Известны ряд методических приемов диагностики функционального состояния человека, по которым можно надежно объективно судить о состоянии организма и его изменениях. Например, установлено, что уровень когерентности для двух отведений в одном полушарии при неизменном функциональном состоянии остается неизменным в течение нескольких месяцев [1]. По исследованиям М.В. Фролова [2] показано, что возникновение эмоционального напряжения в ситуации стресса сопровождается отрицательной динамикой пространственновременных параметров электроэнцефалограммы, а при снижении тревоги синхронность альфаактивности в переднезадних отделах правого полушария повышается.
В.Д. Небылицын [3] считал, что лобные доли являются нейрофизиологическим субстратом «лобноретикулярного» и «лобнолимбического» комплексов мозга, а левая и правая лобные доли находятся в реципрокных взаимоотношениях и определяют два основных параметра индивидуальности «общую активность» и «эмоциональность». Было также доказано, что в отличие от симметричной картины внутрикорковых связей в норме, при снижении эргичности и настроения человека отмечается активация правой лобной области коры и относительное снижение функционирования левой. Эти данные теоретически объяснимы основными положениями информационной теории эмоций П.В. Симонова [4]. При эмоциональных нарушениях спектральная мощность практически всех ритмов достоверно снижается, за исключением тета и дельтаритмов, усиление которых наблюдается при эмоциональном напряжении. По современной типологии принято различать два типа патологии эмоциональных нарушений: первый с преобладанием активных симптомов повышенная эмоциональная напряженность, раздражительность и тревожность; второй с негативными эмоциональное выгорание, сильное депрессивное состояние, социальная изоляция, заторможенность. Подобные различия обнаружены в спектральной мощности бета и альфаритмов, взаимосвязей в альфедиапазоне у больных с эндогенной и реактивной депрессией [5, 6].
Таким образом, на основе выше изложенного, возникает возможность проводить выбор частоты звуковых ритмов с учетом особенностей пространственночастотных характеристик ЭЭГ. В итоге в психологической лаборатории Стерлитамакской государственной педагогической академии им. З. Биишевой разработана методика коррекции, которая позволяет решить эту задачу (патенты № 63201 и № 2306852). Предложен свой вариант способа реабилитации эмоциональноаффективных нарушений человека с применением звуковых ритмов, частота которых соответствует собственным индивидуальным частотным характеристикам мозга и типологии негативных изменений функционального состояния человека. Для формирования ритмической активности мозга в необходимом направлении, при первом типе патологии ЭЭГ предлагается увеличить мощность альфа или бетаритмов в правых лобных отведениях с помощью биоритмов ритмов синусоидальной формы с частотами соответствующими вычисленным средним частотам в указанных отведениях. При втором типе увеличивают мощность альфа или бетаритмов как в правых лобных отведениях, так и в левых затылочных отведениях с помощью биоритмов с частотами соответствующими вычисленным средним частотам в тех же отведениях.
Время воздействия в течение 1 сеанса также зависит от состояния и реакции пациента на воздействие и обычно составляет от 30 до 40 мин. Количество сеансов определяют по изменению объективного состояния пациента и степени сложности нарушений психоэмоциональных патологий. Количество сеансов может колебаться от 5 до 20 и более. При этом улучшается не только клинический статус и психофизиологические показатели клиентов, но и возникает выраженное положительное психическое их самочувствие [7].
При этом для выявления основных индивидуальночастотных, амплитудных, пространственновременных характеристик электрической активности мозга человека проводят предварительную ЭЭГдиагностику. В результате определяют типологию патологических изменений функционального состояния человека и анализируют соотношение этих изменений с психоэмоциональными нарушениями. Для формирования ритмической активности мозга в необходимом направлении, усиливают нормальную и ослабляют патологическую ЭЭГактивность. Этот способ не имеет противопоказаний для использования его совместно с другими способами реабилитации (суггестивное воздействие, электростимуляция головного мозга, фотостимуляции и др.).
Целью нашей работы состояла в изучении возможности применения нового способ реабилитации для снижения уровня тревожного и стрессового состояний студентов. Исследование проводилось на 87 студентах 1720 лет, имеющих эмоциональноаффективные нарушения. Коррекция включала воздействие бинауральных ритмов альфа частотного диапазона в сочетании с фоном спокойной музыки. Курс реабилитации составлял 10 процедур длительностью 30 мин.
До и после реабилитации оценивались психологические и психофизиологические показатели по различным методикам: тревожность по тестам СпилбергераХанина и Тэйлора; субъективные оценки самочувствия, активность, настроение по тесту САН; объективные оценки психофизиологического состояния с помощью корректурной пробы с кольцами Ландольта и электроэнцефалографического исследования (ЭЭГ).
Предварительная ЭЭГдиагностика на 19канальном электроэнцефалографе НейрософтСпектр3, позволяла определить частотные, амплитудные, пространственновременные характеристики электрической активности мозга пациентов и подобрать необходимые параметры бинауральных ритмов, сходные собственным частотным характеристикам пациентов.
Результаты исследования. При анализе динамики показателей психического и психофизиологического состояния школьников отмечено значимое их изменение от исходного уровня. Таким образом, предложенный способ коррекции эффективен при эмоциональноаффективных нарушениях студентов. После 10 сеансов коррекции происходят позитивные изменения клинического статуса, психологических и психофизиологических показателей, улучшается психическое их самочувствие, снижается уровень тревожности, устраняются последствия стресса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Лучинин А.С. Психофизиология. Конспект лекций. Ростов н/Д: «Феникс», 2004. 320 с.
2. Фролов М.В. Контроль функционального состояния человека. М.: Наука, 1987. 208 с.
3. Небылицин В. Д. Психофизиологические исследования индивидуальных отличий. М.: Наука, 1976. 336 с.
4. Симонов П.В. Функциональная асимметрия фронтального неокортекса и эмоций // Докл. АН РАН. 1994. Т. 338, № 5. С. 689.
5. Heller W. Neuropsychological mechanisms of individual differences in emotion, personality and arousal // Neuropsychology. 1993. V.7. P. 476.
6. Schneider F., Grodd W., Gur R.E. et al. PET and fMRI in the study of emotions // ISNIP/ Frankfurt, 1995. P. 76.
7. Уразаева Ф.Х., Уразаев К.Ф. Комплексная реабилитация эмоциональноаффективных нарушений // Сб. мат. Международной научнопракт. конференции. Сочи: СочвестИНФРАОбразование, 2005. С.4550.
Библиографическая ссылка
Уразаева Ф.Х., Уразаев К.Ф., Федорова Е.А., Уразаев Д.К., Маннанов Э.И. ЭФФЕКТИВНОСТЬ АЛЬФАСТИМУЛЯЦИЯ ПРИ КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ СТУДЕНТОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2010. – № 11. – С. 17-19;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=26105 (дата обращения: 03.12.2024).