Одним из способов адаптации к объективным условиям рынка образовательных услуг является гармонизация системы образования. Европейским ответом на явление глобализации образования стал Болонский процесс, в который включилась и Россия. Болонская декларация определила основные направления гармонизации в области образования в целях создания открытого образовательного пространства: 1) установление общего порядка в определении различных степеней и квалификаций, имеющихся в Европе; 2) введение двухуровневой системы: undergraduate (общее высшее образование без глубокой специализации - срок обучения не менее 3 лет (а не 3 года, как считают многие), и graduate (высшее образование со специализацией в области избранного направления); 3) введение общей системы учёта трудозатрат студента и качественной оценки усвоения каждой дисциплины и учебной программы данного уровня в целом. Для общеевропейского образовательного пространства рекомендуется Европейская система перевода кредитов (European Credit Transfer System - ECTS).
Наряду с этими основными направлениями гармонизации Болонская декларация выдвигает требования, являющиеся её неотъемлемой частью. Главное из них - расширение академической мобильности студентов, преподавателей, учёных и сотрудников вузов. Важное требование Болонского процесса - непременное и активное участие студентов во всех университетских делах, влияние студенчества на ход своего обучения и университетскую жизнь, обеспечение возможности для студента в определённой мере составлять свой индивидуальный учебный план.
Быстрое развитие Болонского процесса сдерживается противоречием между объединяющими тенденциями гармонизации высшего образования и своеобразием и автономным характером университетов. Это препятствует интеграционным процессам. Один из основных призывов Болонского процесса - создавать совместные программы общеевропейского содержания - остаётся без ответа. Поэтому эксперты Европейской ассоциации университетов и Департамент образования Еврокомиссии предложили новый проект, который, как они считают, будет способствовать ускорению интеграции в рамках Болонского процесса. Речь идет об образовательном Евротюнинге - согласованных подходах к квалификациям выпускников.
Гармонизация высшего образования - не унификация, а процесс интеграции системы высшего образования в единое экономическое пространство Европы и общий европейский рынок труда. При этом стоит задача не утратить собственного лица, лучших традиций, накопленного опыта, своеобразия национальных высших школ.
Для вхождения в общеевропейское и мировое образовательное пространство нашим медицинским вузам необходимо выполнить определённые рамочные условия, обеспечивающие возможность гармонизации: добиться институциональной интеграции в европейское образовательное пространство, в частности за счёт введения общепризнанной системы кредитов, выпускных документов, квалификационных степеней; обеспечить соответствие специальностей международной номенклатуре, а также потребностям систем здравоохранения; повысить информационно-когнитивный уровень обучения; показать высокий рейтинг профессорско-преподавательского состава; гарантировать получение необходимого клинического опыта в процессе обучения; обеспечить открытость образовательной деятельности, возможности сравнения с другими вузами.
Гармонизация высшего медицинского образования - это тот путь, который приведёт к гармонизации в сфере оказания качественной медицинской помощи на благо пациентов.
Библиографическая ссылка
Парахонский А.П. ГАРМОНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2009. – № 12. – С. 40-41;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=25906 (дата обращения: 21.11.2024).