Физическая культура в ССУЗ музыкального профиля, являясь частью гуманитарного цикла образования, выступает результирующей мерой комплексного воздействия различных организационных форм, средств и методов общей и специальной подготовки на личность будущего специалиста в процессе формирования его профессиональной компетентности. Как учебная дисциплина, обязательная для всех специальностей, она служит целям сохранения и укрепления здоровья студента, его физического и духовного совершенствования, являясь характеристикой общей, физической и профессиональной культуры.
Накопленные годами опыт и знания о возможностях физической культуры в становлении личности будущего специалиста, подготовленного к профессиональной деятельности, и специфика ССУЗ музыкального профиля предопределяют выделение специального раздела физической культуры- профессиональноприкладная физическая культура (ГГПФК).
Исследованию вопросов ГГПФК музыкантов, посвящены работы таких авторов как П.П. Степанов, М.П. Галичаев, Ю.В. Дудкина и другие. Специалисты, работающие по данной проблематике, в основном проводили свои изыскания в высших учебных заведениях музыкального профиля, в ССУЗ же данный вопрос практически не изучался.
ССУЗ музыкального профиля имеют свои особенности, основной из которых, является возраст обучающихся от 15 до 18 лет. Данный возраст относится к двум группам: подростковой и юношеской. Продолжающийся онтогенез в эти возрастные периоды позволяет позитивно влиять не только на физическое здоровье обучающихся, но и через внедрение ГГПФК в учебновоспитательный процесс корректировать их исполнительскую технику, а также минимизировать различные отклонения здоровья связанные с профессиональной деятельностью.
Профессиональноприкладная физическая культура- это специальный раздел физической культуры, направленный на оптимизацию условий развития психофизических качеств и физиологических способностей человека в процессе профессиональной деятельности.
ППФК как любое целостное педагогическое явление, имеет свою цель, задачи, функции и структуру.
Цель ППФК - содействовать освоению конкретной профессии, достижение необходимого уровня культуры, профессиональной дееспособности и психофизической готовности к труду.
Задачи ППФК:
- способствовать воспитанию профессиональноприкладной физической культуры личности: ценностное отношение к своему здоровью, физической культуре и профессиональной деятельности;
- способствовать расширению арсенала профессиональноприкладной физической подготовки для формирования прикладных двигательных действий и улучшения тех психофизических качеств, которые, прежде всего, необходимы в конкретной профессиональной деятельности;
- способствовать формированию профессиональной психофизической готовности специалиста: обеспечение эффективной адаптации организма к сложным факторам профессиональной деятельности, увеличению диапазона функциональных возможностей организма.
Функции ППФК
Специфическая функция обеспечивает содействие развитию и оптимизации условий функционирования двигательного компонента профессиональной деятельности: профессионально важные физические качества, двигательные умения и навыки.
Общеприкладная функция призвана оптимизировать другие компоненты (помимо двигательного), а также условия профессиональной деятельности: укреплять и сохранять профессиональное здоровье, способствовать формированию необходимых личностных качеств, повышать и поддерживать на необходимом уровне профессиональную работоспособность.
Социокультурная функция ППФК состоит в обеспечении гармонии физического состояния в соответствии с ведущейся в жизни каждого человека трудовой деятельностью, социализации личности, межличностного общения, общего благополучия.
Структура ППФК
В качестве элементов структуры ППФК можно выделить: профессиональноприкладная физическая культура личности, профессиональноприкладная физическая подготовка, профессиональная психофизическая готовность к условиям трудовой деятельности.
При изучении первого элемента ППФК нами определено, что основным условием воспитания профессиональноприкладной физической культуры личности является формирование механизмов саморазвития и мотивации самосовершенствования, что в свою очередь, невозможно без ценностного отношения к своему здоровью, к физической культуре и к профессиональной деятельности.
Решение этой задачи, на наш взгляд, является наиболее актуально для современной практики среднего профессионального музыкального образования, так как ценностные ориентиры делают процесс обучения более осознанным, придающим личности направленность на достижение главных жизненных и профессиональных целей.
Вторым элементом ППФК является профессиональноприкладная физическая подготовка (ППФП).
Каждая профессия предъявляет к специалисту определенные требования, связанные с уровнем развития его психофизических качеств и прикладных умений. В связи с этим возникает необходимость при подготовке специалиста к трудовой деятельности, применение ППФП.
Профессиональная деятельность музыкантов связана с большими нервнопсихическими и физическими нагрузками, поэтому при проведении ППФП, крайне важно уметь точно составить профессиограмму. В профессиограмму обязательно должны включаться такие показатели как характеристика факторов, определяющих содержание видов труда музыканта, а так же требования к психофизическим способностям.
