Обеспечение и постоянное улучшение качества образовательного процесса является важнейшей задачей кафедр, факультета и всего вуза в целом.
Внешние и внутренние факторы, характеризующие деятельность вуза, постоянно ужесточающаяся конкуренция на рынках рабочей силы, необходимость разработок новых высокоэффективных промышленных технологий, неполная удовлетворенность участников образовательного процесса результатами своей деятельности - заставляют постоянно повышать эффективность образовательного процесса, помня, что качество определяется процессом. Высокое качество образовательных услуг означает:
1) соответствие содержания общих образовательных программ требованиям заказчиков и образовательных стандартов;
2) высокая удовлетворенность заинтересованных сторон (работодателей, студентов, преподавателей и др.) качеством образовательных услуг;
3) положительное влияние на общество, повышение общей культуры и образованности его членов.
Традиционные подходы, используемые для улучшения качества образовательного процесса, часто не позволяют достичь желаемых результатов. Для улучшения ситуации, сложившейся в области качества образования необходим новый взгляд на роль менеджмента в образовательном процессе, основанный на процессном подходе, статистическом анализе и принятии решений на основе фактов.
Инструментами менеджмента качества в данном случае выступают (помимо традиционных): лепестковые диаграммы и гистограммы по показателям процессов; корреляционная диаграмма; метод контрольных карт диаграммы Исикавы для выявления наиболее существенных по влиянию факторов.
В рамках данной статьи рассмотрим те инструменты СМК, зарекомендовавшие себя как наиболее эффективные при проведении мониторинга образовательных процессов на всех уровнях управления качеством в Магнитогорском государственном университете (МаГУ).
На уровне ректората МаГУ основными инструментами мониторинга являются: самооценка, социологический мониторинг, рейтинг подразделений, аттестация рабочих мест.
На уровне факультетов - социологический мониторинг и рейтинг студентов, анализ жалоб и предложений потребителей.
На уровне кафедр - рейтинг кафедр и преподавателей, анализ успеваемости (внутренний аудит усвоения знаний), Интернет-экзамен (внешний аудит усвоения знаний).
Рассмотрим более подробно использование этих инструментов мониторинга качества образовательных процессов.
Самооценка в Магнитогорском государственном университете ежегодно, позволяет определить по разработанным Минобрнауки критериям текущее состояние системы качества, проследить динамику и определить (скорректировать) вектор развития. Для примера рассмотрим результаты самооценки со стороны деканов факультетов (см. рис. 1).
Рис. 1. Сравнение результатов самооценки деканов
Столь интенсивный рост показателей объясняется тем, что создание системы качества и сертификация в прошлом учебном году были объявлены приоритетным направлением развития вуза. В связи с этим была проведена большая работа по доработке пакета документов и, как следствие, корректировке и улучшению образовательных процессов. Основной областью для улучшений, согласно мнению деканов, является использование ресурсов.
Для определения наиболее значимых факторов, тормозящих развитие системы качества в рамках обозначенного вектора развития, используются данные социологического мониторинга потребителей.
Улучшение процессов в вузе осуществляется на основе анализа результатов социологического опроса студентов и сотрудников с использованием карты Шухарта [3].
По этой методике рассчитываются верхняя и нижняя границы, в свою очередь состоящих из двух рубежных линий - предупреждающей границы и границы регулирования. В случае если значения не выходят за рамки - процесс стабилен и не требует вмешательства. Если же значения выходят за предупреждающие границы, и тем более за предельные, значит, появились дополнительные факторы, влияющие на процесс (это может быть как сигналом к ухудшению процесса, так и показателем его улучшения), которые требуют дополнительного анализа, например, с помощью диаграммы Исикавы (см. рис.2).
Рис. 2. Анализ удовлетворенности организацией учебного процесса на основе карт Шухарта
В МаГУ проводятся также социологические опросы выпускников и работодателей для того чтобы ориентировать результаты обучения студентов в соответствии с требованиями работодателей в вузе используются Анализ результатов этих опросов по аналогичной схеме позволяет внести коррективы в региональную и выборную компоненты учебного плана, кроме того, придать всем творческим и проектным работам студентов в вузе практико-ориентированный характер (работы выполняются на заказ, либо под руководством представителей организаций, с которыми заключены договоры по практикам).
Таким образом, результаты анализа данных социологического мониторинга используются для мониторинга и улучшения процессов, как на уровне ректората, так и на уровне факультетов.
На уровне кафедр важным является аудит знаний. Одного внутреннего аудита знаний на сегодняшний день недостаточно, поскольку он не дает полной объективной оценки. На наш взгляд, эффективным инструментом является Интернет-экзамен. Проведение этой внешней оценочной процедуры позволило скорректировать рабочие программы дисциплин в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта, создать условия, способствующие тому, что все темы рассматриваются в обязательном порядке, т.е. государственный образовательный стандарт выполняется полностью, создать механизм, который позволяет отследить объективность оценки преподавателя.
Говоря о рейтинговой системе оценки деятельности преподавателей, кафедр и факультетов, хотелось бы обратить внимание на следящую ее особенность. Она является не просто инструментом оценки качества их работы, но и создания условий динамичного развития вуза в основе которого лежит механизм стимулирования активности субъектов образовательного процесса на разных уровнях. Это очень гибкий и эффективный инструмент, но описание его тема отдельной статьи.
Таким образом, рассмотренные элементы система мониторинга образовательного процесса органично дополняет СМК вуза (см. рис. 2) и позволяют своевременно и в нужном направлении корректировать образовательный процесс, улучшая его, то есть проходя все этапы цикла PDCA.
Рис. 3. Роль мониторинга в образовательном процессе вуза
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. ГОСТ Р ИСО 9000-2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. - М.: Изд-во стандартов, 2001. - 26 с.
2. ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Системы менеджмента качества. Требования. - М.: Изд-во стандартов, 2001. - 21 с.
3. ГОСТ Р 50779.42-99 (ИСО 8258-91) Статистические методы. Контрольные карты Шухарта. - М.: Изд-во стандартов, 2000. - 36 с.
Библиографическая ссылка
Овчинникова И.Г., Курзаева Л.В., Полякова И.В. МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВУЗА // Современные наукоемкие технологии. – 2009. – № 11. – С. 82-85;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=25965 (дата обращения: 10.10.2024).