Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАФЕДРЫ ОСНОВ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ

Кретова И.Г. Косцова Е.А.

В современных условиях приоритетными направлениями национальной политики являются вопросы сохранения жизни, охрана и укрепление здоровья настоящего и будущего поколений человечества. Одной из главных задач высшей школы, кроме освоения профильных предметов, является повышение уровня общей культуры студентов, неотъемлемая часть которой - это умение человека грамотно и бережно относится к своему здоровью.

Эффективным направлением в реализации проблемы формирования здоровья у молодежи является внедрение в учебный процесс в вузах дисциплины «Основы медицинских знаний».

Кафедра основ медицинских знаний в классическом университетском образовании занимает особое место. Она имеет статус межфакультетской и не является выпускающей. В Самарском государственном университете кафедра была организована 1 сентября 1995 года.

Изучение дисциплины «Основы медицинских знаний» в Самарском государственном университете проходит практически на всех факультетах дневного отделения. В период обучения в высшей школе необходимо использовать замечательную возможность научить каждого студента правильно относиться к своему здоровью, грамотно оценивать его состояние, владеть методами профилактики нарушений здоровья и способами оказания первой доврачебной помощи. Эти положения входят в цели и задачи предмета "Основы медицинских знаний".

 Современные методики преподавания и инновационные технологии позволяют повысить уровень знаний студентов, убедить молодое поколение в необходимости сохранять и укреплять свое здоровье. Для более качественного, глубокого и доступного усвоения информации сотрудники кафедры основ медицинских знаний разработали различные формы и методы преподавания данной дисциплины.

Основным методом обучения здоровью являются традиционные формы обучения, основанные на непосредственном взаимодействии преподавателей и студентов.

Лекции, читаемые преподавателями кафедры, позволяют студентам получить наиболее полную информацию по изучаемой теме. Использование мультимедийных технологий при проведении лекций-презентаций позволяет иллюстрировать теоретический материал, наглядно показать основные клинические признаки и способы оказания первой медицинской помощи, что особенно важно в условиях обучения студентов в вузе немедицинского профиля.

Методика проведения семинаров довольно разнообразна, и зависит от темы и конечной цели занятия. Занятия включают в себя: обсуждение значимости, изучаемой темы; проверку и оценку знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной подготовки; ролевые игры по определенным темам; отработку навыков и умений применения знаний на практике; просмотр художественных и учебных видеофильмов с последующим обсуждением проблемы, а также научно-исследовательскую работу студентов и диспуты.

В результате огромной работы сотрудников кафедры разработан комплект учебных, учебно-методических пособий и методических рекомендаций по основам медицинских знаний для образовательных учреждений высшего профессионального образования. В комплект входят: учебные пособия для студентов, методические разработки для самостоятельной работы студентов, методические рекомендации для преподавателей. Инновационной формой образовательной деятельности является разработка программ дистанционного обучения по дисциплинам «Основы медицинских знаний» и «Основы социальной медицины».

Основным базовым материалом для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям, являются: учебное пособие «Основы медицинских знаний» (авторы: И.Г. Кретова,
Т.С. Ильичева, Г.В. Прокопов, К.О. Вартанян - Самара: Изд-во «Самарский университет», 2004. - 508 с.) - Допущено Учебно-методическим объединением по специальностям педагогического образования - и учебное пособие «Основы медицинских знаний» (под ред. д.м.н. И.Г. Кретовой - Самара: Изд-во «Самарский университет», 2006. - 574 с.) Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Данные учебные пособия содержат следующие разделы: профилактическая медицина, основы оказания первой медицинской помощи при несчастных случаях и внезапных состояниях, острых заболеваниях терапевтического и инфекционного профиля, экологические проблемы, чрезвычайные ситуации мирного и военного времени. Доступное изложение материала на современном уровне позволяет выработать положительную мотивацию к сохранению и укреплению здоровья у студентов.

Второе учебное пособие дополнено разделом «Этапы формирования здоровья», в котором особое внимание уделено заболеваниям детского возраста и мерам профилактики, синдрому младенческой смертности, основам и особенностям ухода за здоровыми и имеющими отклонения в физической и психической сфере детьми.

Учебное пособие «Основы социальной медицины» в 2-х ч. (авторы: И.Г. Кретова,
Е.А. Косцова - Самара: Изд-во «Самарский университет», 2008. - 340 с., 292 с.) для студентов, обучающихся по специальности «Социальная работа», освещает основные направления медико-социальных проблем, нацеленных на сохранение и укрепление здоровья общества.

