Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ВУЗОВСКАЯ НАУЧНАЯ ШКОЛА КАК ФУНДАМЕНТ КАЧЕСТВЕННОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Н.К. Горшунова Н.В. Медведев
мутагенная активность
контаминация биосред
полиморфные изменения хромосом
химические факторы

Современные требования, предъявляемые к высшему образованию, предусматривают подготовку высококомпетентной творческой личности, способной к непрерывному профессиональному саморазвитию. Прогресс и достижения в той или иной отрасли всегда обеспечивались научными исследованиями. Инициаторами и непосредственными их исполнителями выступали не только научно-исследовательские учреждения, но коллективы вузов. Политические и экономические реформы в последние годы привели к существенному снижению научного потенциала высшей школы и вузовской науки вследствие сокращения научно-педагогических кадров, обладающих высоким научным и творческим потенциалом, финансирования научных исследований.

В этих условиях все труднее становится обеспечить качество подготовки будущего специалиста. Стремление к знаниям, пополнению их багажа формируется в школьные годы и укрепляется в студенчестве. Будущее науки во многом зависит от привлечения к исследованиям энергичных молодых ученых и студентов, способных не только реализовывать, но и генерировать идеи. Умение рассмотреть у студента тягу к научному поиску истины, увлечь его разработкой перспективной идеи - одно из важнейших профессиональных направлений формирования компетенций будущей специальности. Кадровой базой научной школы, плацдармом, стартовой площадкой для последующего научного и личностного роста часто выступает студенческий научный кружок, в состав которого могут входить студенты разных курсов, объединенные общими идеями и интересами. Научная школа - коллектив единомышленников разного возраста, разрабатывающих общее научное направление. Её возглавляет, как правило, один из ведущих ученых в представляемой им области науки, который как дирижер оркестра вдохновляет и направляет ход научного поиска, подключая в нужный момент новых исполнителей, поощряя успехи и корректируя промахи и неудачи.

Результаты научных исследований, получаемые в научных школах, часто находят свое применение в подготовке методических рекомендаций, пособий, патентов на изобретение. Сотрудники научных коллективов, приобретают не только навыки научного поиска и мышления, но и бесценный опыт работы в команде, сотрудничества при достижении совместных целей, усваивают определенные традиции, имеющие важное воспитательное значение.

Среди прогрессивно развивающихся научных медицинских дисциплин с многопрофильной направленностью широкое мировое признание получила геронтология и гериатрия, объединяющая генетические исследования феномена долгожительства, новые технологии профилактики преждевременного старения, клинические и прикладные исследования.

В течение уже более десяти лет на кафедре поликлинической терапии с курсом общей врачебной практики Курского государственного медицинского университета создана и активно функционирует научная школа, коллектив которой решает актуальные прикладные задачи геронтологии и гериатрии, включая исследования, посвященные оценке инволютивных изменений организма и его систем: кардиоваскулярной, эндокринной, гемостаза, иммуногенеза и др., влияния на темп их развития и качество жизни пациентов старшего возраста хронических заболеваний и лечебно-профилактических мероприятий. Возглавляет ее доктор медицинских наук, профессор Нина Корниловна Горшунова, она входит в Правление Геронтологического общества при Российской Академии Наук, редакционный совет периодического научного издания «Успехи Геронтологии», рецензируемого ВАК, руководит Курским отделением Геронтологического общества.

Коллективом научной школы была организована и проведена при грантовой поддержке Фонда «Интеграция» Всероссийская научно-практическая конференция «Реабилитация в геронтологии и гериатрии. Геронтология и гериатрия в семейной медицине», в которой приняли участие представители 22 регионов РФ и Украины, выполнены исследования по теме «Мониторирование здоровья населения старшего возраста в рамках отраслевой программы «Геронтология и гериатрия» Минздравсоцразвития РФ, Федеральной программы «Старшее поколение». Ее представители успешно защитили 10 кандидатских диссертаций, опубликовали более 300 научных работ, среди которых монографии, пособия для врачей, материалы международных и всероссийских научных конгрессов и конференций, рацпредложения, патенты на изобретения, многочисленные внедрения новых методик профилактики, диагностики и лечения в практику здравоохранения. Приоритетными направлениями, разрабатываемыми научной школой «Геронтология и гериатрия», признаны поиск маркеров функциональной недостаточности и преждевременного старения организма и отдельных систем, эндотелиальной дисфункции, патогенетических механизмов формирования ремоделирования миокарда и сосудов на фоне артериальной гипертонии, его систолической или диастолической дисфункции, нарушений гемостатического и перекисного гомеостаза, окислительной модификации липидов, особенностей композиционного состава тела и установления соматотипов, неблагоприятных для развития обменных нарушений, оценка сердечно-сосудистого и операционного риска у больных старшего возраста, изучение неблагоприятного влияния полипрагмазии, аддитивных кардио- и вазопротективных эффектов сердечно - сосудистых препаратов с учетом поли- и коморбидности.

Своеобразной кузницей научных дарований служит студенческий научный кружок, в работе которого участвуют не только отечественные, но и иностранные учащиеся из Малайзии, Индии, Шри-Ланки, Нигерии и др. стран. Они проявляют интерес к проблемам стареющего населения, новейшим достижениям геронтологической науки и практики, приобретают опыт выполнения научных исследований, публичных выступлений. Его наиболее активные члены выполняют курсовые и дипломные работы, посвященные актуальным вопросам современной геронтологии.

Ежегодно организуются 2 научные сессии с участием сотрудников вуза, студентов и молодых ученых, практических врачей, которые представляют к обсуждению в виде устных или стендовых докладов научные результаты, в итоге дискуссии возникают новые идеи и способы их использования.

Медико-социальная направленность комплексных геронтологических исследований реализуется в виде организации дополнительного образования по ведению здорового образа жизни людей старшего возраста, посещающих занятия в Народном университете сеньоров г. Курска. В занятиях, построенных с учетом возрастных особенностей восприятия и усвоения информации, принимают активное участие молодые ученые, аспиранты, студенты, они оценивают влияние приобретенных знаний и навыков на поддержание активного долголетия, сохранение психологического комфорта и качества жизни, предлагают конкретных рекомендации по проведению самоконтроля и профилактике преждевременного старения, оказанию само- и взаимопомощи в трудных бытовых ситуациях.

Многоплановость деятельности вузовских научных школ и коллективов способствует всестороннему развитию их сотрудников, поддержанию здорового микроклимата, что передается и учащимся, заряжая их энтузиазмом, необходимым на трудном пути профессионального и личностного становления.

Необходимо надеяться на возрождение былой славы российской науки и, несмотря на различные организационные и финансовые трудности, стремиться оказывать всемерную государственную и грантовую поддержку представителям вузовских научных школ, служащих не только фундаментом современного образования, но и залогом его качества, дальнейшего развития и процветания на благо общества.


Библиографическая ссылка

Н.К. Горшунова, Н.В. Медведев ВУЗОВСКАЯ НАУЧНАЯ ШКОЛА КАК ФУНДАМЕНТ КАЧЕСТВЕННОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2010. – № 10. – С. 98-101;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=26040 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674