Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

УСТАВЫ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ КАК ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Магсумов Т.А.

Важным видом источников по истории обра­зования в России рубежа XIXXX вв. являются уставы, представлявшие собой нормативнопра­вовые акты, в соответствии с которыми должны были действовать профессиональные учебные заведения на местах. Для каждого типа учебных заведений профильные министерства разраба­тывали примерные Уставы, например «Устав средних технических училищ» (1889), «Устав средних сельскохозяйственных училищ» (1912), которые носили для них обязательный характер и затрагивали все сферы их функционирования. Министерские Уставы отличались однородно­стью и в основном повторяли, хотя и несколько расширяя и объясняя, разделы «Положений» об учебных заведениях и служили образцом для составления уставов каждого конкретного учеб­ного заведения, которые затем утверждались соответствующим министром. Сравнительный анализ текстов уставов профессиональных учеб­ных заведений Казани, например «Устава Казан­ского коммерческого училища» (1904), «Устава Казанской городской торговой школы» (1912), показал, что они имели значительное сходство, несмотря на различную профессиональную на­правленность и разницу утверждения во вре­мени, что объясняется, понашему мнению, однотипностью «Положений» об учебных заве­дениях и министерских Уставов. Как министер­ские, так и Уставы конкретных школ делились на разделы, состоящие из параграфов. В разделе «0бщие положения» отражались цели учебных заведений, ведомственная принадлежность, от­крытость или закрытость учебного заведения, иногда  уровень дававшегося образования. Раздел «Учебная часть» устанавливал продол­жительность курса обучения и учебного года, определял список изучаемых дисциплин, число учеников в классе. В разделе «0б учащихся» регламентировались условия приема, порядок проведения переводных и выпускных экзаме­нов, льготы и привилегии выпускников, в уста­вах коммерческих учебных заведений  размеры и сроки внесения платы за обучение. 0тдельные разделы были посвящены управлению учебным заведением: «Должностные лица» («Директор и инспектор»), «Педагогический совет», «Хозяй­ственный комитет», «Почетный попечитель» (в коммерческих школах  «Попечительный со­вет»). 0ни определяли устройство, состав, сфе­ру компетенции и обязанности должностных лиц и органов, осуществлявших непосредствен­ное управление школой. Завершали Уставы раз­делы, оговаривавшие права и льготы учебных заведений, преподавателей и служащих, а также определяли порядок счетоводства и отчетности. К министерским Уставам дополнительно при­лагались штаты учебных заведений и таблицы числа часов учебных занятий в неделю.


Библиографическая ссылка

Магсумов Т.А. УСТАВЫ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ КАК ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2010. – № 11. – С. 70-70;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=26118 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674