Проблема распространенности ВИЧ и СПИД в стране уже несколько десятилетий выступает актуальной. Уже несколько десятилетий медицина всего мира ищет вакцину от этих смертельно тяжелых заболеваний. И только в последние 57 лет стали говорить о личностнопсихологической стороне проживания ВИЧ, тяжесть которой, безусловно, высока. В связи с этим для психолога остро встает вопрос о подборе необходимых психологических средств работы с людьми, имеющими такого рода заболевания, поскольку процесс работы с ними требует особой деликатности, безболезненности и тонкости, как со стороны специалиста, так и со стороны формальных и содержательных характеристик этих подобранных средств.
Поэтому целью нашей исследовательской работы стало изучение возможностей клинической беседы и проективных методик в психологической работе с ВИЧположительными людьми. Исследовательская работа состоит из теоретической и экспериментальной частей. Теоретическую часть составляют работы таких отечественных психологов и как Л. С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.А. Леонтьева, Ф.Ю. Василюка, Б.В. Зейгарник, а также работы таких основополагающих авторов как В. Франкл, Хекхаузен, К. Ясперс и др.
Проективные формы работы обладают широкими возможностями в работе с внутренними и глубинными процессами, переживаниями человека, особенно в ситуации тяжелого хронического заболеваниями. Целесообразность выбора проективных средств объясняется тем, что, вопервых, они позволяют целостно «видеть» личность с ее мотивами и потребностями, с будущим целеполаганием и пр. Вовторых, проективные методы позволяют опосредованно действовать на личностные образования, выполняя как диагностические, так и психотерапевтические задачи.
Проективные методы были нами вплетены в структуру клинической беседы. Клиническая беседа описана Б.В. Зейгарник как содержательно разная, зависящая от содержания проблемы, от отношения болеющего человека к этой проблеме, от задач клинической беседы. И самое основное в клинической беседе - это то, что она должна осуществляться на языке болеющего, направлена на конкретный жизненный контекст возникших и существующих у него переживаний, должна быть гибкой и тонкой по форме ее ведения.
В связи с этим в экспериментальную часть исследования была включена клиническая беседа, в структуру которой вплетались такие проективные методики как «Линия жизни», «Карта внутренней страны», а также Тест ценностных ориентации Рокича и пословицы на тему здоровья/нездоровья.
В исследовании приняли участие двое ВИЧположительных людей. Работа проводилась на базе центра «АнтиСПИД» г. Сургута
А. (27 лет), образование 6 классов, рабочий на АЗС, холост, стаж заболевания 6 лет.
Б. (26 лет), неполное высшее образование (заочно обучается), работает в строительной фирме, холост, стаж заболевания 9 лет.
Так, проведенная клиникопроективная работа с ВИЧположительными людьми диагностировала качественное изменение их мотивационной сферы в связи с оглашением диагноза. Однако, в одном случае (ВИЧположительный А.) ситуация обнаружения ВИЧ внешне не повлияла на А. (с его т. зр.), но внутренне переживаниями (страх остаться в одиночестве) вытеснилась так, что сформировалось игнорируемопопустительское проживание болезни, что привело к внутри личностному кризису и попытке суицида. Таким образом, данные исследования выявили, что в случае А. не произошла своевременная переоценка жизненных смыслов, не было самостоятельно выявлено значение ситуации боления, что привело к неблагополучной, усугубляющей социальной ситуации развития, которая создавала дополнительную к болезни угрозу жизни.
В другом случае (ВИЧположительный Б.) ситуация выявления ВИЧ первоначально привела Б. к игнорирующему типу проживания заболевания (игнорирование через занятость, учебу, а затем прием наркотиков). Это продолжалось около года, пока неблагополучная социальная ситуация развития не привела его к угрозе лишения свободы в исправительном учреждении. Это явилось точкой и одновременно стартом к переосмыслению жизненных смыслов и поиска новых. На данный момент Б. видит свой жизненный мотив в профессиональной самореализации, в поиске интересной работы (настоящая работа Б. не устраивает), в получении образования. Однако дальнейшая работа с Б. показала, что он осознает необходимость принятия заболевания, поиск нового в нем смысла, но не видит в себе внутренних ресурсов. Это очень четко отражено и в используемых нами методах диагностики. Так, в проективной методике «Линия жизни» выстраивание перспективы жизни, ее смыслов вызвало значительные затруднения у Б., следовательно, новый жизненный смысл в ситуации ВИЧинфицирования еще не найден, а сам контекст заболевания, место Б. в данном контексте не оценен адекватно. Важно отметить, что данное положение находит свое подтверждение и в другой методике. Так, проективное задание «Карта внутренней страны» вызвало недоумение у Б., вопросы типа «как это может быть?», «что это значит?» «как это понять?», также свидетельствуют о том, что внутренние ресурсы преодоления переживаний, ресурсы для нахождения нового для себя смысла в ситуации хронического заболевания не раскрыты.
Таким образом, использование указанных выше проективных методик, включенных в контекст клинической беседы позволило достаточно тонко и полно раскрыть феноменологию переживания людей в ситуации тяжелого хронического терминального заболевания, выявить особенности мотивационносмысловой сферы, без опоры на которую немыслима какаялибо психологическая реабилитация личности. Использование подобного сочетания клинической беседы с проективными формами работы позволяет не только выявлять переживания такого рода людей, но и опосредованно снимать тяжелые аффективные переживания, которые в силу своей тяжести оказываются словно «инкапсулированы» глубоко внутри личности человека.
Список литературы
1. Василюк Ф.Е. Психология переживания / Ф.Е. Василюк. - М: Изд. Моск. Унив., 1984. - 196 с.
2. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев.- М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2004. - 352 с.
3. Франкл, В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем. / Общ. ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева; вст. ст. Д.А. Леонтьева. - М.: Прогресс, 1990. - 368 с.
4. Консультирование при ВИЧинфекции, пособие для врачей различных специальностей, М., 2003
5. Лысюк, Л.Г. О возможностях обретения смысла в критических жизненных ситуациях / Л.Г. Лысюк // Московский психотерапевтический журнал. - 2007. - №3. - С. 166.
6. Калшед, Д. Внутренний мир травмы / Д. Калшед // Московский психотерапевтический журнал. - 2001. - №2. - С.76.
7. Кочюнас, Р. Экзистенциальная терапия в группах / Р. Кочюнас // Московский психотерапевтический журнал. - 2002. - №2.
Библиографическая ссылка
Баянова М.А. КЛИНИЧЕСКАЯ БЕСЕДА И ПРОЕКТИВНАЯ ФОРМА РАБОТЫ КАК ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ И ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО В РАБОТЕ С ВИЧПОЛОЖИТЕЛЬНЫМИ ЛЮДЬМИ // Современные наукоемкие технологии. – 2010. – № 12. – С. 21-23;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=26163 (дата обращения: 03.12.2024).