Составление расписания занятий является очень трудоемким атрибутом работы в школах и вузах. Технически этот участок деятельности может быть реализован различными способами. Наиболее часто в настоящее время используется ручной, и действия в этом случае достаточно рутинны: составляется таблица, в которую вносится (а затем и корректируется) информация о планируемых занятиях. Однако при составлении расписания активно используются и программные продукты. Здесь можно отметить Microsoft Excel и ряд специализированных программ, которых в настоящее время достаточно много.
В предлагаемой статье рассматривается возможность ведения школьного и вузовского расписания в приложении, созданном на основе книги Microsoft Excel. Фактически разработка представляет собой автоматизированную книгу Microsoft Excel, включающую в себя многочисленные подпрограммы и функции, созданные на VBA.
В практическом плане использование рассматриваемой программы может быть реализовано в нескольких направлениях:
- организация электронного расписания в школе (разработка позволяет это сделать, и практика ее использования в НГЛУ им. Н.А. Добролюбова показала, что практически любой сотрудник может легко освоить необходимые действия);
- использование программы в учебном процессе, при этом школьники могут составлять расписание занятий (это позволит учащимся на практике познакомиться с возможностями автоматизации учета с помощью приложения Microsoft Excel);
- внесение в разработку своих изменений и дополнений (программный код программы открыт, что позволит педагогам самостоятельно добавлять или корректировать имеющиеся функциональные ресурсы программы).
Итак, в целом разработка представляет собой книгу Microsoft Excel, которая включает в себя несколько листов данных и несколько листов управления. Начальная (справочная) информация должна быть предварительно внесена в рабочую книгу, и для этого предназначен лист "Начальная информация" (рис. 1). Здесь в каждой колонке располагается перечень необходимых сведений. Так, перечисляются номера классов или аудиторий (с указанием их вместимости), номера учебных недель, преподаватели и еще ряд традиционных начальных сведений. Для хранения информации о занятиях (название дисциплины, фамилия преподавателя, день, время и т.д.) предназначен лист "Заявки" (рис. 2). Заметим, что внесение (и корректировка) информации на этом листе производится не вручную, а с помощью различных средств автоматизации. Так, формальный (базовый) вариант внесения заявки на учебное занятие связан с заполнением электронной формы (рис. 3). Здесь уже используются те начальные сведения, о которых шла речь выше (внесенные на лист "Начальная информация"). На практике при активной работе с расписанием существенно эффективнее вносить заявки на проведение занятий с помощью действий типа "Копировать-Вставить" на листе "Расписание" (рис. 4). Технически для создания новых заявок на основании уже имеющихся предусмотрены кнопки Copy и Paste.
Заметим, что в разработке предусмотрен вывод на лист "Расписание" (рис. 4) только тех классов (не всех из имеющих), которые нас в настоящий момент интересуют. Подбор аудитории для учебного занятия осуществляется с помощью специальной формы, открываемой по кнопке Подбор аудитории (рис. 2) или по кнопке Обслужить (рис. 4).
Рис. 1
Рис. 2
Разработка включает ряд отчетов, которые весьма полезны для организации и контроля учебного процесса. На рис. 5 приведен лист "Отчет 3", позволяющий получить полную информацию о загруженности аудиторий. Здесь по горизонтали выводятся все занятия в течение учебной недели, а по вертикали указаны аудитории в школе. И каждая ячейка таблицы информирует заведующего учебным процессом о том - что за занятие проводится, кто его проводит, в какой аудитории, когда и в какое время. На листе "Отчет 3" предусмотрена удобная возможность переноса занятий из одной аудитории в другую. Для этого предназначены кнопки Подготовить к перемещению и Переместить (рис. 5). Эти манипуляции в результате приводят к изменениям на листе "Заявки". При этом алгоритм переноса занятий характеризуется определенным "интеллектом" - при переносе анализируется занятость аудитории и, если аудитория занята, то занятие не переносится (исключение составляет занятие того же преподавателя - совместное занятие для нескольких групп или классов).
Рис. 3
Рис. 4
Поясним еще несколько отчетов, которые реализованы в данной разработке. Так, на листе "Отчет 4" реализована возможность просмотра расстановки занятий в течение недели по определенному предмету. Это связано с тем, что всегда есть удобное время для проведения занятий и менее удобное. Просмотреть "справедливость" расстановки занятий как раз и позволяет подобный отчет. В качестве дополнительной сервисной возможности на этом листе заложена возможность просмотра занятий - какие занятия проводятся в определенное время и в определенный день.
Рис. 5
Лист "Расчет" позволяет автоматически подсчитать количество проведенных занятий конкретным преподавателем за определенный месяц. При этом можно кроме праздничных дней учесть еще и произвольные дни, когда занятия были отменены.
Весьма полезный отчет (рис. 6) расположен на листе "Нагрузка", назначение которого связано с получением информации о нагрузке каждого преподавателя. Здесь после выбора в списке фамилии преподавателя после щелчка по кнопке Заполнить расписание на листе формируется список занятий указанного преподавателя с указанием даты проведения. Иногда определенные занятия проводятся одновременно для нескольких классов. В этом случае удобно воспользоваться кнопкой Компоновка, что позволит их отобразить в одной ячейке.
Рис. 6
Рассмотренная разработка имеет еще ряд дополнительных функциональных возможностей. На протяжении последних трех лет программа составления расписания активно используется в НГЛУ им. Н.А. Добролюбова. При этом сначала расписание составляется на каждом факультете, а затем все эти данные интегрируются в общую книгу диспетчерского пункта.
Библиографическая ссылка
Воронков Ю.В. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭЛЕКТРОННОГО РАСПИСАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ MICROSOFT EXCEL И VBA // Современные наукоемкие технологии. – 2009. – № 11. – С. 64-67;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=25954 (дата обращения: 21.11.2024).