Дистанционное образование (ДО) позволяет существенно поднять уровень подготовки, в первую очередь, заочного. Большая часть абитуриентов хотела бы получить высшее образование заочно, без отрыва от производства. И здесь существенную роль должно сыграть дистанционное образование, которое может реализоваться кейс-, интернет-, телекоммуникационной технологиями.
Основными информационными образовательными ресурсами при дистанционном обучении являются учебно-методический программный комплекс (УМПК), обеспечивающий эффективную работу студентов по всем видам занятий в соответствии с учебным планом образовательной программы. В УМПК входят рабочая программа, учебное пособие по дисциплине, тесты, списки контрольных вопросов, практическое пособие и др.
Но какими бы технологиями не реализовывался учебный процесс, библиотека была и остается главной лабораторией вуза. Ведь основной объем информации сосредоточен в библиотеке, а формирование кейсов, создание УМПК невозможно без библиотеки. В современных условиях, когда студентам отводится больше времени для самостоятельной работы и внедрение ДО, значение библиотеки существенно возрастает. Но для этого библиотеки должны:
- широко использовать, принимать участие в создании, а лучше самим создавать электронные библиотеки;
- информационно обеспечивать внедрение дистанционных форм обучения;
- иметь доступ к Интернету, широко использовать копирование литературы на электронные носители, выполнять оцифровку изданий;
- формировать у персонала философию "открытая библиотека".
Основой деятельности вузовских библиотек продолжает являться справочно-информационный фонд, который должен соответствовать запросам, как по качественному, так и по количественному составу. Для успешного распространения ДО основными задачами для них на сегодня являются:
- компьютеризация библиотечно-информационных процессов, использование новых электронных технологий доставки документов;
- организация электронных читальных залов, автоматизированных рабочих мест для читателей с доступом в Интернет;
- создание собственных баз данных и расширение использования заимствованных информационных ресурсов;
- развитие традиционных и нетрадиционных форм комплектования фондов;
- формирование информационной культуры студентов и преподавателей вуза.
Из-за этих задач остановимся на вопросе развития традиционных и нетрадиционных форм комплектования фондов.
Традиционно для каждой дисциплины, которая преподается в вузе, собираются все учебные материалы, используемые в учебном процессе. Но многие темы (дидактические единицы) аналогичны и изучаются студентами разных специальностей и разных уровней профессиональной подготовки по разным учебникам. Считается, что эти учебники адаптированы к соответствующим специальностям и уровням. Но зачем, например, общеобразовательные дисциплины (информатику, экологию, безопасность жизнедеятельности и др.) студентам разных специальностей и уровней подготовки изучать по своим учебникам? Например, многие разделы информатики, программирования для направления 230100 «Информатика и вычислительная техника» аналогичны для операторов (начальное профессиональное образование), техников (среднее профессиональное образование) и инженеров (высшее профессиональное образование). И это понятно. Эти разделы требуют больше умений и навыков, а не глубоких теоретических знаний. При этом главное отличие образовательных программ СПО и ВПО заключается в различной интерпретации предметных областей согласно тем целям и задачам образовательных программ, которые устанавливаются на СПО и ВПО государственными образовательными стандартами.
В таблице 1 приведено количество аналогичных тем (дидактических единиц) дисциплин СПО и ВПО направления 230100 «Информатика и вычислительная техника». Здесь возможна одновременная или двойная дидактическая интерпретация предметных областей (т.е. обучение должно быть нацелено на реализацию целей и задач, как уровня СПО, так и ВПО), а также поглощающая дидактическая интерпретация предметных областей (если есть возможность «перекрыть» цели и задачи уровня СПО, аналогичными целями и задачами ВПО).
Таблица 1
Матрица междисциплинарных связей. направления 230100 ВПО и СПО
Дисциплины СПОВПО |
Информатика ВПО |
Программирование на языке высокого уровня ВПО |
Операционные системы
ВПО |
Технология разработки программного обеспечения ВПО |
Организация ЭВМ и систем
ВПО |
Архитектура вычислительных систем
ВПО |
Базы данных
ВПО |
Сети ЭВМ и телекоммуникации ВПО |
Структуры и алгоритмы обработки данных ВПО |
Архитектура ЭВМ, систем и сетей СПО |
10 |
2 |
10 |
|
5 |
5 |
|
4 |
|
Операционные системы и среды СПО |
5 |
3 |
3 |
1 |
2 |
2 |
|
1 |
|
Базы данных СПО |
4 |
1 |
1 |
|
|
|
6 |
|
3 |
Технология разработки программных продуктов СПО |
3 |
5 |
|
6 |
|
|
|
|
|
Основы алгоритмизации и программирование СПО |
7 |
3 |
1 |
|
|
|
|
|
|
Автоматизированные системы СПО |
5 |
2 |
|
1 |
|
|
|
|
|
Инструментальные и программные средства вычислительных систем СПО |
4 |
1 |
2 |
|
|
|
|
|
|
Математика и информатика СПО |
4 |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
Компьютерно-телекоммуникационные сети СПО |
3 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
На рис. 1 показаны междисциплинарные связи между дисциплинами НПО, СПО и ВПО направления 230100. Одновременная и поглощающая интерпретация дидактических едениц, а также принцип последовательности дисциплин в соответствии внутренней логикой развития предметных областей, с учетом исторической эволюции дисциплин требует формировать библиотечные фонды так, чтобы эти связи и последовательности были сохранены. Интернет-библиотеки, предназначенны для размещения учебных, учебно-методических пособий и другой информации. Одно из главных достоинств этих библиотек - возможность поиска интересующей информации сразу по всем информационным ресурсам, размещенным на сервере. В качестве критерия поиска используется "свободная" комбинация слов. Поиск проводится по тексту, заголовкам, авторам, издательствам и пр. Эти библиотеки работает напрямую с MS Office, обеспечивая тем самым простоту добавления материала.
направления 230100 «Информатика и вычислительная техника».
Использование ключевых слов и перекрестных ссылок также позволяет отследить эти связи только на уровне дисциплин. Оцифровка, использование электронных носителей позволили бы поместить их в интернет-библиотеку так, чтобы в дальнейшем формировать модульные учебники, тесты и обучающие программы для дистанционного образования.
Достоинством таких учебников для ДО было бы то, что позволило бы сократить объем учебников и время на их написание, а самое главное, позволило бы студентам с 1 курса сформировать целостное представление о той отрасли, в которой им предстоит работать.
Библиографическая ссылка
В.Н. Федоров ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2010. – № 10. – С. 188-191;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=26077 (дата обращения: 03.01.2025).