Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ИННОВАЦИИ В СИСТЕМЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ СФЕРЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Шаданова Е.А.
Во введении реферата обосновывается актуальность выбранной темы, излагается цель и задачи исследования, определяется предмет и объект. В первой главе раскрываются проблемы финансирования сферы здравоохранения на современном этапе хозяйствования, рассматриваются особенности финансирования в условиях кризисной ситуации, ставится проблема выбора эффективной системы финансирования на инновационной основе. Во второй главе на основании оценки состояния финансирования сферы здравоохранения в странах с развитой рыночной экономикой рассматриваются основные направления совершенствования системы финансирования здравоохранения на основе инноваций. В заключении сделаны общие выводы. Реферат состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка используемых источников и литературы (15 наименований).

Введение

В современном обществе определяющим фактором роста и развития экономики является человеческий капитал. Здравоохранение является важнейшей сферой рыночной экономики, в процессе деятельности которой происходит восстановление человеческого капитала для расширенного воспроизводства путем перераспределения временно свободных денежных средств всех участников воспроизводственного процесса - государства, хозяйствующих субъектов и населения.

Здравоохранение, демонстрируя в течение последних лет высокие темпы развития и определенную устойчивость функционирования, приобретает постепенно новый качественный уровень, свойственный субъектам рыночной системы отношений. Развитие медицинской науки и фармацевтики значительно расширило возможности лечения многих заболеваний и, соответственно, обусловило рост потребностей населения в получении услуг более высокого качества.

Между тем, в условиях мирового финансового кризиса, важное значение имеют проблемы финансирования здравоохранения. Значительная часть их связана с серьезными недостатками в управлении финансами: принятия управленческих решений без необходимой экономической их проработки; отсутствия системного подхода в реализации не только тактических задач, но и стратегических целей развития; недооценки роли инноваций и рыночных технологий управления финансированием.

Рыночная экономика выработала обширную систему финансовых методов и рыночных технологий на инновационной основе. Эти методы позволяют выявить на ранней стадии и устранить негативные факторы развития, наметить основные направления совершенствования.

Упомянутые причины привели к актуализации проблем, связанных с изучением и совершенствованием системы финансирования сферы здравоохранения на инновационной основе.

Анализ системы финансирования сферы здравоохранения невозможен в отрыве от теоретико-методологических и практических разработок отечественных и зарубежных авторов. Вместе с тем, необходимо отметить, что зарубежный опыт порой малоприменим к условиям современной российской экономики, или нуждается в существенной адаптации.

В связи с этим целью реферата является рассмотрение проблем и разработка основных направлений совершенствования системы финансирования сферы здравоохранения в современных условиях хозяйствования на основе инноваций.

Поставленная цель предопределила необходимость решения следующих задач:

- в рамках проводимого исследования обозначить роль и значение финансирования сферы здравоохранения в условиях кризиса;

- выделить особенности системы финансирования сферы здравоохранения отечественной экономики;

- рассмотреть основные направления совершенствования механизма финансирования здравоохранения на инновационной основе

Объектом исследования служит система экономических отношений, возникающих при финансировании здравоохранения. Предметом исследования является система финансирования сферы здравоохранения.

В качестве информационно - эмпирической базы исследования были использованы нормативные акты действующего законодательства, монографии, учебные пособия, материалы периодической печати.

Теоретической основой исследования явились работы отечественных и зарубежных ученых, посвященные вопросам финансирования сферы здравоохранения. Методологической основой работы являются абстрактно-логический, сравнительный, экономико-статистический подходы.

1. Проблемы и оценка системы финансирования сферы здравоохранения в современных условиях хозяйствования

1.1. Роль и значение финансирования сферы здравоохранения в условиях финансового кризиса

В ходе становления новейшего технологического уклада формируются сравнительные преимущества, которые будут определять геополитическую конкуренцию середины XXI в. К числу основных факторов, определяющих национальные конкурентные преимущества, будут относиться: образование и здравоохранение населения, развитие науки, возможности информационной среды, обеспечение с помощью государственного управления условий для стимулирования экономического роста, чистота окружающей среды и высокое качество жизни, опережающее развитие ключевых производственно-технических систем нового технологического уклада.

