Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,899

НЕОБХОДИМОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА

Керина Э.Н.
Переход России на рельсы рыночной экономики и вхождение в мировой рынок вызвало множество практических и теоретических проблем в различных сферах общественной жизни страны. В настоящее время лесной комплекс, в том числе и Иркутской области, переживает период глубоких системных преобразований, связанных с реорганизацией управления.

По мнению экспертов, в ближайшей перспективе многие природные ресурсы будут близки к исчерпанию, при этом значение лесных ресурсов значительно сейчас и в будущем будет возрастать. Россия же является крупнейшим в мире обладателем лесных ресурсов, но имеющийся потенциал используется далеко не полностью, что может привести к потере имеющихся преимуществ и переходу из числа экспортеров в импортеры леса и лесопродукции. В настоящее время уже формируются новые мировые центры лесопереработки, имеющие огромные лесные массивы, дешевую рабочую силу и низкие издержки производства. Они то и могут потеснить Россию на мировом рынке, несмотря на наличие большого потенциала.

При этом Иркутская область располагает уникальными лесными ресурсами. По данным учета лесного фонда покрытые лесной растительностью земли занимают 60,1 млн. га. По этому показателю регион относится к числу наиболее многолесных среди субъектов РФ. Здесь сосредоточено 12% запасов древесины спелых лесов страны, а доля особо ценных хвойных пород, таких как сосна и кедр, значительна даже в масштабах планеты. В общем объеме запас древесины Иркутской области составляет 9,1 млрд.м3., расчетная лесосека - 52,7 млн.м3., в том числе по хвойному хозяйству 34,4 млн.м3. Но в последнее время эффективность использования лесных ресурсов резко снизилась. Многие предприятия лесного комплекса имеют неудовлетворительное финансово-экономическое состояние. Производственные мощности большинства предприятий физически и морально изношены.

В данных условиях становится очевидным, что для обеспечения устойчивых и высоких темпов роста производства в лесном комплексе, совершенствования его структуры и повышения эффективности необходимы нововведения.

В этой связи, одним из главных элементов новой системы управления организациями лесного комплекса становится управление инновациями.

Инновации представляют собой материализованные результаты, полученные от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации производства, труда, обслуживания, управления и пр. В современной экономике роль инноваций значительна - без их применения невозможно создать конкурентоспособную продукцию. Следовательно, инновации представляют собой эффективное средство ведения конкурентной борьбы, так как ведут к созданию новых потребностей, снижению себестоимости продукции, притоку инвестиций, повышению рейтинга производителя, расширению рынка сбыта и пр.

Современный этап развития лесного комплекса характеризуется как этап реформирования и значение новых технологий управления инновациями резко возрастает. При этом в условиях многообразия рыночных факторов и неоднозначности их действия, требуется обеспечение лесного комплекса отечественными теоретико-методологическими положениями управления инновациями.

Анализ зарубежной теории и практики управления инновациями показал необходимость формирования российских технологий инновационного управления, так как зарубежная практика, в том числе в сфере новых маркетинговых технологий, оказалась непригодной для российских условий.

В последние годы в России наблюдается всплеск активности в области исследований управления инновациями, но крайне мало публикаций по тематике, посвященной инновациям и управлению ими в лесном комплексе. А таким аспектам как Интернет технологии и брендинг уделено очень мало внимания. Это связано, в том числе, с отсутствием практики и теоретического материала и обусловлено новизной постановки такой проблемы для лесного комплекса.

Таким образом, реализация организационных и экономических механизмов управления инновациями для лесного комплекса на основе исследования зарубежного опыта, анализа теоретических основ управления инновациями и особенностей технологий инновационного маркетинга и управления на лесопромышленных предприятиях является острой научной проблемой. Все это обуславливает актуальность разработки теоретико- методологических положений теории управления инновациями в лесном комплексе для формирования новых технологий управления лесными ресурсами в современной конкурентной среде.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Концепция развития лесопромышленного комплекса Иркутской области на период 20062015 г.г. / Администрация Иркутской области, 2006.
  2. Лесопромышленный комплекс России на мировом рынке: моногр. / А.Т. Прыткое. - М.: «Научная книга», 2005.
  3. Секерин В.Д. Формирование инновационного маркетинга в системе Росатома. - Пенза: ПГТА, 2006.

Библиографическая ссылка

Керина Э.Н. НЕОБХОДИМОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА // Современные наукоемкие технологии. – 2009. – № 2. – С. 51-52;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=26149 (дата обращения: 22.09.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074