Важным видом источников по истории образования в России рубежа XIXXX вв. являются уставы, представлявшие собой нормативноправовые акты, в соответствии с которыми должны были действовать профессиональные учебные заведения на местах. Для каждого типа учебных заведений профильные министерства разрабатывали примерные Уставы, например «Устав средних технических училищ» (1889), «Устав средних сельскохозяйственных училищ» (1912), которые носили для них обязательный характер и затрагивали все сферы их функционирования. Министерские Уставы отличались однородностью и в основном повторяли, хотя и несколько расширяя и объясняя, разделы «Положений» об учебных заведениях и служили образцом для составления уставов каждого конкретного учебного заведения, которые затем утверждались соответствующим министром. Сравнительный анализ текстов уставов профессиональных учебных заведений Казани, например «Устава Казанского коммерческого училища» (1904), «Устава Казанской городской торговой школы» (1912), показал, что они имели значительное сходство, несмотря на различную профессиональную направленность и разницу утверждения во времени, что объясняется, понашему мнению, однотипностью «Положений» об учебных заведениях и министерских Уставов. Как министерские, так и Уставы конкретных школ делились на разделы, состоящие из параграфов. В разделе «0бщие положения» отражались цели учебных заведений, ведомственная принадлежность, открытость или закрытость учебного заведения, иногда уровень дававшегося образования. Раздел «Учебная часть» устанавливал продолжительность курса обучения и учебного года, определял список изучаемых дисциплин, число учеников в классе. В разделе «0б учащихся» регламентировались условия приема, порядок проведения переводных и выпускных экзаменов, льготы и привилегии выпускников, в уставах коммерческих учебных заведений размеры и сроки внесения платы за обучение. 0тдельные разделы были посвящены управлению учебным заведением: «Должностные лица» («Директор и инспектор»), «Педагогический совет», «Хозяйственный комитет», «Почетный попечитель» (в коммерческих школах «Попечительный совет»). 0ни определяли устройство, состав, сферу компетенции и обязанности должностных лиц и органов, осуществлявших непосредственное управление школой. Завершали Уставы разделы, оговаривавшие права и льготы учебных заведений, преподавателей и служащих, а также определяли порядок счетоводства и отчетности. К министерским Уставам дополнительно прилагались штаты учебных заведений и таблицы числа часов учебных занятий в неделю.
Библиографическая ссылка
Магсумов Т.А. УСТАВЫ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ КАК ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2010. – № 11. – С. 70-70;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=26118 (дата обращения: 21.11.2024).