В истории науки понятие времени никогда не приписывалось материальному миру. Природа времени рассматривалась и рассматривается с двух позиций. Первый взгляд на эту проблему очень точно раскрыт в Библии (Бытие, 1.14), где говорится: «И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной [для освещения земли и] для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов...». Иначе говоря, «светила», будучи материальными телами, для человека являются часами, время же приписывается свойству человека, понимающему эти часы. Философскую точку зрения излагает Платон, приписывая время богу [6]. Ньютон также считал, что «абсолютное время» принадлежит Богу [1]. Если допустить, что человек подобен Богу, то время свойственно и человеку. Оба взгляда на природу времени не расходятся в главном: материальному миру нельзя приписывать такого понятия как время, время - это свойство человека. Иначе говоря, время - это ноумен, а не феномен. Наиболее ярким примером рождения логического тупика при отождествлении часов и времени являются так называемые апории Зенона. Аристотель девятую главу шестой книги «Физика» начинает так: «Есть четыре рассуждения Зенона о движении, доставляющие большие затруднения тем, кто пытается их разрешить» [3]. Задачи Зенона строятся на распространенном заблуждении в рассуждениях, когда, присваивая физическому миру качество -время, отождествляют его с часами. В итоге таких умозаключений в физической системе полета стрелы появляется понятие «теперь», относящееся к характеристикам времени, то есть к сознанию наблюдателя. Но если «теперь» применить к системе, то в ней «исчезнут» часы, следовательно, не будет и самой системы, а с ней и материального мира. Тогда мы перейдем в мир логики, где часы перестанут быть направляющей перехода процесса от прошлого к будущему через «теперь». Но так как во времени «теперь» существует, то стрела будет неподвижна. Чтобы выйти из этого логического тупика придется допустить, что она «перепрыгнет» в будущее согласно «стреле времени» и вновь будет неподвижна, обретя новое «теперь». Решение такой задачи одно: не признавать время свойством физического мира.
Продолжая анализировать понятие «система», необходимо отметить, что все практически функционирующие системы не имеют пространственных характеристик, так как ни одно из взаимодействий элементов системы не определено реальным пространством. Работающую ЭВМ также нельзя описать пространственными параметрами. К сожалению, о пространстве написано крайне мало. Идея пространства есть у Платона в его философском труде «Тимей» [6]. В представлении автора пространство существовало «до рождения неба», состоит оно из частей, или мест, и является вместилищем предметов. Анализа данного понятия Платон не проводил, и, рассуждая о месте, не сделал никакого конкретного заключения. У Канта пространство лежит в основе восприятия: оно «не что иное, как только форма всех явлений внешних чувств, то есть субъективное условие чувственности» [4]. Однако надо сказать, что вплоть до 19 столетия философы рассматривали вещи только в связи с пространством. Так, Ньютон пользовался понятием материального тела в объяснении закона всемирного тяготения и движения планет. Для упрощения он принимал за точки отсчета центры тел, вычисляя их траектории, при этом игнорировалась форма тела [1]. Но каждое упрощение представления о мире дает усложнение в понимании другой стороны упрощенного явления. Если это трудно увидеть у Ньютона, то отчетливо видно у Эйлера. Он вводит в механику хорошую математическую абстракцию, принимая любой объект уже не за тело с его сложной конструкцией или объемом, а за двигающуюся или покоящуюся точку, не имеющую внутренних свойств, собственных измерений, не говоря уже о собственном поведении [1]. Теперь по отношению к точке все силы будут внешними и могут быть строго вычислены. С одной стороны, введение такого упрощения позволило создать кинематику как часть механики. С другой, изъяв из материальной системы (тела) отдельную часть, он тем самым исключил ее из подчинения часам системы. По аналогии с рассуждениями пифагорейцев, Эйлер придает полученной абстрактной точке качества неделимого целого, идеализируя, таким образом, само реальное трехмерное тело, над которым произвел логический эксперимент. Ученый превращает это тело в бесконечное трехмерное пространство, и помещает туда абстрактную точку. Теперь, в созданном пространстве, уже нет другого языка, кроме пространственного, в виде векторов, линий, плоскостей и отрезков. Для решения реальных задач необходимо вновь ввести часы, но уже геометрическим способом, в виде линии, поделенной на равные отрезки. В результате в системе возникает пространство, но не реальное, а математическое, являющееся продуктом ума ученого. Доказать существование реального пространства, которое некоторые ученые называют четырехмерным, пространством Минковского, не представляется возможным. Может быть даже наоборот, есть больше причин полагать, что оно не существует ни как в понимании Платона, ни как в понимании Канта.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Аксенов Г.П. Причина времени.М.:Эдиториал, 2000.-С.42-57.
- Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональной системы// Избранные труды. - М.: Наука, 1978.-С.27-48,56.
- Аристотель. Физика//Философы Греции основы основ: логика, физика, этика. - Харьков: ЭКСМО-Пресс, 1999. - С.1-28.
- Кант И. Критика чистого разума.М.:Эдиториал,2000.- С.123.
- Павлов И.П. Рефлекс цели.// Полн.соб.трудов, т.3. М., 1949.- С.244.
- Платон. Тимей.//Собр.соч. в 4-х томах, т.3. М.: Мысль, 1994.-С.439-441, 456, 462.
- 7. Толанд Д. Письма к Серене.// Антология мировой философии. Т2. М.: Мысль, 1970. - С.492-496, 507.
Библиографическая ссылка
Соломин В.Г., Соломина О.Е. ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТЫ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА // Современные наукоемкие технологии. 2009. № 2. С. 30-33;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=25995 (дата обращения: 20.05.2025).