Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

КЛИНИЧЕСКАЯ БЕСЕДА И ПРОЕКТИВНАЯ ФОРМА РАБОТЫ КАК ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ И ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО В РАБОТЕ С ВИЧПОЛОЖИТЕЛЬНЫМИ ЛЮДЬМИ

Баянова М.А.
тетрадный эффект фракционирования
редкоземельные элементы
гранитоиды
флюидный режим
математическая программа расчёта тетрадного эффекта

Проблема распространенности ВИЧ и СПИД в стране уже несколько десятилетий вы­ступает актуальной. Уже несколько десятиле­тий медицина всего мира ищет вакцину от этих смертельно тяжелых заболеваний. И только в последние 57 лет стали говорить о личностнопсихологической стороне проживания ВИЧ, тя­жесть которой, безусловно, высока. В связи с этим для психолога остро встает вопрос о под­боре необходимых психологических средств ра­боты с людьми, имеющими такого рода заболе­вания, поскольку процесс работы с ними тре­бует особой деликатности, безболезненности и тонкости, как со стороны специалиста, так и со стороны формальных и содержательных харак­теристик этих подобранных средств.

Поэтому целью нашей исследовательской работы стало изучение возможностей клиниче­ской беседы и проективных методик в психологической работе с ВИЧположительными людь­ми. Исследовательская работа состоит из теоре­тической и экспериментальной частей. Теоре­тическую часть составляют работы таких оте­чественных психологов и как Л. С. Выготско­го, А.Н. Леонтьева, Д.А. Леонтьева, Ф.Ю. Василюка, Б.В. Зейгарник, а также работы таких основополагающих авторов как В. Франкл, Хекхаузен, К. Ясперс и др.

Проективные формы работы обладают широкими возможностями в работе с внутрен­ними и глубинными процессами, переживания­ми человека, особенно в ситуации тяжелого хро­нического заболеваниями. Целесообразность выбора проективных средств объясняется тем, что, вопервых, они позволяют целостно «ви­деть» личность с ее мотивами и потребностя­ми, с будущим целеполаганием и пр. Вовторых, проективные методы позволяют опосредованно действовать на личностные образования, выпол­няя как диагностические, так и психотерапевти­ческие задачи.

Проективные методы были нами впле­тены в структуру клинической беседы. Клини­ческая беседа описана Б.В. Зейгарник как со­держательно разная, зависящая от содержания проблемы, от отношения болеющего человека к этой проблеме, от задач клинической беседы. И самое основное в клинической беседе - это то, что она должна осуществляться на языке боле­ющего, направлена на конкретный жизненный контекст возникших и существующих у него переживаний, должна быть гибкой и тонкой по форме ее ведения.

В связи с этим в экспериментальную часть исследования была включена клиниче­ская беседа, в структуру которой вплетались та­кие проективные методики как «Линия жизни», «Карта внутренней страны», а также Тест цен­ностных ориентации Рокича и пословицы на тему здоровья/нездоровья.

В исследовании приняли участие двое ВИЧположительных людей. Работа проводи­лась на базе центра «АнтиСПИД» г. Сургута

А. (27 лет), образование 6 классов, рабо­чий на АЗС, холост, стаж заболевания 6 лет.

Б. (26 лет), неполное высшее образова­ние (заочно обучается), работает в строительной фирме, холост, стаж заболевания 9 лет.

Так, проведенная клиникопроективная работа с ВИЧположительными людьми диагно­стировала качественное изменение их мотивационной сферы в связи с оглашением диагноза. Однако, в одном случае (ВИЧположительный А.) ситуация обнаружения ВИЧ внешне не по­влияла на А. (с его т. зр.), но внутренне пережи­ваниями (страх остаться в одиночестве) вытеснилась так, что сформировалось игнорируемопопустительское проживание болезни, что при­вело к внутри личностному кризису и попытке суицида. Таким образом, данные исследования выявили, что в случае А. не произошла своев­ременная переоценка жизненных смыслов, не было самостоятельно выявлено значение ситу­ации боления, что привело к неблагополучной, усугубляющей социальной ситуации развития, которая создавала дополнительную к болезни угрозу жизни.