В геополитической конкуренции еще более усилится значение научно-технического прогресса, способности к освоению новых технологий, инноваций. Возрастает роль человеческого фактора и организации труда. Страны, не способные обеспечить необходимый уровень образования и качества жизни населения, развития науки и высокое качество информационной среды, будут обречены на неэквивалентный внешнеэкономический обмен и глубокую зависимость от внешних финансовых и информационных центров; они сохранят за собой, главным образом, функции источников природного сырья и "человеческого материала" для транснациональных корпораций и развитых стран, концентрирующих глобальный интеллектуальный потенциал.

В выступлении Д.А. Медведева на Петербургском Международном экономическом форуме была поставлена амбициозная, но обоснованная задача: в предстоящий период Россия должна стать одним из главных мировых экономических лидеров, к 2020 году войти в пятерку крупнейших экономик мира. Также было особо подчеркнуто, что сегодня в центре внимания должны находиться инвестиции в человеческий капитал, потому что «развитие человека - это и основная цель, и необходимое условие прогресса современного общества. Это и сегодня, и в долгосрочной перспективе наш абсолютный национальный приоритет».

Между тем, несмотря на реализацию приоритетных национальных проектов развития здравоохранения и образования, государство еще не в состоянии обеспечить нормальный уровень воспроизводства человеческого потенциала, что делает невозможным устойчивое развитие в будущем. «Если государственные инвестиции в человеческий капитал и передачу технологий окажутся недостаточными, рынок не сможет восполнить их нехватку». Многократно возросло отставание от развитых рыночных стран, которые за последние пять лет совершили стремительный рывок в уровне развития пятого технологического уклада, провели на этой основе модернизацию экономики. О степени отставания России по уровню развития человеческого фактора от требований пятого технологического уклада свидетельствует огромный разрыв в удельных затратах на здравоохранение и образование между Россией и США. В здравоохранении такой разрыв достиг к 2004 г. 15 раз, в образовании - 6,7 раза.

Наблюдаемые в России тенденции недооценки человеческого потенциала подрывают главный источник научно-технического прогресса, а значит, и современного социально-экономического развития - интеллект и созидательную творческую активность людей. Эти тенденции противоположны глобальному процессу повышения уровня образования населения, роли интеллектуального труда, формирования отношений социального партнерства и сотрудничества, который неразрывно связан с происходящими технологическими изменениями. Их закрепление повлечет за собой дальнейшее резкое снижение конкурентоспособности и утрату возможностей самостоятельного развития российской экономики, которая не сможет обеспечить необходимый для современного и новейшего технологических укладов уровень производительности труда, образования людей, качества жизни.

Переход на инновационный путь развития предполагает существенное изменение финансирования важнейшей сферы воспроизводства человеческого капитала - здравоохранения. Здоровье также важный фактор благосостояния и экономической активности, так как оно связано с возрастом, стилем жизни, социальным статусом, обучением и распространением социальных связей и межличностной поддержки.

Многие экономисты рассматривают здоровье как часть человеческого капитала, обращая внимание на то, что поддержание и укрепление здоровья требует определенных инвестиций, в том числе в раннем возрасте. Только хорошее здоровье позволяет полноценно трудиться, обеспечивая посредством заработков в течение всей трудовой жизни отдачу от ранее произведенных инвестиций в человеческий капитал. Известно, что более образованные люди более внимательно относятся к своему здоровью, стремясь продлить активное долголетие. В свою очередь, такие показатели, как уровень организации здравоохранения, доступность услуг этого сектора характеризуют уровень человеческого потенциала.

Таким образом, подтверждается тезис о том, что в конце XXI века главным фактором развития становится не накопление материальных благ, а накопление здоровья, знаний, уровня физического развития. Основой социально-экономической стратегии и социальной политики становится обеспечение приоритета сохранения и улучшения здоровья населения как важнейшей производительной силы общества, определяющей национальную безопасность страны и ее экономическое развитие.

