Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СЕГМЕНТАРНОГО УЧЕТА

И.Н. Богатая

Распространяя свою деятельность на различные географические регионы и (или) товарные рынки, предприятия стремятся, занимаясь разными видами деятельности, ограничить предпринимательские риски и обеспечить финансовую устойчивость в условиях меняющейся конъюнктуры рынка. Термин "сегмент" в переводе с латинского "segmentum" означает "часть круга". Применительно к бухгалтерскому учету и аудиту это понятие означает, что в бухгалтерской отчетности сведения о разных частях (сегментах) деятельности организации необходимо указывать отдельно. Такими частями (сегментами) могут быть данные о производстве и продажах разных товаров, работ, услуг или данные о продажах товаров одного вида в разных регионах и т.д.

Представление информации характеризующей отдельные сегментные и направления бизнеса в обобщенном виде на статьях бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств информации, не дает внешним пользователям отчетности возможности оценить риски развития каждого из них и, следовательно, предприятия в целом, а также затрудняет принятие управленческих решений внутренними пользователями отчетной информации. Именно поэтому в международной и российской практике учета и отчетности предусмотрены требования по раскрытии информации в разрезе отдельных сегментов.

Российские стандарты учета (ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам») также рекомендуют выделять информацию по операционным и географическим сегментам. Данные сегментарного учета удовлетворяют информационные потребности внутрифирменного управления, позволяют контролировать затраты на разных уровнях управления, составлять сегментную отчетность. Анализируя последнею, можно сделать вывод об эффективности функционировании того или иного структурного подразделения организации. Позиция организации в части формирования, и выделения отчетных сегментов должна быть оформлена отдельным пунктом учетной политики.

В составе первичной информации в разрезе отчетного сегмента согласно ПБУ 12/2000 рекомендуется раскрывать: величину общей выручки, включая выручку, полученную от продажи внешним покупателям и от операций с другими сегментами; финансовый результат; балансовую стоимость активов; величину обязательств; величину капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы; сумму амортизационных отчислений; совокупную долю в чистой прибыли зависимых дочерних обществ, совместной деятельности, а также общую величину вложений в эти общества и совместную деятельность. МСФО 14 «Раскрытие финансовой информации по сегментам» дополняет этот перечень, включая в него информацию о денежных потоках каждого из сегментов.

Сегменты бизнеса, деятельность которых положена в основу построения системы интегрированного бухгалтерского учета, могут обладать юридической самостоятельностью или входить в состав организации на правах структурных подразделений. Примерами сегментов бизнеса, обладающих юридической самостоятельностью, является холдинг, состоящий из материнской компании, зависимых и дочерних организаций, а также организации, имеющие в своем составе структурные подразделения в виде отдельных филиалов.

На наш взгляд, раскрытие информации по сегментам в бухгалтерской отчетности позволит заинтересованным пользователям оценить, не только финансовые результаты деятельности организации, но и перспективы ее развития, подверженность рискам для целей принятия обоснованных решений относительно той или иной организации.


Библиографическая ссылка

И.Н. Богатая ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СЕГМЕНТАРНОГО УЧЕТА // Современные наукоемкие технологии. – 2010. – № 10. – С. 225-226;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=26095 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674