В другом случае (ВИЧположительный Б.) ситуация выявления ВИЧ первоначально привела Б. к игнорирующему типу проживания заболевания (игнорирование через занятость, учебу, а затем прием наркотиков). Это продол­жалось около года, пока неблагополучная социальная ситуация развития не привела его к угро­зе лишения свободы в исправительном учрежде­нии. Это явилось точкой и одновременно стар­том к переосмыслению жизненных смыслов и поиска новых. На данный момент Б. видит свой жизненный мотив в профессиональной саморе­ализации, в поиске интересной работы (настоя­щая работа Б. не устраивает), в получении об­разования. Однако дальнейшая работа с Б. по­казала, что он осознает необходимость приня­тия заболевания, поиск нового в нем смысла, но не видит в себе внутренних ресурсов. Это очень четко отражено и в используемых нами методах диагностики. Так, в проективной методике «Ли­ния жизни» выстраивание перспективы жизни, ее смыслов вызвало значительные затруднения у Б., следовательно, новый жизненный смысл в ситуации ВИЧинфицирования еще не найден, а сам контекст заболевания, место Б. в данном контексте не оценен адекватно. Важно отметить, что данное положение находит свое подтвержде­ние и в другой методике. Так, проективное зада­ние «Карта внутренней страны» вызвало недоумение у Б., вопросы типа «как это может быть?», «что это значит?» «как это понять?», также сви­детельствуют о том, что внутренние ресурсы преодоления переживаний, ресурсы для нахож­дения нового для себя смысла в ситуации хрони­ческого заболевания не раскрыты.

Таким образом, использование указанных выше проективных методик, включенных в кон­текст клинической беседы позволило достаточ­но тонко и полно раскрыть феноменологию пе­реживания людей в ситуации тяжелого хрониче­ского терминального заболевания, выявить особенности мотивационносмысловой сферы, без опоры на которую немыслима какаялибо пси­хологическая реабилитация личности. Исполь­зование подобного сочетания клинической бе­седы с проективными формами работы позволя­ет не только выявлять переживания такого рода людей, но и опосредованно снимать тяжелые аффективные переживания, которые в силу сво­ей тяжести оказываются словно «инкапсулиро­ваны» глубоко внутри личности человека.

Список литературы

1.   Василюк Ф.Е. Психология пережива­ния / Ф.Е. Василюк. - М: Изд. Моск. Унив., 1984. - 196 с.

2.   Леонтьев, А.Н. Деятельность. Созна­ние. Личность / А.Н. Леонтьев.- М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2004. - 352 с.

3.   Франкл, В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем. / Общ. ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева; вст. ст. Д.А. Леонтье­ва. - М.: Прогресс, 1990. - 368 с.

4.   Консультирование при ВИЧинфек­ции, пособие для врачей различных специаль­ностей, М., 2003

5.   Лысюк, Л.Г. О возможностях обрете­ния смысла в критических жизненных ситуаци­ях / Л.Г. Лысюк // Московский психотерапевти­ческий журнал. - 2007. - №3. - С. 166.

6.   Калшед, Д. Внутренний мир травмы / Д. Калшед // Московский психотерапевтиче­ский журнал. - 2001. - №2. - С.76.

7.   Кочюнас, Р. Экзистенциальная терапия в группах / Р. Кочюнас // Московский психоте­рапевтический журнал. - 2002. - №2.


Библиографическая ссылка

Баянова М.А. КЛИНИЧЕСКАЯ БЕСЕДА И ПРОЕКТИВНАЯ ФОРМА РАБОТЫ КАК ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ И ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО В РАБОТЕ С ВИЧПОЛОЖИТЕЛЬНЫМИ ЛЮДЬМИ // Современные наукоемкие технологии. – 2010. – № 12. – С. 21-23;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=26163 (дата обращения: 03.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674