В развитых странах здоровье населения в настоящее время рассматривается как один из важнейших показателей, характеризующих уровень социально-экономического развития. В современных условиях действительное богатство экономически лидирующих стран определяется состоянием нематериальных форм богатства и сфер, обеспечивающих развитие человека. Прогресс все в большей степени обеспечивается не темпами роста продукции, а качеством жизни населения. Вложение в человека включают затраты на образование и профессиональное обучение, охрану здоровья и культуру, другие социальные расходы. Этот процесс отражает возрастающую роль человеческого капитала в современном развитии общества, связанную с интеллектуализацией производства, развитием информационных технологий.

Масштабные изменения структуры экономики требуют эффективного механизма формирования национальной экономики знаний, инновационной системы и мощного высокотехнологического комплекса, диверсификации экономики и создании условий для повышения качества жизни населения и реализации творческого потенциала личности. Здесь перспективными являются интересы достижения мировых стандартов финансирования науки, образования и здравоохранения, создание условий для эффективного использования квалифицированного труда и повышения качества человеческого капитала, построения эффективной, ориентированной на конечный результат, социальной инфраструктуры.

Таким образом, можно утверждать, что динамика человеческого капитала становится важной характеристикой социально-экономического развития. Существует довольно тесная взаимосвязь между потенциалом здоровья населения и экономическим ростом. Исследования ученых показывают, что ущерб от заболеваемости, инвалидности и смертности населения очень значителен. Так, по расчетам ряда специалистов, только экономический ущерб от потери здоровья населения России в 1999 г. составлял около 65 млрд. долл.

Все вышесказанное свидетельствует об огромной важности роли сферы здравоохранения в жизни современного постиндустриального общества. В связи с этим такая отрасль современной рыночной экономики, как здравоохранение, должна оптимально развиваться на инновационной основе и для этого должна существовать отлаженная финансовая система и источники финансирования. В качестве важнейших направлений решения этой проблемы следует выделить разработку эффективной системы финансирования сферы здравоохранения, целевых программ федерального и регионального уровня, обеспечивающих преодоление негативных тенденций.

1.2. Особенности формирования системы финансирования здравоохранения отечественной экономики

Сегодня вопрос о необходимости изменения системы финансирования сферы здравоохранения, на наш взгляд, является одним из самых острых, стоящих как перед медицинской общественностью, так и перед всем обществом в целом. Очевидно, что здравоохранение нуждается в дальнейшем реформировании, так как задачи, которые ставит государство, а равно и ожидания населения страны еще далеки от реализации.

Несомненен положительный опыт прошлых лет - мы сохранили основы системы здравоохранения и частично ее потенциал. Однако логика прошлых реформ в целом основывалась на анализе сложившейся ситуации, а имеющиеся проблемы и предпосылки обусловливали цели развития - т.е. осуществлялось планирование от достигнутого, что придавало изменениям инерционный характер. Система финансирования здравоохранения была вынуждена постоянно приспосабливаться к изменениям макроэкономической, социальной и политической ситуации в стране. Существенного качественного преобразования не произошло.

Очевидно, что при разработке долгосрочных программ и стратегий развития здравоохранения основополагающим моментом должно стать формирование эффективного механизма финансирования сферы здравоохранения в рамках социально-экономической стратегии до 2020г. Здравоохранение должно быть основным цементирующим элементом социальной политики государства в построении конкурентоспособного общества c высоким качеством человеческого потенциала. Невозможно обеспечить должное его качество и высокий уровень благосостояния без вовлечения в процесс системы охраны и укрепления здоровья населения.

Также здравоохранение должно стать частью национальной экономической стратегии государства в условиях глобальной рыночной экономики. В развитом обществе здравоохранение и связанные с ним сферы (естественные науки, фармацевтическая индустрия, биотехнологии, информационные технологии, медицинский сервис, медицинское страхование) являются органично взаимосвязанными элементами устойчивого экономического развития, что актуально в условиях мирового финансового кризиса.

