Серьезные экологические проблемы существуют и в Краснодарском крае: загрязнение водной среды, воздушного пространства и почвенного покрова, выбросами токсических веществ в концентрациях, во много раз превышающих допустимые нормы, требуют неотложных решений.
Основными загрязнителями воздуха на Кубани являются органические вещества, близки к превышению ПДК - оксиды азота и углерода. С каждым годом особенно увеличивается концентрация оксидов азота. Автотранспортные средства - активные загрязнители воздуха, на их долю в суммарном выбросе приходится 95,6 %.
Главная водная артерия Краснодарского края - река Кубань. Наиболее существенные выбросы в реку во много раз превышающие ПДК характерны для железа, меди, нефтепродуктов.
Экологические проблемы тесно связаны с проблемами здоровья.
Среди населения Краснодарского края более 800000 человек используют воду с пониженным содержанием фтора (менее 0,5 мг/л). Результат - высокий уровень заболеванием кариесом среди взрослых и детей (до 80-90%). Население края продолжает страдать от дефицита йода. За последние 8 лет число заболеваний диффузной и узловой формой зоба (гипофункция щитовидной железы) возросло в 4 раза, а число заболеваний раком щитовидной железы - в 3 раза. Выявлена достоверная связь заболеваемости населения с показателями загрязнения почвы, в которой содержатся повышенные концентрации тяжелых металлов, нефтепродуктов, пестицидов. Наибольшее влияние загрязнения среды оказывают на заболеваемость детей (анемия, бронхиальная астма, врожденные аномалии).
Выпускники КГМУ работают, преимущественно, в Краснодаре и районах Краснодарского края, поэтому должны знать не только глобальные экологические проблемы, но и своего региона.
Химическое образование является важной составной частью системы подготовки провизора, так как химия, как фундаментальная наука, вносит существенный вклад в понимание современной картины мира, природы, представляет собой неотъемлемую часть общечеловеческой культуры.
В составе фармацевтического образования физическая и коллоидная химия (ФКХ) занимает важное место. Экологизация курса ФКХ предполагает формирование у студентов нового миропонимания, осознание экологических ценностей. Использование в процессе обучения идей, принципов, способствующих реализации эколого-валеологической направленности дисциплины, помогает развитию интереса к изучению и сознательности усвоения предмета. Целенаправленное формирование нами содержания и структуры курса, а также его реализация в учебном процессе определяется соответствующими дидактическими принципами: научности, системности, межпредметных связей, наглядности, особенно, мы делаем акцент на принципах профессиональной направленности и экологизации. Принцип экологизации предполагает рассмотрение процесса обучения химии как важного компонента непрерывного химического и экологического образования и воспитания, раскрытие в процессе изучения курса ФКХ химических основ экологических и валеологических проблем, антропологического воздействия на здоровье людей.
Для формирования у студентов фармацевтического факультета экологических знаний мы используем следующие пути:
- применение разработанной нами модульной технологии обучения студентов фармацевтического факультета, которая предусматривает введение в вариативную часть модулей вопросов экологического содержания;
- освещение в лекциях вопросов эколого-валеологической направленности;
- разработка заданий экологического характера для проведения тестового контроля;
- подбор расчетных задач с экологическим содержанием;
- использование в лабораторном практикуме химического эксперимента экологического профиля;
- введение элективного курса для студентов - фармацевтов «Химия - валеология - фармация»;
- стимулирование учебно-исследовательской работы студентов в виде подготовки рефератов на эколого-валеологическую и фармацевтическую тематику;
- использование компьютерных технологий для решения экологических задач.
Библиографическая ссылка
Литвинова Т.Н., Шельдешов Н.В., Балачевская О.В. ПУТИ ЭКОЛОГИЗАЦИИ КУРСА ФИЗИЧЕСКОЙ И КОЛЛОИДНОЙ ХИМИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА // Современные наукоемкие технологии. – 2007. – № 10. – С. 94-95;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=25567 (дата обращения: 03.12.2024).