Жизнь каждого человека не мыслима без профессиональной деятельности. К концу обучения в школе вопрос выбора профессии становится для старшеклассника первостепенным.
Часто для молодых людей, поступивших в высшее профессиональное учебное заведение, проблема выбора профессионального пути окончательно не решена. Многие разочаровываются в правильности своего выбора уже на первом году обучения. А дальше возникают все новые и новые проблемы...
Процесс профессионального становления чрезвычайно сложен и многогранен; он изучается многими отечественными (Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Н.С. Пряжников, Э.Ф. Зеер и др.) и зарубежными (H. Borow, J.O. Crites, H.A. Hesse, J.L. Holland, D.E. Super и др.) учеными. Их работами показано, что профессиональное становление это большая часть онтогенеза человека, которая охватывает период с начала формирования профессиональных намерений до завершения профессиональной жизни; это гетерохронный процесс, который сопровождается кризисами, конфликтами и деструктивными изменениями. В исследованиях профессионального становления как процесса выделены его стадии. Например, Е. А. Климов предлагает периодизацию развития человека как субъекта труда, включающую стадии предигры, игры, овладения учебной деятельностью, «оптации», адепта, адаптанта, интернала, мастера, авторитета, наставника [4, с. 12]. А. К. Маркова выделяет уровни профессионализма: допрофессионализм, профессионализм, суперпрофессионализм, псевдопрофессионализм, послепрофессионализм [6, с. 4954]. Известна также периодизация Б. Ливехуда [5, с. 49]. Критерии личностного и в том числе профессионального становления были выделены Э. Эриксоном [8], А. Адлером [1], Э. Берном [2] и др. Вне зависимости от позиций разных авторов все же большинством показано, что темп и траектория процесса профессионального становления детерминированы биологическими и социальными факторами, в немалой степени собственной активностью личности, а также случайными обстоятельствами, жизненно важными событиями и профессионально обусловленными инцидентами. В целом можно принять в качестве исходных несколько общих позиций, позволяющих развертывать углубленное изучение проблемы психологопедагогического сопровождения профессионализации студентов вуза, формирующих свою личность.
Профессионализация это процесс становления профессионала, который включает: выбор человеком профессии с учетом своих собственных возможностей и способностей; освоение правил и норм профессии; формирование и осознание себя как профессионала; обогащение опыта профессии за счет личного вклада; развитие своей личности средствами профессии и др.
Профессионализация, направленная к перспективному развитию студента как личности это привитие и углубление интереса к профессии, формирование знаний, умений и навыков по избранной специальности, совершенствование личности будущего выпускника вуза; это диалектический процесс возникновения и разрешения противоречий, перехода внешнего во внутреннее, спонтанного самоизменения, активной работы над собой, профессионально направленного самообразования и самовоспитания.
В рамках этих двух позиций можно увидеть, что психологическое сопровождение выступает как целостный процесс изучения, формирования, развития и коррекции профессионального становления личности, это, вопервых. И, вовторых, психологическое сопровождение профессионализации обучающейся молодежи предстает как метод формирования личности, обеспечивающий создание условий для принятия личностью как субъектом развития своего потенциала ответственных решений в ситуациях жизненного выбора, требующих проявить гражданскую активность. При этом важно учитывать, что ситуация жизненного выбора рождает множественные проблемные ситуации, при разрешении которых субъект развития (саморазвития) определяет для себя тип ответственности, в зависимости от которого развитие приобретает прогрессивный или регрессивный характер. Отсюда сопровождение профессионализации студенческой молодежи теснейшим образом связано с организацией психологопедагогическая поддержки самоопределения, самореализации, формирования обучающимся своей личности на основе выбора гражданской позиции, в рамках которой принципиальным требованием выступает осознание потребности в самостоятельном преодоления препятствий (проблем), мешающих сохранить человеческое достоинство, взаимодействовать с другими людьми и действовать среди них подлинно ответственным образом. Представляется, что реализация социальнопсихологического сопровождения и поддержки возможны при наличии целостной комплексной программы, учитывающей особенности 3 этапов [3]:
1. Адаптации первокурсников к новым условиям жизнедеятельности (диагностика готовности к учебнопознавательной деятельности, мотивов учения, ценностных ориентации; помощь в развитии учебных умений и регуляции своей жизнедеятельности; психологическая поддержка первокурсников преодолении трудностей самостоятельной жизни и установлении комфортных взаимоотношений однокурсниками и педагогами; консультирование первокурсников, разочаровавшихся в выбранной специальности; коррекция профессионального самоопределения при компромиссном выборе профессии).
2. Интенсификации:
развитие общих и специальных способностей обучаемых, интеллекта, эмоциональноволевой регуляции, ответственности за свое становление, самостоятельности (диагностика личностного и интеллектуального развития, оказание помощи, под
держки в решении проблем взаимоотношений со сверстниками и педагогами. Технологии: развивающая диагностика, психологическое
консультирование, коррекция личностного и интеллектуального профиля).
3. Идентификации: формирование профессиональной идентичности, готовности к будущей практической деятельности по получаемой
специальности (финишная диагностика профессиональных способностей, помощи в нахождении профессионального поля для реализации
себя, поддержке в нахождении смысла будущей жизнедеятельности).
Неотъемлемыми компонентами психологопедагогического сопровождения на всех его этапах мы видим: (1) социально психологический тренинг как метод воздействия, основанный на активных методах групповой работы (решение вопросов развития личности, формирование коммуникативных навыков и др.); (2) создание ситуации успеха проживание субъектом своих личностных достижений в контексте истории его персональной жизнедеятельности. Назначение ситуации успеха в инициировании физических и духовных сил личности, в максимальном развитии ее способностей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Адлер А. Понять природу человека. СПб., 1997. 342 с.
2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Э.Берн. Мн: ООО «Харвест», 2003. 576 с.
3. Зеер Э. Ф. Психология профессий: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. 336 с.
4. Климов Е. А. Введение в психологию труда. М., 1988. 254 с.
5. Ливехуд Б. Кризисы жизни - шансы жизни. Калуга, 1994. 225 с.
6. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. 312 с.
7. Эриксон Э. Детство и общество. Изд. 2е, перераб. и доп./Пер. с англ. СПб.: Ленато, 1996. 592 с.
Библиографическая ссылка
Морунова Л.В. ПСИХОЛОГО-ПЕААГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2010. – № 11. – С. 105-107;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=26142 (дата обращения: 21.11.2024).