Исходя из этих принципов, становится очевидным и неоспоримым, что определение эффективного механизма финансирования отрасли здравоохранения, а также разработка и реализация новых программ финансирования на инновационной основе здравоохранения - задача не только Министерства здравоохранения и социального развития и медицинской общественности, но и всего общества с реальным участием государственных и общественных институтов. Особенно важно участие населения с учетом его сегодняшних и будущих потребностей в охране и укреплении здоровья в условиях глобальной интеграции и конкуренции.

Ключевыми аспектами обеспечения эффективности системы здравоохранения сегодня бесспорно являются организационное (финансовое, нормативно-правовое) обеспечение, а также научно-методологическое (разработка научно обоснованных технологий финансирования развития здравоохранения).

Таким образом, для обеспечения эффективной реализации развития здравоохранения, очевидно, необходимы следующие компоненты:

- стратегическое планирование и управление;

- эффективное и рациональное финансирование;

- качественная нормативная база;

- передовая научно-методологическая база;

- современная институциональная база развития.

Для создания эффективного механизма формирования и использования источников финансирования сферы здравоохранения необходимо использование инноваций.

2. Основные направления совершенствования системы финансирования здравоохранения

2.1. Инновации - основа формирования эффективного механизма финансирования сферы здравоохранения

Несмотря на то, что проведение масштабных реформ в здравоохранении сдерживается нарастанием кризисной ситуации в мировой экономике, тем не менее, в сфере здравоохранения происходят инновационные изменения, инициируемые и действиями федерального центра и субъектами РФ, которые в целом соответствуют направлениям необходимых преобразований.

Современная управленческая наука рассматривает систему здравоохранения как систему отношений, возникающих в обществе, и институционально закрепляемых в связи с массовым оказанием медицинской помощи и реальным обеспечением прав человека на охрану здоровья. Характер этих отношений, безусловно, определяется применяемыми медицинскими технологиями, но более всего зависит от способов функционирования национальных экономик и политических систем в каждой стране.

При этом целью совершенствования системы здравоохранения является улучшение общественного здоровья на основе повышения доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения, развития профилактической направленности деятельности лечебно-профилактических учреждений и формирования здорового образа жизни при повышении эффективности использования финансовых, материальных и кадровых ресурсов отрасли. Наряду с этим, необходимо учитывать, что важнейшими стратегическими целями на ближайшие годы обозначены осуществление инновационного маневра в развитии сферы здравоохранения.

Безусловно, системное реформирование отрасли должно включать в себя финансово-экономическую реформу, включая реструктуризацию здравоохранения; повышение качества управления отраслью на основе научно-обоснованных инновационных технологий современного менеджмента здравоохранения.

При этом одной из важных составляющих инновационной реформы системы здравоохранения является переход от управления расходами (бюджетными средствами и средствами ОМС) к управлению результатами. Необходимо обеспечить переход от сметного и бюджетно-страхового принципа финансирования медицинских организаций, реализующих государственные и муниципальные задания в рамках Программы государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи, к одноканальному финансированию по страховому принципу с оплатой всех расходов по полному тарифу на основе стандартов оказания медицинской помощи (протоколов ведения больных).

При этом инновации в механизме финансирования здравоохранения характеризуются значительным разнообразием. Так, например, направленность этих изменений противоречива, так как с одной стороны, происходит развитие институтов соизмерения затрат и результатов и взаимодействия покупателей и поставщиков медицинских услуг, а с другой стороны, проводятся преобразования, обеспечивающие усиление централизованного контроля и развитие механизмов административного распределения ресурсов. Несмотря на действия, направленные на унификацию и сокращение различий в механизмах финансирования здравоохранения, существуют значительные различия по всем основным компонентам систем финансирования и управления здравоохранением.

