Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА ПСИХОСОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА

Луговская Т.В.
В современной ситуации самой жизнью востребована качественно новая образовательная концепция деятельности детских домов, содействующая развитию, прежде всего психосоциальной компетентности личности, ее самоопределению в обществе. Психолого-педагогическое сопровождение психосоциального развития ребенка должно строиться с учетом сложности и целостности процесса психосоциального развития ребенка, овладения им опытом социальных действий, усвоение социальных норм, образцов поведения, на основе которых формируются социально значимые качества личности.
Актуальность данной темы обусловлена рядом причин. Во-первых, тем, что сегодня в России отсутствует целостная, целенаправленная система работы детских домов и школ-интернатов, которая учитывала бы весь комплекс психологических, медицинских, социальных и педагогических проблем ребенка. Анализ немногочисленных современных публикаций по проблеме психологической подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни, к преодолению трудностей на пути социализации, показал, что вопросы организации и содержания деятельности детских домов и школ-интернатов остаются практически вне сферы научных интересов.

Во-вторых, тем, что в современной ситуации самой жизнью востребована качественно новая образовательная концепция деятельности этих учреждений, содействующая развитию, прежде всего, психосоциальной компетентности личности, ее самоопределению в обществе. В связи с чем сегодня в рамках психологии, социальной педагогики идет активный теоретический и научно-практический поиск форм и методов работы с детьми-сиротами, методик и технологий психолого-педагогической деятельности, направленной на успешную социализацию детей. Анализ работ ученых, практика оказания социальной, психолого-педагогической помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в России и за рубежом показывают, что общество сегодня переосмысливает результаты деятельности детских домов и школ-интернатов, которые показали свою недостаточную эффективность.

Практические и научные исследования, проведенные учеными в различных регионах России, свидетельствуют о том, что большинство выпускников этих учреждений недостаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути, отличаются неприспособленностью к самостоятельной жизни, низкой социальной активностью. Потребительское отношение, формирующееся у них при жизни на полном государственном обеспечении, неумение строить свою жизнь по социально-культурным нормам и правилам, непонимание многих социальных взаимоотношений между людьми приводят к тому, что выпускники не дорожат своей жизнью и либо принимают асоциальный образ жизни, либо сами становятся жертвами различного рода преступлений.

Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка в условиях детского дома должно строиться с учетом сложности процесса психосоциального развития ребенка, процессов овладения им опытом социальных действий, усвоения социальных норм, образцов поведения, на основе которых формируются социально значимые качества личности.

При разработке системы психолого-педагогического сопровождения у нас возник ряд проблем:

  • Отсутствие четких ориентиров того, что должен знать и уметь выпускник детского дома или школы-интерната.
  • Трудности в вычленении из контекста многоплановой и противоречивой жизни в ее культурных достижениях ключевых ценностей, характеризующих достойную человека жизнь, а также расположение их в последовательности, проецирующей последовательное, согласно возрастному развитию, осмысление ребенком жизни как таковой.

Разрешить эти проблемы нам представляется возможным в русле антропологического подхода, разрабатываемого в русле психологии и педагогики В.И. Слободчиковым, Е.И. Исаевым, Г.А. Цукерманом, М.Р. Битяновой и др. Потому как в его рамках понятия образования и психологической сущности человека рассматриваются в неразрывной связи. Образование - это специально организованное пространство, в котором человек получает стимул и предпосылки к развертыванию своей человеческой сущности во всей полноте. Философский уровень антропологии позволяет определиться с моделью человека, его сущностными качествами и возможностями, предназначением и ведущими потребностями.

Антропологический подход предполагает проектирование психолого-педагогического сопровождения на основе следующих принципов:

  • Принцип целостности. Целостность ребенка в детском доме - это представленность его как Человека в основных ипостасях человеческого существования, в системе социальных отношений и разнообразных видов деятельности. Человек - целостное телесное существо, субъект деятельности и общения с другими людьми, обладающий внутренним миром, даром познания самого себя и мира вокруг. Достижение целостности - это создание в рамках детского дома образовательной среды - условий, позволяющих ребенку реализовывать и развивать разнообразные стороны своего Я, переживать состояние целостности на интеллектуальном, эмоциональном, физическом и духовном уровне.
  • Принцип внутренней активности ребенка. Образование рассматривается нами как процесс, в который человек включен в активной позиции. Активность ребенка может возникать за счет разных источников: интереса к информации или способу действия, интереса к другим людям, потребности в самовыражении и самопрезентации, актуализации творческой позиции, потребности в самопознании, осознании значимости происходящего для себя или группы людей, своего настоящего или будущего и т.д. Главное, что эта активность (даже если она умело создана извне) управляется ребенком изнутри, помогает ему преодолевать трудности, идти к цели, ставя перед собой и самостоятельно решая задачи собственного развития.

Цель психолого-педагогического сопровождения психосоциального развития ребенка в условиях детского дома мы видим в создании условий для становления психосоциальной компетентности личности, способной строить жизнь, достойную Человека; личности, имеющей свою жизненную позицию, способной на разумный выбор, выработку самостоятельных идей и решений; способной управлять своей жизнедеятельностью с опорой на существующие нормы и законы общества.

