Инновационные процессы в большей степени, чем другие элементы НТП, связаны с рыночными отношениями. Основная масса инноваций реализуется в рыночной экономике предпринимательскими структурами как средство решения производственных и коммерческих задач. Следовательно, инновации ориентированы на рынок, на конкретного потребителя или потребность.
Инновационная способность экономики определяется возможностью распространять во всех сферах новые продукты и технологии, завоевывать соответствующие области рынка. Инновационная способность зависит от действующего экономического уклада, от наличия и характеристики научно-технического и производственного потенциала, организационной структуры, в рамках которой осуществляется инновационная деятельность. Восприимчивость экономической системы к инновациям также зависит от экономического уклада и научно-технического потенциала, от степени соответствия им организационных структур. Определяющим фактором в данном случае является наличие секторов рынка, с одной стороны, предлагающих инновации в качестве товара, а с другой - заинтересованных в их потреблении, а также соответствующей инфраструктуры, обеспечивающий продвижение инноваций к потребителю [2]. Специфика инновации как товара зависит от высокой степени неопределенности при получении научно-технического результата, особого характера финансирования, т.е. рисунка временного разрыва между затратами и результатами, неопределенности спроса. В силу неопределенности спроса при инновациях предложение их обычно играет активную, упреждающую роль.
Государственная инновационная политика должна быть нацелена главным образом на обеспечение развития науки и техники путем создания необходимых правовых, экономических, организационных условий, благоприятных для прироста научных знаний и практического использования научно-технических достижений, а также на создание благоприятного климата для инновационных процессов и является связующим звеном между научно-технической деятельностью и производством.
Функция государства в области поддержки инновационной деятельности состоят в следующем [1]:
- содействие развитию науки, в том числе и прикладной, и подготовке научных кадров;
- создание программ, направленных на повешение инновационной активности в сфере производства;
- формирование государственных заказов на НИОКР, обеспечивающих начальный спрос на инновации, которые затем получают распространение в экономике;
- введение налоговых и прочих инструментов государственного регулирования, формирующих активное воздействие на эффективность инновационных решений;
- посредничество во взаимодействии академической, вузовской и прикладной науки, стимулирующих кооперацию в области НИОКР.
В условиях перехода к рынку, сопровождаемого экономическим кризисом, политика государственного регулирования должна быть подчинена задачам сохранения накопленного научно-технического потенциала и его мобилизации для осуществления структурной перестройки. В общей системе экономических отношений инновационной деятельности принадлежит ключевое место, поскольку ее конечными результатами - повышением эффективности производства, ростом объемов выпуска наукоемкой продукции определяется в современных условиях экономическая мощь страны.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Россия-2050: стратегия инновационного прорыва. - М.: Изд-во «Экономика», 2004. - 632 с.
- Основы управления инновациями в пищевом подкомплексе АПК (наука, технология, экономика)/ Под ред. В.И. Тужилкина. - М.: Издательский комплекс МГУПП, 1997. - 882 с.
Библиографическая ссылка
Гуремина Н.В., Колпакова К.В. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ // Современные наукоемкие технологии. – 2007. – № 11. – С. 72-73;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=25616 (дата обращения: 12.12.2024).