Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

В.Н. Федоров

Дистанционное образование (ДО) позволяет существенно поднять уровень подготовки, в первую очередь, заочного. Большая часть абитуриентов хотела бы получить высшее образование заочно, без отрыва от производства. И здесь существенную роль должно сыграть дистанционное образование, которое может реализоваться кейс-, интернет-, телекоммуникационной технологиями.

Основными информационными образовательными ресурсами при дистанционном обучении являются учебно-методический программный комплекс (УМПК), обеспечивающий эффективную работу студентов по всем видам занятий в соответствии с учебным планом образовательной программы. В УМПК входят рабочая программа, учебное пособие по дисциплине, тесты, списки контрольных вопросов, практическое пособие и др.

Но какими бы технологиями не реализовывался учебный процесс, библиотека была и остается главной лабораторией вуза. Ведь основной объем информации сосредоточен в библиотеке, а формирование кейсов, создание УМПК невозможно без библиотеки. В современных условиях, когда студентам отводится больше времени для самостоятельной работы и внедрение ДО, значение библиотеки существенно возрастает. Но для этого библиотеки должны:

  1. широко использовать, принимать участие в создании, а лучше самим создавать электронные библиотеки;
  2. информационно обеспечивать внедрение дистанционных форм обучения;
  3. иметь доступ к Интернету, широко использовать копирование литературы на электронные носители, выполнять оцифровку изданий;
  4. формировать у персонала философию "открытая библиотека".

Основой деятельности вузовских библиотек продолжает являться справочно-информационный фонд, который должен соответствовать запросам, как по качественному, так и по количественному составу. Для успешного распространения ДО основными задачами для них на сегодня являются:

  1. компьютеризация библиотечно-информационных процессов, использование новых электронных технологий доставки документов;
  2. организация электронных читальных залов, автоматизированных рабочих мест для читателей с доступом в Интернет;
  3. создание собственных баз данных и расширение использования заимствованных информационных ресурсов;
  4. развитие традиционных и нетрадиционных форм комплектования фондов;
  5. формирование информационной культуры студентов и преподавателей вуза.

Из-за этих задач остановимся на вопросе развития традиционных и нетрадиционных форм комплектования фондов.

Традиционно для каждой дисциплины, которая преподается в вузе, собираются все учебные материалы, используемые в учебном процессе. Но многие темы (дидактические единицы) аналогичны и изучаются студентами разных специальностей и разных уровней профессиональной подготовки по разным учебникам. Считается, что эти учебники адаптированы к соответствующим специальностям и уровням. Но зачем, например, общеобразовательные дисциплины (информатику, экологию, безопасность жизнедеятельности и др.) студентам разных специальностей и уровней подготовки изучать по своим учебникам? Например, многие разделы информатики, программирования для направления 230100 «Информатика и вычислительная техника» аналогичны для операторов (начальное профессиональное образование), техников (среднее профессиональное образование) и инженеров (высшее профессиональное образование). И это понятно. Эти разделы требуют больше умений и навыков, а не глубоких теоретических знаний. При этом главное отличие образовательных программ СПО и ВПО заключается в различной интерпретации предметных областей согласно тем целям и задачам образовательных программ, которые устанавливаются на СПО и ВПО государственными образовательными стандартами.

В таблице 1 приведено количество аналогичных тем (дидактических единиц) дисциплин СПО и ВПО направления 230100 «Информатика и вычислительная техника». Здесь возможна одновременная или двойная дидактическая интерпретация предметных областей (т.е. обучение должно быть нацелено на реализацию целей и задач, как уровня СПО, так и ВПО), а также поглощающая дидактическая интерпретация предметных областей (если есть возможность «перекрыть» цели и задачи уровня СПО, аналогичными целями и задачами ВПО).

Таблица 1

Матрица междисциплинарных связей. направления 230100 ВПО и СПО

Дисциплины

СПОВПО

Информатика

ВПО

Программирование на языке высокого уровня

ВПО

Операционные системы

 

ВПО

Технология разработки программного обеспечения

ВПО

Организация ЭВМ и систем

 

ВПО

Архитектура вычислительных систем

 

ВПО

Базы данных

 

 

ВПО

Сети ЭВМ и телекоммуникации

ВПО

Структуры и алгоритмы обработки данных

ВПО

Архитектура ЭВМ, систем и сетей

СПО

10

2

10

 

5

5

 

4

 

Операционные системы и среды СПО

5

3

3

1

2

2

 

1

 

Базы данных СПО

4

1

1

 

 

 

6

 

3

Технология разработки программных продуктов СПО

3

5

 

6

 

 

 

 

 

Основы алгоритмизации и программирование СПО

7

3

1

 

 

 

 

 

 

Автоматизированные системы СПО

5

2

 

1

 

 

 

 

 

Инструментальные и программные средства вычислительных систем СПО

4

1

2

 

 

 

 

 

 

Математика и информатика СПО

4

2

 

 

 

 

 

 

 

Компьютерно-телекоммуникационные сети СПО

3

1

 

 

 

 

 

 

 

На рис. 1 показаны междисциплинарные связи между дисциплинами НПО, СПО и ВПО направления 230100. Одновременная и поглощающая интерпретация дидактических едениц, а также принцип последовательности дисциплин в соответствии внутренней логикой развития предметных областей, с учетом исторической эволюции дисциплин требует формировать библиотечные фонды так, чтобы эти связи и последовательности были сохранены. Интернет-библиотеки, предназначенны для размещения учебных, учебно-методических пособий и другой информации. Одно из главных достоинств этих библиотек - возможность поиска интересующей информации сразу по всем информационным ресурсам, размещенным на сервере. В качестве критерия поиска используется "свободная" комбинация слов. Поиск проводится по тексту, заголовкам, авторам, издательствам и пр. Эти библиотеки работает напрямую с MS Office, обеспечивая тем самым простоту добавления материала.

Рис. 1. Междисциплинарные связи между дисциплинами НПО, СПО и ВПО

 направления 230100 «Информатика и вычислительная техника».

Использование ключевых слов и перекрестных ссылок также позволяет отследить эти связи только на уровне дисциплин. Оцифровка, использование электронных носителей позволили бы поместить их в интернет-библиотеку так, чтобы в дальнейшем формировать модульные учебники, тесты и обучающие программы для дистанционного образования.

Достоинством таких учебников для ДО было бы то, что позволило бы сократить объем учебников и время на их написание, а самое главное, позволило бы студентам с 1 курса сформировать целостное представление о той отрасли, в которой им предстоит работать.


Библиографическая ссылка

В.Н. Федоров ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2010. – № 10. – С. 188-191;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=26077 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674