно с наклоненным туловищем, кро­ме усталости мышц спины и шеи, часто приво­дят к развитию застойных явлений в нижних ко­нечностях, брюшной и тазовой областях, а так­же к растягиванию и ослаблению мышц плече­вого пояса и разгибателей спины. Такая ограни­ченная двигательная активность ухудшает про­фессиональную работоспособность, оказыва­ет отрицательное кумулятивное воздействие на жизненно важные функции и системы организ­ма, приводит к большому количеству ошибок при игре на музыкальном инструменте.

Условия, в которых обычно происходит, профессиональная деятельность музыкантов, часто не соответствуют гигиеническим нормам и требованиям. Уровень освещенности, шума, вентиляция помещения, сквозняк и некоторые другие факторы влияют на качество музицирования, а также являются причиной возникнове­ния у музыкантов различных заболеваний, в том числе профессиональных.

Уровень освоения исполнительской тех­ники музыкантами зависит от уровня развития двигательных способностей, овладение, кото­рыми в полной мере зависит от уровня развития физических качеств.

Третьим элементом ППФК является про­фессиональная психофизическая готовность специалиста к предстоящей трудовой деятель­ности.

Профессиональная психофизическая готовность это оптимальный уровень профес­сиональной работоспособности, включающий в себя: наличие необходимого резерва физиче­ских и функциональных возможностей организ­ма для своевременной адаптации к быстро меняющимся условиям среды, объему и интенсивно­сти труда; способность к полному восстановле­нию в условиях лимита времени и наличия мо­тивации в достижении цели, базирующихся на физических, психических и духовных возмож­ностях человека.

Вопросы оценки профессиональной пси­хофизической готовности музыканта, долго­срочного прогнозирования и диагностики состо­яния его психофизических качеств и функцио­нальных способностей, как в условиях обычной трудовой деятельности, так и в условиях экстре­мальных физических и психоэмоциональных нагрузок занимают особое положение по своей актуальности и практической значимости.

Необходимо осуществлять постоянный мониторинг уровня профессиональной психофи­зической готовности обучающихся посредством реализации системы превентивной диагностики и оперативной коррекции. Систематизация взаи­мосвязи множества факторов, влияющих на про­фессиональную психофизическую готовность специалиста, с помощью обобщенной характе­ристики, описывающей множество физиологических, физических, психических и клиникобиохимических структур, где первичную роль играет человек, а вторичную - система, осуществляющая контроль за его состоянием позво­ляют эффективно проводить эти мероприятия.

Данный подход оценки, включающий в себя соотношение профессионально значимых качеств и требований профессиональной деятельности, позволяет эффективно проводить ди­агностику и корректировку, а также давать коли­чественную оценку профессиональной психо­физической готовности будущих специалистов к конкретной трудовой деятельности.

Таким образом, на основании изложенно­го выше можно сделать следующие выводы:

1.  Накопленные годами опыт и знания о возможностях физической культуры в станов­лении личности будущего специалиста, подготовленного к профессиональной деятельности, и специфика ССУЗ музыкального профиля пре­допределяют выделение специального разде­ла физической культуры- профессиональноприкладная физическая культура (ППФК).

2.  Профессиональноприкладная физи­ческая культура, как часть общей, физической и профессиональной культуры обусловлена тем, что каждая профессия имеет свою специфику, предъявляет определенные требования к специ­алисту, к его культуре, психофизическим способностям, готовности к профессиональной де­ятельности.

3.  ППФК как любое целостное педагоги­ческое явление, имеет свою цель, задачи, функ­ции и структуру. В качестве элементов струк­туры ППФК нами определены: 1) профессио­нальноприкладная физическая культура лич­ности; 2) профессиональноприкладная физи­ческая подготовка; 3) профессиональная психо­физическая готовность специалиста к условиям трудовой деятельности.

Список литературы

1.  Галичаев, М.П. Физическая культура музыканта / М.П. Галичаев. - РостовнаДону: РГК им. СВ. Рахманинова, 1996.

2.  Дудкина, Ю.И. Формирование профес­сиональноприкладной физической культуры студентов музыкальных специализаций в вузе культуры и искусств. / Ю.И. Дудкина. - М.: МГУКИ, 2006.

3.  Коновалов, И.Е. Программа формиро­вания профессиональноприкладной физиче­ской культуры музыкантовинструменталистов / И.Е. Коновалов. - Набережные Челны: РИО КамГИФК, 2007.

4.  Коновалов, И.Е. Теоретические осно­вы профессиональноприкладной физической подготовки музыкантовинструменталистов ССУЗ // Педагогикопсихологические и медикобиологические проблемы физической культу­ры и спорта. / И.Е. Коновалов. - Электрон­ный журнал [Электронный ресурс: Режим до­ступа: http://kamgifk.rWmagazin/journal.htm]. - 2008. - № 3 (8).

5.  Степанов, П.П. Особенности физиче­ского воспитания в музыкальных учебных за­ведениях. / П.П. Степанов. - Астрахань: АГК, 1990.


Библиографическая ссылка

Коновалов И.Е. К ВОПРОСУ О СОСТОЯНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ССУЗ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОФИЛЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2010. – № 12. – С. 66-68;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=26194 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674