Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

РОЛЬ РЕФЛЕКСИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ПЕДАГОГИКИ В РАЗРАБОТКЕ ЭФФЕКТИВНЫХ ПУТЕЙ, СРЕДСТВ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ ВОЗРОЖДЕНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

В.М. Дюков Г.С. Пьянкова
адаптогены
оксидантный стресс
перекисное окисление липидов
антиоксидант
антиокислительная активность
резервное время жизни
нормобарическая гиперкапническая гипоксия
гипергомоцистеинемия
молочай Фишера
настойка женьшеня с астрагалом
флавоноиды
сапонины
селен

Современные социо-гуманитарные науки предлагают новые подходы, оригинальные концепции, конструктивные технологии, которые необходимо использовать для разработки эффективных путей, средств и возможностей возрождения творческого потенциала образовательной системы. Большой потенциал заложен в таких новых областях человекознания, как рефлексивно-гуманитарная психология, рефлексивно-системная акмеология и рефлексивно-деятельностная педагогика [9].

Рефлексивно-деятельностная педагогика является одной из новаций человекознания рубежа ХХ-ХХI веков (Н.Г. Алексеев, В.В. Давыдов, Ю.В. Громыко, И.С. Ладенко, В.В. Рубцов, И.Н. Семенов, Г.П. Щедровицкий и др.) [1, 9]. Она возникла в результате взаимодействия общей педагогики (В.В. Краевский, М.Н. Скаткин, В.В. Столетов), педагогической психологии (П.П. Блонский, Л.С. Выготский,
П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин), рефлексивной психологии (И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов), рефлексивной акмеологии (О.С. Анисимов, А.А. Деркач, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов) и рефлексивной педагогики (Н.Г. Алексеев, О.С. Анисимов, И.М. Войтик, Б.З. Вульфов, В.В. Давыдов, Г.И. Давыдова, А.А. Деркач, С.В. Дмитриев, В.М. Дюков, Ю.Н. Кулюткин, О.И. Лаптева, С.Д. Неверкович, Я.А. Пономарев, Г.Ф. Похмелкина, Ю.А. Репецкий, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов, Г.С. Сухобская, А.В. Сухоруков, В.Н. Харькин и др.).

В рефлексивно-деятельностной педагогике разрабатываются инновационные пути, средства и технологии, направленные на развитие (саморазвитие) творческого потенциала субъектов образовательного процесса, в частности, рефлексивно-деятельностные технологии профессионального развития, рефлексивно-игровые и тренинговые методы профессиональной подготовки обучающихся (Т.Г. Болдина, Л.Ф. Вязникова, И.Е. Задорожнюк, Е.И. Исаев, С.Г. Косарецкий, И.В. Орлова, Ю.П. Поваренков, Г.Р. Позова, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов и др.) [ 5, 10]. В настоящее время активно осуществляются теоретические и экспериментальные разработки по проблеме развития рефлексивных способностей будущих педагогов и психологов в процессе профессионального самоопределения и организации
их учебно-познавательной деятельности (Э.Ф. Зеер, Л.М. Митина, Н.И. Орлова, Л.В. Подымова, И.А. Савенкова, И.Н. Семенов, В.А. Сластенин, Н.С. Чернышева и др.).[6, 8].

Для рефлексивно-деятельностных технологий профессионального развития характерны:

  1. рефлексивный подход к организации учебно-познавательной деятельности обучающихся, предполагающий создание рефлексивной образовательной среды, способствующей осознанию ими собственных задач в каждой конкретной образовательной ситуации;
  2. содержательный рефлексивный анализ учебного материала с целью выделения различных инвариантов, которые позволяют обучающимся самостоятельно планировать и осуществлять учебно-познавательную (учебно-профессиональную деятельность) деятельность;
  3. использование образовательных технологий, ориентированных на тренировочные цели: вначале личностные, потом профессионально-значимые;
  4. применение дидактических методов и приемов, направленных на организацию самоуправления обучающимися своим личностным и профессиональным развитием, на активизацию у обучающихся самостоятельности и творчества в поиске путей и средств решения своих личностных и профессионально-значимых проблем;
  5. внедрение организационных форм учебно-познавательной деятельности обучающихся, активизирующих такие рефлексивные механизмы личностного и профессионального саморазвития как рефлексивный анализ, рефлексивная оценка, рефлексивный контроль и др. (Н.Г. Алексеев, О.С. Анисимов, Ю.В. Громыко, В.В. Давыдов, С.Д. Неверкович, И.Н.Семенов, А.А. Тюков, Г.П. Щедровицкий и др.).