Каждой музыкальной профессии присуща своя рабочая поза. С физиологической точки зрения состояние позы представляет собой исходное положение для активных действий, в профессиональной деятельности музыканта используются рабочие позы стоя и сидя. Так, характерная сидячая поза музыканта, в которой он пребывает часами (как правило от 4 до 6 часов в день), предъявляет определенные требования к силе мышц рук, плечевого пояса и туловища. А вынужденная рабочая поза стоя с определенным положением головы, туловища и рук часто приводит к значительным перегрузкам различных отделов позвоночника и мышечных групп. Рабочая поза, сидя менее утомительна, чем рабочая поза, стоя и в некоторых случаях может рассматриваться как более удобная. Однако длительная работа в положении сидя у музыкантов, особенно с наклоненным туловищем, кроме усталости мышц спины и шеи, часто приводят к развитию застойных явлений в нижних конечностях, брюшной и тазовой областях, а также к растягиванию и ослаблению мышц плечевого пояса и разгибателей спины. Такая ограниченная двигательная активность ухудшает профессиональную работоспособность, оказывает отрицательное кумулятивное воздействие на жизненно важные функции и системы организма, приводит к большому количеству ошибок при игре на музыкальном инструменте.
Условия, в которых обычно происходит, профессиональная деятельность музыкантов, часто не соответствуют гигиеническим нормам и требованиям. Уровень освещенности, шума, вентиляция помещения, сквозняк и некоторые другие факторы влияют на качество музицирования, а также являются причиной возникновения у музыкантов различных заболеваний, в том числе профессиональных.
Уровень освоения исполнительской техники музыкантами зависит от уровня развития двигательных способностей, овладение, которыми в полной мере зависит от уровня развития физических качеств.
Третьим элементом ППФК является профессиональная психофизическая готовность специалиста к предстоящей трудовой деятельности.
Профессиональная психофизическая готовность это оптимальный уровень профессиональной работоспособности, включающий в себя: наличие необходимого резерва физических и функциональных возможностей организма для своевременной адаптации к быстро меняющимся условиям среды, объему и интенсивности труда; способность к полному восстановлению в условиях лимита времени и наличия мотивации в достижении цели, базирующихся на физических, психических и духовных возможностях человека.
Вопросы оценки профессиональной психофизической готовности музыканта, долгосрочного прогнозирования и диагностики состояния его психофизических качеств и функциональных способностей, как в условиях обычной трудовой деятельности, так и в условиях экстремальных физических и психоэмоциональных нагрузок занимают особое положение по своей актуальности и практической значимости.
Необходимо осуществлять постоянный мониторинг уровня профессиональной психофизической готовности обучающихся посредством реализации системы превентивной диагностики и оперативной коррекции. Систематизация взаимосвязи множества факторов, влияющих на профессиональную психофизическую готовность специалиста, с помощью обобщенной характеристики, описывающей множество физиологических, физических, психических и клиникобиохимических структур, где первичную роль играет человек, а вторичную - система, осуществляющая контроль за его состоянием позволяют эффективно проводить эти мероприятия.
Данный подход оценки, включающий в себя соотношение профессионально значимых качеств и требований профессиональной деятельности, позволяет эффективно проводить диагностику и корректировку, а также давать количественную оценку профессиональной психофизической готовности будущих специалистов к конкретной трудовой деятельности.
Таким образом, на основании изложенного выше можно сделать следующие выводы:
1. Накопленные годами опыт и знания о возможностях физической культуры в становлении личности будущего специалиста, подготовленного к профессиональной деятельности, и специфика ССУЗ музыкального профиля предопределяют выделение специального раздела физической культуры- профессиональноприкладная физическая культура (ППФК).
2. Профессиональноприкладная физическая культура, как часть общей, физической и профессиональной культуры обусловлена тем, что каждая профессия имеет свою специфику, предъявляет определенные требования к специалисту, к его культуре, психофизическим способностям, готовности к профессиональной деятельности.
3. ППФК как любое целостное педагогическое явление, имеет свою цель, задачи, функции и структуру. В качестве элементов структуры ППФК нами определены: 1) профессиональноприкладная физическая культура личности; 2) профессиональноприкладная физическая подготовка; 3) профессиональная психофизическая готовность специалиста к условиям трудовой деятельности.
Список литературы
1. Галичаев, М.П. Физическая культура музыканта / М.П. Галичаев. - РостовнаДону: РГК им. СВ. Рахманинова, 1996.
2. Дудкина, Ю.И. Формирование профессиональноприкладной физической культуры студентов музыкальных специализаций в вузе культуры и искусств. / Ю.И. Дудкина. - М.: МГУКИ, 2006.
3. Коновалов, И.Е. Программа формирования профессиональноприкладной физической культуры музыкантовинструменталистов / И.Е. Коновалов. - Набережные Челны: РИО КамГИФК, 2007.
4. Коновалов, И.Е. Теоретические основы профессиональноприкладной физической подготовки музыкантовинструменталистов ССУЗ // Педагогикопсихологические и медикобиологические проблемы физической культуры и спорта. / И.Е. Коновалов. - Электронный журнал [Электронный ресурс: Режим доступа: http://kamgifk.rWmagazin/journal.htm]. - 2008. - № 3 (8).
5. Степанов, П.П. Особенности физического воспитания в музыкальных учебных заведениях. / П.П. Степанов. - Астрахань: АГК, 1990.
Библиографическая ссылка
Коновалов И.Е. К ВОПРОСУ О СОСТОЯНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ССУЗ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОФИЛЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2010. – № 12. – С. 66-68;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=26194 (дата обращения: 21.11.2024).