Вместе с тем, в рамках реализации инновационной политики в сфере услуг здравоохранения следует также предусмотреть меры, направленные на повышение медицинской, социальной и экономической эффективности в комплексе. Так, на новом этапе преобразований в сфере здравоохранения, именуемом модернизацией отрасли, в ряду не всегда обоснованно сформированных задач безусловным приоритетом, остается реструктуризация системы здравоохранения, направленная на достижение конечных целей отраслевой реформы: обеспечение доступности и повышение качества услуг сферы здравоохранения, что возможно только при условии перехода отрасли на научно обоснованные ресурсные и инновационные модели развития при адекватном правовом, экономическом, нормативном, кадровом и организационном обеспечении.

2.2.Зарубежный опыт финансирования сферы здравоохранения на инновационной основе

Мировая практика показывает, что здравоохранение является динамично развивающейся отраслью, где постоянно разрабатываются новые лекарственные препараты и методы лечения, появляется возможность лечить ранее неизлечимые болезни. Все это приводит к удорожанию медицинских услуг. Демографические сдвиги, происходящие в современном обществе в подавляющем большинстве развитых стран мира, характеризуются ростом ожидаемой продолжительности жизни, а также снижением смертности и рождаемости. Результатом данных процессов является старение населения и рост коэффициента демографической нагрузки, что, в свою очередь, также приводит к дополнительной нагрузке на бюджет соответствующего государства, поскольку требует ежегодного увеличения средств, выделяемых на социальное обеспечение и, в частности, на медицинское обслуживание.

Правительства большинства развитых стран осознают невозможность бесконечного увеличения государственных расходов на здравоохранение, поскольку ресурсы даже самых богатых и наиболее экономически развитых стран ограничены. Вместе с тем, в развитых странах невозможно также и сокращение государственных гарантий в данной сфере, поскольку определенный уровень медицинского обслуживания населения стал неотъемлемой частью общественной жизни и его ухудшение вызовет резкий протест со стороны населения.

Результатом описанных выше процессов стало то, что развитые страны, также столкнулись с необходимостью реформирования системы финансирования здравоохранения, направленного прежде всего на повышение эффективности расходования средств и сокращения общих затрат. Подобное реформирование происходит в ведущих западных державах на протяжении последних десятилетий.

Несмотря на то, что степень обеспечения населения медицинским обслуживанием отличается в разных странах, что связано не только с различными моделями организации системы здравоохранения, но и, прежде всего, с уровнем экономического развития стран, в той или иной степени любое государство обеспечивает население медицинским обслуживанием.

Разные государства по-разному подходят к формированию системы финансирования здравоохранения. В одних странах, например в Великобритании, медицинские услуги, являющиеся бесплатными для всех граждан страны, оплачиваются из государственного бюджета за счет общих налоговых сборов. В других государствах, например в Германии, получила развитие практика выделения специального налога, за счет которого оплачивается медицинское обслуживание населения. Подобная модель получила название государственного или обязательного медицинского страхования.

Кроме того, в разных странах устанавливаются различные порядки уплаты взносов на медицинское страхование. В Германии, к примеру, обязательства по оплате взносов разделяются между работником и работодателем, в России же взносы полностью оплачиваются за счет средств работодателя.

Так же интерес представляет рассмотрение трех наиболее распространенных форм организации и финансирования систем здравоохранения, которые в наиболее чистом виде получили развитие в Великобритании, Германии и США, соответственно, и в той или иной степени они присущи и остальным странам. Общим является то, что на данном этапе многие страны, в том числе и западные державы, столкнулись с серьезными трудностями в финансировании системы здравоохранения. В большинстве развитых стран государство гарантирует своим гражданам доступ к медицинскому обслуживанию. Однако это не относится к США, поскольку там фактически отсутствуют государственные гарантии предоставления медицинской помощи.

Показатели смертности и заболеваемости в России, говорят о значительном отставании по степени развития отрасли здравоохранения от развитых зарубежных стран. Инновационные направления в развитии систем финансирования здравоохранения в западных странах и в России, обусловлены, в первую очередь, дальнейшим удорожанием медицинского обслуживания и необходимостью повышения рациональности использования ограниченных средств.

