Великий русский учёный В.И. Вернадский ещё в первой половине XX века указывал на объективную необходимость Ноосферного развития, как движения Биосферы и Социосферы Земли к фазе Земной Ноосферы. Ноосфера представлялась им как Сотворчество Природы, Общества и Человека. Такое сотворчество и в познании и в жизни должно идти через расширения сознания человека. Современная наука, исключив Целое как специфический объект, пытается получить его путём формальной стыковки различных его фрагментов. Целое же не сводимо к сумме своих частей, оно больше их. Целое определяет поведение частей, а не наоборот. Наука идёт путём непреодолимой бесконечности, ибо описывает целое методами современного знания через бесконечное многообразие свойств и связей его составляющих, а это-тупик.
В. И. Вернадский первый, кто фундаментально поставил в науке проблему целостности. Новая научная доктрина должна не только описывать функционирование целого как такового, но и быть фундаментом специальных наук. Только такая научная концепция может описывать Биосферу и становление Ноосферы.
Возникновение Ноосферы это - естественный процесс, в котором человечество, как целое выполняет определённую геохимическую функцию. При этом процесс идёт через сгармонизированность естественных процессов и разумной деятельности человека. Чтобы движение к Ноосфере стало осмысленным, сознание человека должно стать целостным.
До последних десятилетий наука стойко поддерживалась сугубо материалистических позиций, в том числе объективности знаний, то есть независимости их от наблюдателя субъекта и его сознания. Попытки обосновать реальность сознания наряду с материей предпринималось философами и физиками неоднократно. Это относилось и к таким проявлениям сознания, которые исходили от религии - наличия тонкоматериального мира, а, следовательно, Божественной сущности.
Препятствием для принятия концепции непроявленного мира физиками служила переоценка роли постулата о геометрическом пространстве-времени. В нее никак не вписывались такие атрибуты сознания, как Душа, Дух, Божественная Троица.
Лишь анализируя феномены сознания, наука перешла к понятию о невещественном (тонкоматериальном) информационно-энергетическом мире в Природе. Понятие информационно-энергетического обмена, а затем соответствующего ему пространстве появилось в конце 80гг ХХ в. Теперь ученые отождествляют информационно-энергетическое пространство с известными еще в древности экотерике представлении о «тонких мирах»,которые пронизывают все сущее, обеспечивая связь с Божественном Абсолютом.
Для современной физики оказывается вполне объяснимым большинство феноменов сознания. С другой стороны, оправдывает себя концепция номогенеза, т.е. развитие Универсума и всего живого по плану, а не случайно.
Сегодня наиболее ответственные и вдумчивые ученые планеты полагают, что только союз науки и религии позволит человечеству справиться с нравственно-экологической катастрофой. В мировоззренческом плане это равнозначно снятию многовекового противостояния между наукой и религией. Сейчас необходимо принять наукой, затем обществом парадигмы целости вещественного и информационного (тонкого) миров. Если человек осознает неизбежность существования тонкого мира, то у него более высокое чувство ответственности перед неким высшим Арбитром. Человек будущего должен иметь свое духовное представление о смысле жизни. Узкое сознание способствует видеть жизнь фрагментарно, не целостно. Оно приводит к ограниченному пониманию жизни, которое тормозит эволюционное развитие Вселенной.
Дальнейшее преобразование Биосферы человечеством, превратившимся в мощную геологическую силу, без научной доктрины о Целом невозможно. Любые задачи образования и воспитания «творческой личности» будет неуместным, пока они не найдут серьезного основания. А этим основанием может быть мировоззрение антропокосмизма, учение о Животворении, о Целостном и Динамичном Основании Жизни!
Библиографическая ссылка
Акимова Р.С. НОВАЯ НАУЧНАЯ ПАРАДИГМА В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ БОЛОНСКОГО СОГЛАШЕНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2007. – № 11. – С. 50-50;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=25594 (дата обращения: 21.11.2024).