Ведущие представители рефлексивной психологии творчества считают, что наибольшую эффективность с точки зрения культивирования рефлексии и рефлексивных механизмов творческого мышления могут иметь игрорефлексика и рефлепрактика, основанные на ценностях гуманистического подхода и гуманитарно-культурологической методологической ориентации [ 7, 10 и др.].

Основу разработки технологии игрорефлексики составляют изучение и анализ прикладных исследований, посвященных апробированию и внедрению рефлексивно-инновационных методов и технологий развития профессионализма и творческого потенциала специалистов (И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов, Г.И. Давыдова, Т.Г. Болдина, В.М. Дюков, О.Д. Ковшуро, Ю.А. Репецкий, Е.П. Варламова, В.Г. Аникина и др.) [4, 7, 10].

Ценность рефлексивно-инновационных методов, разрабатываемых в рефлексивно-деятельностной педагогике и акмеологии, состоит в том, они направлены на интенсивное осмысление и преобразование личностно-профессионального опыта обучающихся [2, 5, 8]. Основным условием достижения подобного результата считается создание рефлексивной образовательной среды, способствующей культивированию рефлексии и развитию рефлексивных способностей человека как субъекта деятельности. В мышлении - это наличие проблемно-конфликтной ситуации, в деятельности - установка на кооперирование, а не на конкуренцию, в общении - на отношения, подразумевающие доступность собственного опыта человека для другого и открытость опыта другого для себя. Создание рефлексивной среды связано с включением, открытием для осмысления всех компонентов деятельности: предметно-интеллектуального, организационно-регулятив-ного, коммуникативно-кооперативного, личностно-мотивационного. Целостное построение рефлексивной среды создает благоприятный психологический климат, позволяющий каждому участнику группы раскрыться и максимально обогатить свой творческий потенциал. Игровая рефлексивная среда открывает возможное поле для осознанного выбора перспектив в плане ценностей, смыслов, форм и средств самореализации и саморазвития, дает возможность выработать уникальный способ жизнетворчества, опробовать его, выявить конструктивный потенциал и перенести из особых условий игрорефлексики в другие области и сферы жизни человека [8].

Эффективность игрорефлексики и рефлепрактики многократно доказана в опытно-экспериментальных исследованиях представителей рефлексивной психологии и акмеологии и не у кого не вызывает сомнений. Вся проблема состоит в том, что система профессионального образования, испытывая огромный дефицит в организации интенсивно-инновационных методов развития рефлексивной культуры, не имеет возможностей для широкого практического внедрения игрорефлексик и рефлепрактик. Одной из причин такого положения является дефицит профессионально-компетентных психологов-игрорефлексиков, которые являются носителями высокой рефлексивной культуры, способны создавать и реализовывать различные методики, построенные на основе рефлексивного проживания опыта, и управлять процессами внутри- и межгруппового взаимодействия.

Активное внедрение в современный образовательный процесс информационных технологий сделало реально возможным их использование с целью развития рефлексивных способностей обучающих и обучающихся. Так, например, под руководством Е.В. Доманского и А.В Хуторского через INTERNET реализуются курсы дистанционного обучения для учителей, желающих овладеть технологией организации различных форм и способов рефлексии учащихся на уроке. Занятия в системе дистанционного обучения проводятся на основе организационно-деятельностных методов обучения. В процессе выполнения программы курсанты получают знания по психологии рефлексии, в объеме необходимом для овладения техниками рефлексивного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся. Кроме этого интерактивные формы проведения дистанционных занятий способствуют развитию у педагогов собственной рефлексии, помогающей в последствии решать свои профессиональные проблемы, включая проблемы педагогического творчества и профессиональной самореализации.

