В настоящее время важным является аксиологический подход к образованию. В педагогических исследованиях (работы В.А. Сластенина, Г.И. Чижаковой и других) подчеркивается мысль о том, что «выбор аксиологического подхода в качестве методологической основы современной педагогики позволяет рассмотреть образование как социальнопедагогический феномен, который находит свое отражение в основных его идеях: универсальности и фундаментальности гуманистических ценностей, единстве целей и средств, приоритете идеи свободы» [4, с. 439]. Прочные знания, подготовка к жизни, развитие личности следует рассматривать как отдельные аспекты более общего и глубокого процесса - приобщение растущей личности к культуре. Образование без культурного развития превращается в процесс передачи информации от учителя к ученику. Дети, даже обладающие системными, глубокими и обширными знаниями, зачастую оказываются неразвитыми культурно, не ориентируются в мире культуры, музыки, живописи, театра, не знают культурные ценности своего края, считая эти сферы незначительными, не имеющими прямого отношения к жизненным потребностям современного человека, прагматичного и ориентированного на успех.
Непреходящей ценностью является русский язык. Знание языка позволяет сохранять связь поколений, оно дает возможность шире смотреть на мир, понимать и принимать его во всем разнообразии. В этом заключается неразрывная связь языка и культуры.
В методической науке, в частности в трудах А. Д. Дейкиной, выделяется две стороны при изучении русского языка: «Первая сторона ценностного отношения к предмету, к культуре - основывается на знаниях и представлениях и может быть освоена и рационально (осознаю, понимаю), и эмоционально (чувствую). Вторая сторона касается чувств - чувства любви к языку, к культуре, которое возникает чувственным, эмоциональным путем на фоне интереса к языку и культуре (там, где интересно, эмоциональное чувство выше). Соединение двух сторон дает соединение образованности и нравственности: зная родной язык и родную культуру нельзя не оценить их, не проникнуться к ним теплым чувством (патриотическим!). В синтезе научного (воспринимаемого умом) и духовного (воспринимаемого сердцем) преодолевается духовная безграмотность и нравственный нигилизм» [2, с. 11].
Ценности русской национальной культуры, в частности, культурные ценности своего края, своей малой Родины являются очень важными в воспитании учащихся. Любовь к родине начинается с чувства любви к тому месту, где родился и вырос.
Знакомство с культурными ценностями родного края, своей малой родины, представляет богатейшие возможности для речевого развития учащихся [1].
Обратимся к культурноисторическим ценностям Ивановской области, которая богата своими достижениями в русской культуре: это искусство мастеров Палеха, сокровища золотого Плеса, коллекция ситца в Иванове, архитектурные памятники города Иванова, строчевышивальные изделия Шуи, Пучежа, Приволжска и многое другое.
Формы знакомства с региональной культурой на уроках русского языка могут быть самыми различными: заочные экскурсии по городу, конкурсы на лучший пешеходный маршрут, читательские конференции о книгах по культуре своего края, составление толковых словарей о культуре своего края и другие. Обратимся к примерам. Интересной формой воспитания у школьников ценностного отношения к русскому языку, а также развития их речи являются ученические научные конференции. Так, в Ивановской средней общеобразовательной школе № 18 прошла такая конференция на тему «Язык есть исповедь народа». Учащимися были подготовлены очень интересные доклады, например, на секции «На всех словах - события печать. Они дались недаром человеку» прозвучали сообщения об истории Ивановской земли в названии сел, улиц, городов; об этимологии ивановских топонимов VXV веков, о географических названиях ивановского края. В качестве примера приведем отрывок из доклада ученицы 10 класса:
Внимательно взглянув на карту нашего края, вы без труда обнаружите десятки географических названий, происхождение которых загадочно или неизвестно. Определить их истоки затрудняются даже многие специалисты.
Изучение географических названий имеет большое значение для истории вообще и для истории языка в частности. Поэтому основным направлением топонимики до последнего времени было историческое исследование топонимов. Как показали многочисленные исследования, то или другое морфологическое строение топонима часто неопровержимо доказывает принадлежность его к определенной исторической эпохе. От финно угорских племен нам остались в наследство довольно многочисленные топонимы. На карте это такие названия городов и сел, как Кинешма, Шуя, Вичуга, Южа, Кохма, Решма, Лух, Палех, Холуй, Нижний и Верхний Ландех. С помощью современных родственных языков можно хотя бы приблизительно установить смысл некоторых из этих названий. Топоним Кинешма означает в финскоугорских языках «тихая гавань». Действительно, во время непогоды на Волге суда могли переждать бурю в устье небольшой реки Кинешемки, которая впадает здесь в великую русскую реку.
