Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ВУЗА: ИННОВАЦИОННОСТЬ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Леонтьева О.А.
Образовательное учреждение, в том числе и высшее, как и любая организация испытывает на себе влияние среды. В соответствии с определением, распространенным в литературе по менеджменту, организация - это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей [4]. При этом, она представляет собой открытую систему, состоящую из множества взаимозависимых частей, имеющих тесные связи со средой, которая является по отношению к организации внешней.

Несомненно, что ВУЗ по всем характеристикам соответствует этому определению, но прежде чем приступить к анализу особенностей его внутренней среды необходимо определить, возможно ли к данной специфической организации применять те методы анализа, которые известны и уже десятки лет применяются в практике менеджмента.

Итак, высшие учебные заведения имеют ряд существенных отличий, которые делают их весьма специфическими организациями:

  • ВУЗы ответственны за воспроизводство научно-технического (интеллектуального) потенциала, без них этот процесс просто невозможен;
  • целью существования ВУЗов не является получение и максимизация прибыли (как большинства прочих организаций)[1];
  • ВУЗы являются не только учебными центрами, но и исторически совмещают эту роль с ведением научно-исследовательской и инновационной деятельности.

Существование этих отличий позволяет использовать те методы управления и анализа, которые применимы к прочим организациям, в сфере высшего образования только с некоторыми допущениями и изменениями.

Внутренняя среда оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации. Изучение внутренней среды направлено на уяснение того, какими сильными и слабыми сторонами обладает организация. Сильные стороны служат базой, на которую она опирается в конкурентной борьбе. Слабые стороны - это предмет пристального внимания со стороны руководства, которое должно делать все возможное, чтобы избавиться от них.

В последние годы в сфере высшего образования широко используется понятие «инновационный ВУЗ», однако не существует его четкого определения. Официальные органы (прежде всего Министерство образования и науки) достаточно четко выразили свою позицию по этому поводу: ВУЗ можно считать таким, если он реализует инновационные образовательные программы. Однако специалисты в области корпоративного управления, указывают на то, что инновации не должны сосредотачиваться только в одной сфере деятельности организации (в случае с ВУЗом - в учебном процессе). Роберт Такер в своей книге «Инновации как формула роста. Новое будущее ведущих компаний» утверждает, что менеджеры, работающие в самых различных секторах рынка, в полной мере осознают важность инновации в качестве ключевого фактора роста, прибыльности и конкурентоспособности [5].

Инновации на сегодняшний день находятся в таком же положении как борьба за качество в 1980-х годах XX века. Тогда она осуществлялась на уровне отдельных отделов, которые можно выделить на блок-схеме организационной структуры организации. Сейчас она охватывает каждый уровень управления, входит в обязанности каждого сотрудника, является основой корпоративной культуры и методов работы.

В настоящее время в большинстве организаций инновациями занимаются отдельные структурные подразделения. Право порождать новые идеи и отстаивать их находится в руках достаточно узкого круга лиц. Рядовые сотрудники удалены от деятельности такого рода. В остальных компаниях никто вообще не отвечает за инновации и не ставит гибких задач. Все инновации в них сведены к усовершенствованиям, которые сопряжены с минимальным риском и дают медленный и постепенный прирост дохода. Но потребители, имеющие в настоящее время очень широкий выбор практически всех товаров, ждут от фирм других бизнес решений, которые приносили бы реальную выгоду. И потому они очень часто испытывают разочарование, так же как и сами компании и их акционеры. В то же время, если компании начнут тратить миллионы и даже миллиарды на идеи, которые плохо продуманы, плохо рассчитаны по срокам реализации и также исполнены, то результат может оказаться катастрофическим. Все это наводит на мысль о необходимости оценки и измерения такого фактора внутренней среды организации как инновационность.

Внутренняя среда любой организации образуется в результате взаимодействия внутренних ситуационных факторов. К ним обычно относят: цели, структуру, задачи, технологию и людей [2]. Также при анализе внутренней среды выделяют несколько срезов, состояние которых и определяет тот потенциал и те возможности, которыми обладает данная организация [3]. Чаще всего это исследование кадрового состава и его характеристик (продвижение, наем, внутренние возможности и т.д.), организационный срез (структуры, нормы, правила, распределение полномочий и ответственности), финансовое состояние и т.п. Своеобразие высшего учебного заведения, указанные выше, целесообразно подчеркнуть не изменением компонентного состава внутренней среды, а исследованием только тех ее срезов, которые наиболее полно отражают особенности ВУЗа как организации, а также имеют непосредственное влияние на такие характеристики как инновационность и адаптивность.

Рынок, на котором высшим учебным заведениям приходится существовать все больше начинает напоминать конкурентный. Налицо большое количество государственных и негосударственных учебных заведений, предлагающих подготовку по одним и тем же специальностям. Особенно актуальны вопросы повышения конкурентоспособности российских ВУЗов в связи с вхождением нашей страны в Болонский процесс и необходимостью их признания в общеевропейском образовательном пространстве.

Таблица 1. Основные показатели для анализа инновационности внутренней среды ВУЗа

Срез внутренней среды

Классификация инноваций

Ключевые характеристики для анализа

Учебная деятельность

Образовательные инновации

  • содержание учебных планов;
  • новые технологии преподавания;
  • квалификация преподавателей;
  • обеспечение учебного процесса;
  • управление контингентом обучающихся.

