Технократическая цивилизация, тем не менее, продолжает развиваться и её не возможно остановить. В результате, общество, вооружаясь новыми достижениями науки и техники, вновь ставит под угрозу исчезновения само понятие - Жизнь.
Иногда XX век называют веком атомным. И он стал наиболее трагичным в понимании того, насколько скоротечна и непредсказуема Жизнь человека в данном пространстве и времени. Миллионы людей погибли и погибают в результате воздействия атомной радиации. Трагедии Хиросимы, Нагасаки, Чернобыля, оставив после себя тысячные жертвы не только в прошлом времени, но и в настоящем, не заставили общество реально оценить все проблемы, связанные с изменениями условий существования природы и людей в условиях появления радиационного загрязнения.
Ощутимый вред делу сохранения Жизни на Земле наносит недропользование, особенно в тех регионах, где недропользование основной источник экономики.
Идея защиты человека и природы от самого общества и его развивающейся технической цивилизации не нова. Зародившись на заре человечества, она постепенно набирала силу, и сегодня переживает, очевидно, новый пик подъема. Движение, порождённое ею, идет в ногу с развитием технической цивилизации. Как и сама цивилизация, это движение прошло через периоды внезапного ускорения, застоя, возврата к прошлому, возрождения, которые отмеряют его путь в веках. В этом я вижу проявление закона повторяемости в обществе не только в отношении социально-политических проблем, но и в отношении охраны природы, охраны жизни на планете. Суть в том, что ещё во втором тысячелетии существовали заповеди, призывающие не к насилию, а ко всеобщей любви, не только между людьми, но и тем, что их окружает. Лао Дзы полагал, что единственная ценность человека в служении людям, а Конфуций проповедовал действенный альтруизм, основанный на солидарности и знаниях. Мех-ти ввел понятие всеобщей любви как источника взаимной пользы. В Персии Заратустра учил терпимости, а Каир прославился тем, что лечил раненых халдеев так же, как своих собственных солдат. К сожалению, во всех странах и во все времена люди не желали и не желают руководствоваться этими заповедями, историческая правда, так и остается непознанной и невостребованной.
Если во времена Карла Линнея существовали ботанические и академические сады, которые показывали многообразие растительного мира планеты, то к концу XX века мы имеем разнообразие особо охраняемых природных территорий и объектов, разнообразие Свода Законов и нормативных правовых актов, призванных регулировать отношения между человечеством и Биосферой. Кроме того, мы имеем понятие превращения Биосферы в Ноосферу, в которой творческая человеческая мысль должна играть не разрушительную, а созидательную роль. И, наконец, человечество вошло в Космос, что необратимо ведёт к общему пересмотру отношения к природе к выработке новой этики ноосферы - вполне возможно к "этике двойственной оптимизации" (Ю. Чайковский, 1990, стр. 241).
Общий пересмотр отношения к природе требует выработки таких оснований каждой науки, каждого общества, какие будут объединять все науки и общество для единого дела, то есть, процветания Жизни на планетарном и космическом уровнях. В настоящее время, экология, призванная объединить усилия многих ученых в области охраны окружающей среды, не выполняет данной установки. Главное же различие кроется в подходе к пониманию, что такое охрана природы:
- Для биолога, эколога охрана природной территории означает снижение её эксплуатации, либо полной остановки всей технологической цепи;
- Для экономиста же охрана данной территории означает набор мер, необходимых для её продуктивности;
- Для юриста это означает принятие ряда мер, нормативных правовых актов, Свода Законов запрещающих какое-либо действие, направленное против уничтожения природы на данной территории, и т.д.
Хотя само понятие Жизни, пожалуй, для многих людей сводится к одному - встать рано Утром, увидеть восход Солнца, улыбнуться Детям, надышаться свежестью чистейшего Воздуха, выпить кристальной Воды, восхититься цветению Природы, вечером насладиться красотой и красками Заката, ночью увидеть Звездное Небо, а Утром опять увидеть Рассвет.
Хотелось бы кончить свои размышления более оптимистическими нотками, но пока такая страна как Россия находится в области безнравственного пространства и времени, стоит ожидать ещё большего усиления антропогенного воздействия на природную среду и самого человека, не только со стороны политической клики, но и со стороны тех экологических последствий, которые остаются после каждого человеческого движения и действия на земле.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Защита окружающей среды в международном гуманитарном праве// сб.статей. МККК. Москва, 1995. -126с.
- Философия ботаники. Карл Линней. - М.: Наука, 1989. - 456 с.
- Чайковский Ю.В. Элементы эволюционной диатропики. - М.: Наука, 1990. -272 с.
- Царев В.П., Повилейко Р.П. Внимание! Техногенные землетрясения. "Знание", Москва, 1990. -с. 126-132.
- Циолковский К.Э. Грезы о земле и небе: НФП предисл. В.И. Севастьянова; послеслов., примеч. Ю.М. Медведева; худож. С.М. Харламов. - Тула: Приок.кн.изд-во, 1986.- 48 с.
- Henri Coursier - Etudes sur la formation du droit humanitaire. Geneva, 1952.
- Ian Harding - The Origins and Effectiveness of the Geneva Conventions. 1969 (unpublished).
Работа представлена на Всероссийскую научную конференцию «Современные проблемы науки и образования», 14-16 мая 2007 г. Поступила в редакцию 10.05.2007.
Библиографическая ссылка
Алябьева Г.Н. ЗАКОН ПОВТОРЯЕМОСТИ И ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ // Современные наукоемкие технологии. – 2007. – № 12. – С. 115-116;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=25851 (дата обращения: 23.11.2024).