При этом для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:

  1. Развитие самосознания личности.
  2. Развитие познавательной активности и информационной компетентности личности.
  3. Формирование навыков позитивного и конструктивного взаимодействия с людьми.
  4. Формирование функциональной, социальной грамотности и мобильности личности.

В качестве результата психолого-педагогического сопровождения психосоциального развития ребенка мы рассматриваем такие личностные новообразования и человеческие качества воспитанников, как:

  • сформированное самосознание, мировоззрение, наличие осознанной системы жизненных ценностей,
  • высокая познавательная активность, интерес к миру и самому себе; компетентность личности в системе современного знания, современных информационных технологий, способов получения, использования и развития (преобразования) знания;
  • компетентность личности в сфере человеческого общения, межличностной коммуникации, способность к сотрудничеству, взаимопониманию, цивилизованным способам решения разногласий;
  • функциональная и социальная грамотность человека, умение организовывать процесс достижения поставленных целей, готовность к продуманному профессиональному выбору и адаптации на современном рынке труда и т.д.

Обеспечение целостности в контексте решения задач психолого-педагогического сопровождения психосоциального развития ребенка не отрицает выбора определенных содержательных приоритетов. С одной стороны эти приоритеты формируются на основе возрастных задач развития ребенка, с другой стороны - на основе специфики психологического развития ребенка в условиях депривации, в третьих - на основе современных требований общества и культуры.

1. Наличие возрастных модификаций в содержании указывает на возможные воспитательные аспекты, фиксирующие возрастной уровень и обеспечивающие повышение уровня развития личности. Каждый возрастной этап, каждая ступень индивидуального развития к чему-то наиболее приспособлены и несут в себе принципиально важную возможность, без реализации которой дальнейшее развитие не то, чтобы невозможно, но затруднено. В то же время у каждого этапа в развитии есть свои трудности, проблемы и ограничения, которые тоже необходимо учитывать. Поэтому при формулировании задач, важных для детей и подростков, мы используем понятие «возрастные задачи» (задачи, стоящие перед детьми на каждом возрастном этапе развития, обусловленные возрастными особенностями).

 2. Специфика психологического развития ребенка в условиях депривации. По своему психическому развитию дети, растущие в школе-интернате, отличаются от своих сверстников, воспитывающихся в семье. Их развитие идет по особому пути, формируются специфические черты личности. Про них нельзя сказать, что они лучше или хуже, чем у домашнего ребенка, - они просто другие.

Дети, растущие вне семьи, всегда противоестественное явление. Поэтому контингент детей детского дома специфичен. Наши воспитанники испытывают влияние различных видов психических деприваций: сенсорной, материнской, двигательной, социальной. Они находятся в тесном переплетении и оказывают на ребенка негативное влияние.

Проблемы психологического характера чаще определяются недостатком родительской любви и ласки, ранней депривацией неформального общения со взрослыми. Симптоматика психической депривации может охватывать весь спектр возможных нарушений: от легких странностей, не выходящих за рамки нормальной эмоциональной картины, до очень грубых поражений развития интеллекта и личности.

Проблемы социального характера проистекают из социального статуса ребенка - он «ничей» ребенок. Для детей характерна нарушенная социализация, имеющая широкий спектр проявлений: от неумения вести себя за столом и неспособности адаптироваться к незнакомой среде и новым обстоятельствам до различных проявлений девиантного поведения (гиперсексуальность, нарушенная половая ориентация, бродяжничество, воровство, курение и алкоголизм).

3. В содержании психолого-педагогического сопровождения мы постарались максимально отразить потребности общества в физически здоровой личности, способной ориентироваться в экстремальных ситуациях, личности, готовой к свободному нравственному выбору. А также учесть требования к воспитанию, не допускающему, чтобы вступающее в мир существо насильственно приобщалось к цивилизации, но, напротив, - самостоятельно приучалось оценивать и постигать стадии развития культуры, на которой в данный момент находится общество.

Выделим базовые компоненты содержания психолого-педагогического сопровождения психосоциального развития ребенка, составляющие его основу:

  • Понимание и принятие общечеловеческих ценностей.
  • Освоение общечеловеческой и национальной культуры.
  • Формирование опыта гражданского поведения.
  • Накопление опыта проживания эмоционально-насыщенных ситуаций гуманного поведения.
  • Овладение ситуациями реальной ответственности, принятия решений свободного выбора поведения.
  • Овладение основными сферами жизнедеятельности, основными жизненно важными навыками.
  • Образование способностей и талантов;
  • Самовоспитание, самооценка и самоанализ, овладение способами самосовершенствования.

Т.о., определение базовых компонентов содержания психолого-педагогического сопровождения психосоциального развития ребенка соответствует, во-первых, требованиям, идущим от ребенка, связанным с развитием, становлением его как личности, принятием и закреплением в его сознании общечеловеческих ценностей; во-вторых, требованиям, идущим от культуры и нравственности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Прихожан А.М. Психология сиротства. СПб: Питер, 2005. 400с.
  2. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. М.: Школьная Пресса, 2000. 416с.
  3. Тагирова Г.С. Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростками. М.: Пед. общество России, 2005. 128с.
  4. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. - М.: Пед. общество России, 1998. 48с.

Библиографическая ссылка

Луговская Т.В. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА ПСИХОСОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА // Современные наукоемкие технологии. – 2007. – № 12. – С. 39-42;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=25798 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674