Система управления ВУЗа

Административные (управленческие) инновации

  • поддержка инновационной структуры ВУЗа (наличие инкубаторов и т.д.);
  • общая система управления и ее свойства;
  • система управления на уровне структурных подразделений (особенно факультетов);

система обеспечения деятельности ВУЗа.

Идеологический срез

Идеологические инновации

  • участие ВУЗа в программах и конкурсах и прочих мероприятиях, проводимых при участии Правительства РФ, Министерства образования и науки;
  • наличие государственного заказа на подготовку специалистов от отраслевых Министерств;
  • наличие механизмов взаимодействия ВУЗа и рынка труда;
  • полнота использования механизмов взаимодействия общества и учебного заведения (наличие попечительского совета, общественной аккредитации учебных программ и т.д.)

Само понятие конкурентоспособности достаточно разностороннее и многие исследователи по-разному представляют факторы его определяющие. В том числе некоторые из них указывают, что такое свойство организации как конкурентоспособность можно рассматривать как результат взаимодействия двух факторов: инновационности и адаптивности[1]. Инновационность организации - это способность обновляться, проводить внутриорганизационные перестройки. Таким образом, свойство инновационности относится, прежде всего, к внутренней среде организации. Адаптивность - это свойство приспособляемости, одна из форм взаимодействия организации с внешней средой. Надо отметить, что ее также можно считать характеристикой внутренней среды организации, но именно инновационность позволяет перестроить организацию внутри таким образом, чтобы в новых условиях, диктуемых внешней средой, действовать наиболее эффективно, используя все свои преимущества в конкурентной борьбе. Поэтому изучению свойства инновационности внутренней среды следует уделить особое внимание.

Таким образом, инновационность и адаптивность, это не два взаимоисключающих свойства внутренней среды, а факторы которые, только одновременно сосуществуя, являются необходимыми и достаточными для того, чтобы придать организации свойство конкурентоспособности.

Возвращаясь к своеобразию высших учебных заведений с точки зрения организационного управления, необходимо выделить следующие срезы внутренней среды, которые следует подвергнуть анализу для определения степени ее инновационности:

  • учебная деятельность (она составляет суть деятельности ВУЗа);
  • система управления, на которой лежит груз ответственности за все решения и стратегии поведения;
  • идеологический срез, определяющий способность учебного заведения приспособиться к изменениям во внешней среде.[2]

В соответствии с этим все инновации, происходящие во внутренней среде ВУЗа можно разделить на три группы (табл. 1).

Многие исследователи указывают на то, что инновационность организации [3] может быть не только фактором роста конкурентоспособности организации, но и угрозой ее стабильной работы (Пригожин А.И., Лаушкина Н.С., Данилов-Данильян В.И., Чередникова Л.Е., Белов П.А.). В научной литературе это противоречие носит название «инновационность/устойчивость». Его суть состоит в том, что предприятие или организация (в данном случае высшее учебное заведение), находится в целой системе связей, которые вынуждают его работать стабильно. Внешняя среда диктует несколько иные условия, она заставляет ВУЗ меняться, т.е. проявлять сначала свойство адаптивности внутренней среды, затем в попытке изменить себя изнутри - инновационности, но при этом возникает вопрос, не угрожает ли такое поведение устойчивой работе учебного заведения?

Ответ на этот вопрос однозначен. Да, ВУЗ в попытке отреагировать на все изменения внешней среды вполне может потерять устойчивость. Перестройка сразу всех областей деятельности ВУЗа может служить угрозой стабильной работы, и не стоит забывать об основном принципе внедрения инноваций во внутреннюю среду ВУЗа - постепенности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Баринов В.А., Синельников А.В. Развитие организации в конкурентной среде // Менеджмент в России и за рубежом. - 2000. - № 6.- С. 9
  2. Басовский Л.Е. Менеджмент: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 216 с. С. 25
  3. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. - 2-е изд. - М.: Гардарика, 1998. - 296 с., С. 26
  4. Мескон М.,Альберт М.,Хедоури Ф. Основы менеджмента.- М.,1999.-799 с., С. 40
  5. Такер Роберт Б., Инновации как формула роста. - М.: Олимп-бизнес, 2006, - 240 с.

Работа представлена на IV научную международную конференцию «Современные проблемы науки и образования», Хорватия (Пула), 7-14 июля 2007 г. Поступила в редакцию 30.05.2007.
[1] Однако в связи с изменением экономической ситуации, а также системы финансирования государственного сектора высшей школы в стране, в качестве цели в сфере финансового планирования ВУЗа может быть поставлен выход на уровень самофинансирования за счет увеличения источников внебюджетных средств. Для негосударственных учебных заведений, практически лишенных бюджетного финансирования, все еще стоит вопрос о целесообразности существования, поскольку поддержание высокого качества учебного процесса требует значительных финансовых затрат.

[2] То есть в соответствии с приведенными определениями - свойство адаптивности внутренней среды.

[3] Как уже было указано выше, свойство инновационности, поскольку оно касается именно внутриорганизационных нововведений, следует относить к внутренней среде организации


Библиографическая ссылка

Леонтьева О.А. ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ВУЗА: ИННОВАЦИОННОСТЬ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ // Современные наукоемкие технологии. – 2007. – № 12. – С. 105-107;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=25845 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674