- восприятию зафиксированной в памяти информации;
- применению знаний в сходных условиях;
- творческому применению знаний в новых клинических ситуациях.
Уровни знаний, внешне могут проявляться в виде:
- действий на узнавание, распознавание медицинских понятий, различение и установление подобий;
- действий по осмыслению структуры и функций органов и тканей, анализу их деятельности;
- действий по варьированию свойств и признаков объекта в условиях патологии;
- действий по актуализации и переносу усвоенных знаний при решении практических клинических задач.
Рационально задавать требуемое качество усвоения учебной информации двумя показателями, описывающими его в двух измерениях: 1) уровнем деятельности, которую студенты смогут выполнять, используя усвоенную информацию и проявляя свои знания на экзаменах; 2) ступенью абстракции, которая характеризует способы описания усвоенных элементов знаний, используемых обучаемыми при выполнении деятельности. Использование усвоенной информации предполагает умение выполнять или репродуктивную деятельность, или деятельность продуктивную с различной степенью самостоятельности. В итоге можно выделить уровни деятельности и соответствующие им уровни знаний, а также возможные ступени абстракции. Это дает возможность задавать требуемое качество усвоения учебной информации по курсу общей патологии однозначно. Заданная частно-дидактическая цель позволяет четко измерять и оценивать качество усвоения обучаемыми учебной информации. Специфика выделенных уровней знаний требует обязательного учета при организации обучения необходимости установления определенной последовательности усвоения. Студент, не усвоив знаний по общей нозологии (1 уровень) и механизмов типовых патологических процессов (2 уровень), не сможет перейти к познанию патологии отдельных органов и систем (3 уровень); далее к изучению клинических дисциплин.
Проведенный нами анализ программы по общей патологии показал следующее. Дедуктивный способ познания позволяет придать учебной медицинской информации доказательность, стройность и последовательность, помогает развивать у обучаемых умение формально-логически выводить одни мысли из других, связывать их, требует наименьшей затраты умственных сил. Он убедителен лишь для теоретической ступени познания; слабо развивает творческую способность к содержательному мышлению, связанному с открытием принципиально нового, с качественными скачками в познании, допускает схематизм и упрощение реального познавательного процесса, но необходим на определённом начальном этапе изучения общей патологии. Индуктивный способ помогает развивать у студентов творческие способности медицинского мышления. Однако он не является доказательным в теоретическом плане, не позволяет оформлять знания в логически стройную систему, требует большой затраты времени и умственных усилий за счет необходимости исследования значительного количества фактов, что также необходимо для практической деятельности медицинской сестры с высшим образованием.
Следовательно, для формирования у медицинских сестёр-менеджеров знаний высокого уровня, необходимо последовательное приобретение их на всех предыдущих уровнях. Студенты в учебном процессе выступают не только как его объекты, но и в качестве субъектов со своей ролевой функцией в познавательной деятельности. При планировании и проведении учебного процесса необходимо учитывать и реализовывать взаимодействие психики и внешней деятельности обучающихся, формировать их мотивационную сферу, что способствует усвоению медицинских знаний и овладению способами познания, интеллектуальному и нравственному развитию.
Библиографическая ссылка
Парахонский А.П., Венглинская Е.А. МОТИВАЦИЯ И КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2007. – № 10. – С. 96-97;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=25569 (дата обращения: 21.11.2024).