Ключевыми проблемами в развитии здравоохранения в России, по- прежнему, остаются демографическая ситуация и несоответствие государственных гарантий объемам финансирования отрасли, нерентабельностью медицинских учреждений и отсутствием четкой координации в деятельности отдельных субъектов системы. Из опыта зарубежных стран, можно рассматривать стратегии реформирования системы финансирования здравоохранения в России, связанные с сужением круга лиц, на которых распространяются государственные гарантии, ростом общественного финансирования здравоохранения, реструктуризацией системы и повышением ее управляемости, изменением статуса медицинских учреждений в системе обязательного медицинского страхования, распространением добровольного медицинского страхования.

Основными направлениями совершенствования системы финансирования сферы здравоохранения на инновационной основе могут быть следующие:

1. Программы инновационных преобразований в рамках реализации инновационной стратегии и политики должны разрабатываться государственными органами и именно государству следует координировать деятельность системы здравоохранения в комплексе. При этом должна быть разработана единая стратегия достижения желаемых результатов и осуществления инновационных реформ. Необходимо сделать реформы финансово эффективными - то есть создать ситуацию, которая позволит экономить средства как граждан, так и государства. Кроме того, необходимы критерии эффективности реформ, например, такие как доступность и качество медицинских услуг - и обусловленные этим продолжительность жизни и другие основные показатели здравоохранения.

2. В условиях перехода на инновационный путь развития российской экономики, под совершенствованием системы финансирования здравоохранения следует понимать комплексный процесс, охватывающий все стороны функционирования отрасли, обеспечиваемый постоянной перегруппировкой ресурсов на этапах и уровнях медицинской помощи для использования клинически и технологически эффективных и наименее затратных решений с учетом меняющихся потребностей в медицинских услугах и развития инноваций в сфере здравоохранения.

3. Модернизация структуры медицинской помощи во многом заключается в реорганизации технологических процессов оказания медицинских услуг более согласованным и логичным образом. В целях оказания комплексных услуг и повышения эффективности работы в медицинских организациях процессы деятельности преобразуются на принципах интеграции служб и реорганизации технологий. При этом большой интерес вызывает управление взаимоотношениями с пациентами как потенциальный инструмент для модернизации.

Так, в развитии модели модернизации структуры медицинской помощи, ориентированной на пациентов - пользователей медицинских услуг, преодоление фрагментарности медицинских услуг обеспечивается посредством внедрения новых технологий оказания комплексных медицинских услуг. Например, наряду с типичной практикой в медицинских организациях проводится расширение профилактической составляющей медицинской помощи на основе технологий скрининга и мониторинга. Интеграция этих технологий, обеспечивающих выполнение различных функций (профилактика, лечение и другие виды деятельности) в процессе производства медицинских услуг, позволяет медицинской организации предоставлять комплексные медицинские услуги, а также напрямую взаимодействовать.

Интеграция процессов приносит существенную выгоду благодаря интеграции процессов, ориентированных на одну цель эффективной работы с пациентами, сокращаются накладные расходы на управление. В интегрированном процессе участвует меньше персонала, становится легче распределять между ними обязанности и отслеживать эффективность их реализации. В свою очередь сжатие процессов деятельности в медицинской организации происходит по «горизонтали», когда работники или группа работников выполняют ряд последовательных задач. «Вертикальное» сжатие означает, что в тех точках процесса, где раньше сотрудникам требовался ответ от управленческой иерархии, они принимают решение самостоятельно. Принятие решений уже не отделено от реальной работы, а становится ее частью. Выгоды сжатия работы по вертикали и по горизонтали - уменьшение задержек, снижение накладных расходов и улучшение качества обслуживания потребителей услуг.

4. Очевидно, что при реализации инновационных подходов при создании комплексной системы оказания медицинской помощи возникает множество проблем различного характера, но вместе с тем предоставляется возможность повышения эффективности деятельности и снижения расходов, оптимизации управления ресурсами, процессами и результатом. Воплощение инновационной модели системы финансирования сферы здравоохранения важнейшая задача, затраты на решение которой обоснованы и оправданы.