Вместе с тем следует признать, что при всей эффективности интенсивно-инновационных групповых методов развития рефлексивной культуры вне поля зрения остается конкретная личность и индивидуальность обучающихся и обучающих.

В связи с этим в качестве возможных перспективных направлений развития рефлексивно-деятельностной педагогики в рамках вузовской науки и образования может стать разработка модели и рефлексивных технологий психологического сопровождения и содействия профессиональному становлению взаимодействующих субъектов образовательного процесса на основе рефлексивно-гуманитарной психологии и рефлексивно-системной акмеологии [3, 4, 9].

Список литературы

1. Громыко Ю.В. Мыследеятельность: курс лекций в трех книгах / Ю.В. Громыко. - М. Пушкинский институт, 2005.

2. Давыдова Г.И. Методы рефлексивно-диалогического развития мышления и личности / Г.И. Давыдова // Рефлексивные процессы и управление (7-9 окт. 2003 г.): Тез. 4-го Междунар. симп. - М., 2003. - С. 33-36.

3. Костюков Н.Н. Психолого-педагогическая концепция модернизации профессионального образования в вузе / Н.Н. Костюков, И.Н. Семенов. Пути, средства, возможности модернизации образовательной системы. Материалы научно-практической конференции 24-25 апреля 2009 г. - М.: РАО, АПСН, 2009. - С.308-316.

4. Рефлексивная акмеология творческой индивидуальности: учебно-методическое пособие / А.А. Деркач, И.Н. Семенов, А.Ф. Балаева. - М.: РАГС, 2005. - 196 с.

5. Рефлексивный подход к психологическому обеспечению образования / сборник статей; под общ. ред. А.В. Карпова, И.Н. Семенова. Отв. ред. В.К. Солондаев. - М.; Ярославль: Ремдер, 2004. - 240 с.

6. Рефлексивно-организационные аспекты формирования мышления личности в образовании и управлении / И.Н. Семенов, Г.И. Давыдова, Т.Г.Болдина и др. - М.: ИРПТиГО, 2003.

7. Савенкова И.А. Рефлексивно-психологические аспекты активизации профессионального самоопределения студентов - будущих психологов / И.А. Савенкова, И.Н. Семенов: монография. - Сочи: НОЦ РАО, 2005. - 173 с.

8. Семенов И.Н. Рефлексивная психология творчества: концепции, экспериментатика, практика / И.Н. Семенов. // Психология. Журн. Высшей школы экономики. - 2005. - Т. 2, № 4. - С. 65-73.

9. Семенов И.Н. Рефлексивно-психологические аспекты развития и профессионального самоопределения личности. / И.Н. Семенов, И.А. Савенкова. // Мир психологии, 2007, №2, - С. 203-216.

10. Семенов, И.Н. Рефлексивная психология, акмеология и педагогика как средства возрождения образовательной системы. / И.Н.Семенов. Пути, средства, возможности модернизации образовательной системы. Материалы научно-практической конференции 24-25 апреля 2009 г. - М.: РАО, АПСН, 2009. - С.338-348.

11. Степанов, С.Ю. Рефлексивная практика творческого развития человека и организаций / С.Ю. Степанов. - М. : Наука, 2004. - 174 с.


Библиографическая ссылка

В.М. Дюков, Г.С. Пьянкова РОЛЬ РЕФЛЕКСИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ПЕДАГОГИКИ В РАЗРАБОТКЕ ЭФФЕКТИВНЫХ ПУТЕЙ, СРЕДСТВ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ ВОЗРОЖДЕНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ // Современные наукоемкие технологии. – 2010. – № 10. – С. 103-107;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=26043 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674