В последние годы как в России, так и за рубежом, все большую популярность приобретает идея развития систем дистанционного обучения. Бурное развитие науки и технологий, а также стремительный рост объема информации, необходимой для успешной образовательной деятельности, приводят к использованию современных компьютерных и коммуникационных технологий, которые позволяют решать задачи обучения и повышения квалификации обучающихся, которые находятся вдали от учебных, научных и технических центров. Связаны эти перемены с переходом мирового сообщества к информационному типу организации образования и образовательного пространства.
Переход на новые образовательные технологии диктует новый подход к созданию и применению в учебном процессе более эффективных средств поиска, обработки, хранения, предоставления и передачи информации. Информационное обеспечение большинства процессов, связанных с профессиональным образованием, делает возможным хранение и доступ к базовой информации, необходимой пользователю.
Необходимым условием реализации дистанционного образования является образовательная среда, где обучаемый и преподаватель дистанцированы друг от друга. Участники образовательного процесса взаимодействуют через единую информационную инфраструктуру, обладающую гетерогенностью и распределенной архитектурой. Создание информационно-образовательной среды дистанционного образования в условиях современного информационного общества характеризуется непрерывным обновлением образовательных технологий и их информационного обеспечения.
Программно-информационные технологии в дистанционном обучении требуют решения задач управления распределенными ресурсами, анализа трафика и управления пропускной способностью сети, перераспределения серверной нагрузки, отслеживания текущего состояния подсистем, серверов приложений и баз данных.
Таким образом, проблема повышения качества обмена, обработки и хранения информации в дистанционных образовательных средах приводит к необходимости целенаправленного применения информационно-коммуникационных технологий и архитектурных решений, в частности, при разработке и реализации модельно-алгоритмического аппарата, предназначенного для управления процессами обработки информации.
Процессы развития экономики, промышленности и образования в мире характеризуются всевозрастающей потребностью в специалистах высоких технологий, в том числе информационных. Программа развития международной кафедры ЮНЕСКО «Новые материалы и технологии» в составе Сибирского федерального университета предполагает интенсификацию ее международной деятельности и обновлении инновационных образовательных программ по ряду направлений, среди которых особое положение занимает системный анализ и управление, с выделением в ближайшем будущем направления «Инноватика». Основное внимание в образовательной и научной деятельности кафедры уделяется таким технологиям, как технологии компьютерных средств искусственного интеллекта и экспертных систем поддержки принятия решений, компьютерные и информационные технологии.
Объектом профессиональной деятельности магистров направления «Системный анализ и управление» является анализ и синтез сложных систем, их математическое, информационное и программное обеспечение, способы и методы проектирования, отладки и создания соответствующих программных средств. Изучение современных подходов к анализу структурных свойств систем, модельно-алгоритмическое и программное обеспечение и методы системного анализа позволяют формировать системное мышление магистров как молодых ученых.
Успех применения системного анализа при решении сложных задач и, в частности, исследования распределенных образовательных сред, во многом определяется современными возможностями информационных технологий. Можно привести следующее определение: «Системный анализ - это совокупность методов, основанных на использовании ЭВМ и ориентированных на исследование сложных систем - технических, экономических, экологических и т.д. Результатом системных исследований является, как правило, выбор вполне определенной альтернативы: плана формирования устройства, параметров конструкции и т.д. Поэтому истоки системного анализа, его методические концепции лежат в тех дисциплинах, которые занимаются проблемами принятия решений: теории операций и общей теории управления» [1].
Ценность системного подхода состоит в том, что рассмотрение категорий системного анализа создает основу для логического и последовательного подхода к проблеме принятия решений. Эффективность решения проблем с помощью системного анализа определяется структурой решаемых проблем.
Распределенные образовательные среды и системы находят широкое применение при бурно развивающемся на сегодняшний день дистанционном обучении. Дистанционное образование, как форма образования, отличается от других форм способом получения и предоставления образования, а также характером образовательной коммуникации, осуществляемой в основном на расстоянии [2]. Поскольку обучающий и обучаемый дистанцированы друг от друга, образовательная коммуникация между ними носит опосредованный характер и нуждается в средствах коммуникации.
Особенность информационно-образова-тельных сред в дистанционном образовании состоит в ориентации на решение весьма широкого круга задач, и вытекающего отсюда большого разнообразия используемых программно-аппаратных средств, т. е. высокого уровня гетерогенности и распределенной архитектуры среды [3].
Информационные и коммуникационные технологии, используемые в дистанционном образовании, являются его средствами, состав и удельный вес которых меняется в зависимости от технологического прогресса, степени доступности обучающимся и формы организации учебного процесса.
Постепенное все более полное осуществление возможностей коммуникации достигается в процессе информатизации общества, т. е. повышение приоритетности информационного знания. Информатизация общества сегодня предполагает широкое внедрение информационных знаний в виде информационных технологий, позволяющих специалистам творчески применять в своей информационной деятельности опыт целых коллективов.
Образовательная информационная среда, построенная с применением компьютерных и коммуникационных технологий, является необходимой средой функционирования дистанционного образования. Наличие в открытого доступа к информационным и техническим ресурсам учебного заведения участникам учебного процесса, находящихся за его пределами, является основой для успешного формирования информационно-образовательной среды.
Важным свойством образовательной среды, используемой при дистанционном образовании, является возможность задавать границы области успеваемости с учетом уровня подготовки учащихся и сложности учебного материала. При этом жесткость требований к уровню успеваемости подбирается так, чтобы быть достаточными для прочного закрепления учебного материала, но и не подавить интерес к учебе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Моисеев, Н. Н. Математические задачи системного анализа / Н. Н. Моисеев. - M: Наука, 1981.
- Андреев, А.А. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация / А.А. Андреев, В.И. Солдаткин. - М.: МЭСИ, 1999. - 196 с.
- Амбросенко, Р.Н. Выбор оптимальной конфигурации распределенной информационной образовательной среды / Р.Н. Амбросенко // Вестн. Краснояр. гос. аграр. ун-та. - Красноярск, 2006. - Вып. 13. - С. 69-74.
Работа представлена на научную международную конференцию «Проблемы высшего и профессионального образования», 8-15 августа 2007 г. Коста Брава (Испания). Поступила в редакцию 04.06.2007.
Библиографическая ссылка
Энгель Е.А., Шевчук С.Ф., Царев Р.Ю. СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ПРИ ИССЛЕДОВАНИИ РАСПРЕДЕЛЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕД // Современные наукоемкие технологии. – 2007. – № 12. – С. 65-67;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=25816 (дата обращения: 23.11.2024).