5. Наряду с проблемами осуществления адекватного управления, реализация инноваций в процессе финансирования организаций сферы здравоохранения подразумевает оптимизацию ресурсов в системе здравоохранения, повышение эффективности управления посредством изменения культуры труда в рамках медицинской организации и формирования квалифицированного персонала; обеспечения транспарентности, создания возможностей для участия граждан и расширения демократии и прав пациентов - потребителей медицинских услуг. При этом процесс реализации инноваций должен существенным образом расширить доступ к оказанию медицинской помощи, содействовать обеспечению принципов профилактической направленности, универсальности, качества, эффективности и устойчивости.

Реализация стратегических направлений возможна при условии создания новых технологий и осуществления инновационных преобразований деятельности с применением медицинских информационных систем. Безусловно, инновационность подходов к модернизации структуры медицинской помощи и медицинских услуг подтверждают, что при осуществлении действенного финансирования возможно эффективное развитие системы здравоохранения.

Заключение

Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время необходима подготовка к переходу к инновационной организационно-экономической модели оказания медицинской помощи и услуг населению на основе повышения эффективности системы финансирования сферы здравоохранения. При этом необходимое принятие современных федеральных законов и разработку соответствующей нормативно-правовой базы на уровне субъектов РФ и муниципальных образований можно рассматривать как начало реформирования системы.

В этой связи, актуальным является разработка основных направлений инновационных преобразований системы финансирования в сфере здравоохранения, для реализации которых необходимы: перемещение части объемов медицинской помощи со стационарного на амбулаторный этап; сокращение излишних мощностей больниц, использование их для оказания медико-социальной помощи; первоочередное развитие первичной медико-санитарной помощи; переход от принципа содержания медицинских учреждений к принципу оплаты конкретных объемов медицинской помощи; переход к новым методам оплаты труда медицинских работников; преобразование части медицинских учреждений в альтернативные организационно-правовые формы государственных (муниципальных) автономных учреждений и автономных некоммерческих организаций; реструктуризация сети лечебно-профилактических учреждений (разработка территориальных программ повышения структурной эффективности здравоохранения).

В настоящее время повышение уровня адаптации учреждений здравоохранения в условиях перехода к инновационному развитию экономики неизбежно связано с комплексным решением существующих проблем посредством правовых, экономических, административных мер.

При этом отдельные направления могут быть реализованы только на основе инновационного подхода к управлению, который включает: приведение в соответствие реальной структуры оказания медицинской помощи потребностям населения за счет эффективного управления финансовыми потоками в здравоохранении; оптимизации структуры и объемов медицинской помощи на основе адекватного финансирования отрасли; широкое внедрение в практику здравоохранения экономических регуляторов; распределение бюджетных ресурсов между учреждениями здравоохранения. Причем инновационная модель организации системы управления учреждением здравоохранения, которая может быть внедрена в медицинских учреждениях различного типа и формы собственности, позволит повысить уровень их адаптации к работе в рыночных условиях и увеличить эффективность производственной деятельности по медицинскому обслуживанию населения.

Кроме того, существующие организационно-экономические проблемы развития сферы здравоохранения в период перехода к инновационному развитию экономики невозможно решить без использования современного механизма финансирования модели государственно-частного партнерства. В связи с этим необходима также разработка механизма привлечения негосударственных инвестиций в здравоохранение.

Совершенствование системы финансирования здравоохранения предполагает тесную зависимость размеров финансирования медицинских учреждений от объема и качества оказываемых ими услуг.

Cистема финансирования должна обеспечить повышение эффективности использования ресурсов и качества медицинской помощи.

В этих целях необходимо:

- разработать правовые механизмы, обеспечивающие безусловное соблюдение соответствия объемов и условий обязательного медицинского страхования населения финансовому обеспечению;

- установить порядок распределения средств федерального бюджета, направляемых для выравнивания условий финансирования программ обязательного медицинского страхования в субъектах Российской Федерации;

- совершенствовать методики установления тарифов на медицинские услуги;

- ввести единую систему расчетов за оказание медицинской помощи, предоставляемой в рамках программы государственных гарантий по обеспечению граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью;

- определить механизмы финансового покрытия части затрат на оказание медицинской помощи гражданам на основе развития добровольного медицинского страхования;

- способствовать созданию конкурентной среды на рынке медицинских услуг.