Учебное пособие «Основы курортологии и рекреационные возможности туризма» (авторы: И.Г. Кретова, К.О. Вартанян, Н.В. Русакова - Самара: Изд-во «Самарский университет», 2008. - 204 с.), рекомендовано для студентов, обучающихся по специальности «Исторический и культурный туризм», а также широкому кругу читателей. Данное учебное пособие помогает изучить вопросы курортологии как одной из составляющих защиты здоровья человека, реализуя его право на здоровье и отдых.

Все пособия изложены на высоком современном научном уровне, включают в себя вопросы для контроля и обширный список рекомендованных источников.

Методические разработки для самостоятельной работы студентов представлены методическими рекомендациями и тестовыми заданиями для самоконтроля.

Методические рекомендации для студентов дополняют основной учебный материал, помогают выполнить практические задания (например, выполнить качественную и количественную оценку пищевого рациона), подготовиться к выполнению контрольных тестовых заданий.

Выполнение тестовых заданий при изучении определенных тем, позволяет акцентировать внимание студента на важных моментах, необходимых для усвоения учебного материала, а также объективно оценить уровень знаний. Учебно-методическое пособие «Основы медицинских знаний: сборник тестовых заданий», позволяет использовать данные тестовые вопросы для оценки знаний студентов с применением компьютерных технологий. Все предлагаемые вопросы тестов разделены на три уровня сложности: первый уровень сложности включает выборочные тесты, второй уровень - тесты на знание определений, третий уровень - это задания на сопоставление, установление правильности или последовательности действий при определенных ситуациях. Преимуществами контроля знаний студентов в виде тестов является широкий охват студенческой аудитории, исключение субъективизма в оценке, стимулирует познавательную деятельность студентов.

 Методические рекомендации для преподавателей дополняют основной теоретический материал, позволяя интересно и качественно проводить занятия со студентами.

Разработанные программы дистанционного обучения студентов по дисциплинам «Основы медицинских знаний» и «Основы социальной медицины», являются результатом внедрения инновационных технологий в учебный процесс. Дистанционное обучение, в отличие от заочной формы обучения, обеспечивает постоянное взаимодействие между участниками образовательного процесса, что повышает интерес к обучению и качество знаний студентов, а так же открывает новые возможности по организации самостоятельной работы студентов.

Дистанционные курсы обучения по дисциплинам «Основы медицинских знаний» и «Основы социальной медицины» разработаны на основе использования системы дистанционного обучения Moodle.

Вначале курса студенты могут ознакомиться с программой изучения дисциплин, тематикой занятий, правилами обучения. Обучение возможно по календарному методу (для смешанной формы обучения), в виде «Форума» (для коллективного обучения), по структурному типу (для самостоятельного обучения).

Курсы дистанционного обучения состоят из тематических разделов. В каждом разделе представлен лекционный материал в виде текстовых страниц, а также предлагаются лекции-презентации в форме слайд-шоу. Теоретический материал дополнен иллюстрациями и «Глоссарием», содержащим определения основных терминов.

После изучения основного теоретического материала студентам предлагают выполнить задания по контролю полученных знаний в элементе курса «Задание».

В системе дистанционного обучения возможно проведение уроков (занятий), которые направляют работу студентов, основываясь на их ответах. После изучения основного материала студент отвечает на вопросы, и по результатам ответов автоматически переходит к следующей странице.

Знания студентов практически по всем разделам предлагается контролировать в виде тестирования. Тестирование ограничено по времени. Оценка знаний выставляется после завершения тестирования. Сформированная база тестовых вопросов позволяет преподавателю создавать новые варианты тестовых контрольных работ в зависимости от тематики и цели контроля.

Коммуникационное взаимодействие участников образовательного процесса в системе дистанционного обучения может реализоваться в форме интернет-конференций, форумов, дискуссий.

Программы дистанционного обучения студентов по дисциплинам «Основы медицинских знаний» и «Основы социальной медицины» позволяют на качественно новом уровне проводить учебно-методическую работу со студентами по вопросам сохранения и укрепления здоровья, а также повышают профессиональный уровень преподавателей.

Таким образом, комплект учебных, учебно-методических пособий и методических рекомендаций по основам медицинских знаний является современным комплексом, который позволяет использовать в образовательном процессе как традиционные формы обучения, так и информационные и телекоммуникационные технологии, создающие новую форму интегрального обучения, совершенствуя процессы преподавания и обучения молодежи в области сохранения и укрепления здоровья.


Библиографическая ссылка

Кретова И.Г., Косцова Е.А. ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАФЕДРЫ ОСНОВ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ // Современные наукоемкие технологии. – 2009. – № 11. – С. 77-79;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=25960 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674