Уроки русского языка дают прекрасную возможность для воспитания ценностного отношения к родной природе, обогащению лексики школьников эмоциональнооценочной лексикой для описания природы, что, несомненно, воспитывает у школьников отношение к языку как важной культурной ценности. Школьников нужно учить видеть красоту во всем. В.А. Сухомлинский утверждал: «Красота- могучий источник нравственной чистоты, духовного богатства, физического совершенства. Важнейшая задача эстетического воспитания - научить ребенка видеть в красоте окружающего мира (природе, искусстве, человеческих отношениях) духовное благородство, доброту, сердечность и на основе этого утверждать прекрасное в самом себе « [5, с. 470], и мы бы добавили, выражать в ярком, эмоциональном слове свое отношение к красоте. Приведем пример содержания урока развития связной речи в старших классах на тему «По городам и весям земли Ивановской». На уроке школьники знакомились с текстами о Плесе и анализировали их языковые особенности:
Соборная гора - это главная городская святыня, хранительница многовековой памяти, это тихая обитель, сохранение которой напрямую связано с сохранением культуры малых городов, с их особенным духом, сохранение той самой глубинной России, где краски не ярки и звуки не резки, без которой утрачивается ее национальное своеобразие.
Красота Плеса открылась миру благодаря полотнам И.И. Левитана. Поэтому на уроке учащимся желательно предложить текст «Левитановскими тропами» (по которому после содержательного и языкового анализа можно провести изложение или сочинение об одной из картин Левитана):
И.И. Левитана поразила необычайная красота Плеса, которая подвигла художника на создание задушевных лирических пейзажей, пейзажей настроения, в которых он непревзойденный мастер. Сегодняшним туристам, посещающим город. Знаменитые левитановские места позволяют пробудить воображение, вспомнить картины художника. Во многом город изменился, но еще хранит память о местах, запечатленных художником в знаменитых полотнах, в небольших зарисовках с натуры, в этюдах, набросках по памяти. Всего в Плесе Левитаном написано около 200 работ, более чем в двадцати из них отразились плесские впечатления, принесшие художнику громкую славу. В Плесе находится доммузей И.И. Левитана.
«Улочка в Плесе» - одно из первых впечатлений от тихого уютного волжского городка. Основной зеленый тон картины передает ощущение затерянности, старости, даже замшелости забытого богом уголка, но не вызывает мрачных мыслей. Теплое розоватое пятно освещенной стены дома будто отражает свет и рассеивает его на окружающую зелень, отчего она будто улыбается тихой приветливой улыбкой. Такой также является картина «Ветхий дворик», на которой изображен вросший в землю сарайчик, написанный в сероголубых и коричневых тонах и пятном зелени в левом углу.
Левитан очень любил цветы, которых в Плесе росло во множестве, и эта его любовь запечатлена в натюрмортах «Незабудки», «Ночные фиалки», «Одуванчики».
Левитана все поражало в Плесе. Сильное впечатление на художника произвела Петропавловская церковь, и он пишет этюд «Внутри Петропавловской церкви в Плесе на Волге» с удивительной теплотой и задушевностью. Древняя позолота икон, мерцающие огоньки свечей и лампад создают неповторимый уют и создают в душе светлую радость. Этот этюд художник использовал при написании знаменитой картины «Над вечным покоем». Именно древняя Петропавловская церковь изображена на этой картине [3].
Как показывает практика, подобные формы работы при изучении русского языка помогают воспитанию у школьников ценностного отношения к культуре, в частности русскому языку как феномену культуры и одной из важнейших ценностей человека. Разбуженное эстетическое чувство, богатство нравственных впечатлений развивает в ребенке творческие способности, которые находят выход в труде, в отношениях с людьми, в обретении активной жизненной позиции. Формирование умения бережно относиться к национальным культурным ценностям также служит важным средством повышения интереса к изучению русского языка в школе.
Таким образом, цель такой работы видится в том, чтобы воспитать патриотические чувства и настроения: это восхищение красотой родной земли, гордость за свою малую родину, желание беречь и приумножать ее культурные ценности, что являются неотъемлемой частью общей земли нашей, которую зовут Россией.
Список литературы
1. Волкова Т.Н. Воспитание человека культуры средствами русского языка и искусства в процессе гуманитарного образования.Шуя, 2007.
2. Дейкина А.Д. Духовнонравственное развитие учащихся средствами русского языка // Реализация современных подходов к преподаванию русского языка с учетом традиций отечественной методики / Материалы Всероссийской научнопрактической конференции в МПГУ 2021 марта 2008 г. - Москва - Ярославль, 2008.
3. Закаменная Е.Н. Плес XX век. - Иваново, 2007.
4. Сластенин В.А., ЧижаковаГ.И. Переход от авторитарной к гуманистической парадигме как фактор становления и развития педагогической аксиологии // Хрестоматия по педагогической аксиологии. Москва - Воронеж, 2005.
5. Сухомлинский В.А. Познание красоты и воспитание чувств // Хрестоматия по педагогической аксиологии Москва - Воронеж, 2005.
Библиографическая ссылка
Волкова Т.Н. АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2010. – № 12. – С. 53-55;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=26186 (дата обращения: 21.11.2024).