Именно поэтому одной из наиболее актуальных задач на современном этапе экономического развития отраслей российской экономики и сферы здравоохранения является оптимизация системы финансирования сферы здравоохранения на инновационной основе, увеличение темпов положительной инвестиционной динамики. Отметим, что устойчивое и эффективное развитие сферы здравоохранения возможно при условии перехода к инновационно-инвестиционному типу развития, на основе государственно-частного партнерства.

Таким образом, совершенствование системы финансирования сферы здравоохранения позволяет, с одной стороны, обеспечить решение социальных, экономических и организационных проблем отрасли, с другой - способно оказывать положительное влияние на уровень здоровья населения, воспроизводство человеческого капитала.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.   Амосов А. Вопросы перехода к инновационному типу воспроизводства // Экономист. - 2008. - №5. - С.28.

2.   Бекетов Н.В. Организационно-экономические механизмы управления инновационно-инвестиционными процессами формирования конкурентоспособной экономики // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2008. - №6(6)

3.   Беляева М.Н. Управляющие компании в системе частно-государственного партнерства в сфере инноваций // Финансы и кредит. - 2009. - № 26. - С. 51-54.

4.   Бурикова И.С. Человеческий капитал как интегральный показатель состояния государства // Материалы IX Международной научной конференции «Модернизация экономики и государство», 1-3 апреля 2008. - Гос. ун-т - Высшая школа экономики. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://d1.hse.ru/org/hse/conf-april_ru/prog2008

5.   Выступление Д.А. Медведева на Петербургском Международном экономическом форуме (4 июня 2009г.) - 04.06.2009. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kreml.org/

6.   Данилов А.В., Гришина Л.А. Новые аспекты финансирования в сфере здравоохранения // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2009. - Т. 5. - № 5. - С. 159-160.

7.   Катанова Е.Г.Основные этапы развития системы финансирования здравоохранения в России // Экономика и предпринимательство. - 2008. - № 2. - С. 5-8.

8.   Медведев Д. От национальных проектов - к макроэкономике // Выступление на пленарном заседании "Конкурентоспособная Евразия - пространство доверия" Международный экономический форум. Санкт-Петербург. - 2008. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: - http://www.c-society.ru/wind

9.   Одноканальная модель финансирования здравоохранения. (Это путь к единой политике в здравоохранении) - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.rosmedstrah.ru

10.    Орлов Д. «Человеческий капитал» становится главным фактором развития и роста. - 11.02.2008. - Российская газета. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/sujet/

11.    Пепеляева Л.В. Финансирование системы здравоохранения: проблемы и перспективы // Экономика здравоохранения. - 2006. - № 10. - С. 5-10.

12.    Римашевская Н. Человеческий потенциал России и проблема «сбережения населения» // Российский экономический журнал. - 2004. - №9-10. - С. 28-36.

13.    Стиглиц Дж. Многообразнее инструменты, шире цели: движение к «пост - Вашингтонскому консенсусу» // Вопросы экономики. - 1998. - №8. - С.14-26.

14.    Ухлин Д.А. Формирование механизма реализации инновационной политики в сфере услуг здравоохранения // Диссертация ... кандидата экономических наук: 08.00.05 / [Место защиты: Санкт-Петербургский гос. ун-т экономики и финансов]. - Санкт-Петербург, 2009. - 189 с.

15.    Чернявский И. Активизация человеческого потенциала как условие прогресса // Экономист. - 2007. - № 8. - С.49-54.


Библиографическая ссылка

Шаданова Е.А. ИННОВАЦИИ В СИСТЕМЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ СФЕРЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2009. – № 11. – С. 172-181;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=25991 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674