Для динамического согласования своей жизни с жизнью природы человек наделен интеллектом. В настоящее время понятие «интеллект» очерчивает некоторую область представлений, явлений. Делаются попытки разработать теорию интеллекта, ведется поиск определения этого понятия. Для методического использования нам подходит определение мышления У. Джеймса, считающего характеристической особенностью мышления в тесном смысле слова способность ориентироваться в новых для нас данных опыта.
Интеллект, определенный в психологии как относительно устойчивая структура умственных способностей индивида, является ядром образовательной системы. Рационализм Нового времени развернул образование в сторону точных наук, требующих от интеллекта способности к созданию и постоянному обновлению «картины мира», вернув тем самым значимость самого индивидуума для процесса коэволюции человека и природы.
Образование - это процесс, сопряженный с встраиванием субъективного интеллекта в системы мышления. Многочисленные исследования, посвященные интеллектуальной деятельности, направлены на познание мышления индивида, в то время как «все колоссальное тело цивилизации» есть «мышление в его инобытии» и задача «познай самого себя» означает, согласно Гегелю, познание в человеке всеобщей интеллектуальной и моральной природы. Эта мысль не противоречит и постклассической традиции в обучении познанию.
Формирование интеллекта происходит в процессе осознанного, рефлектируемого обучения. При этом рефлектирующий ребенок, сосредоточенный на самом себе, становится способным строить новые сферы, в которых существует его сознание. Простейшие такие образования, основанные на конкретных знаниях, мы называем «картинами мира». В мире, созданном собственным интеллектом, молодой человек учится ориентироваться, руководствуясь своим умом, собственными системными представлениями. Для этого он тренирует мыслительные способности: подвижность и дисциплинированность ума, внимательность, серьезность, строгость, активность воображения; умственные привычки: способность к суждениям, умение находить главный, нужный признак, способность к глубоким и обширным наблюдениям, искать и находить взаимосвязь фактов и строить не только абстрактные картины мира, но и проекты предполагаемой деятельности, как можно более полные и более близкие к будущей реальности.
В не изменяющемся «благополучном» мире новообразования внутри развивающегося человека, возможно, воспринимаются более остро, как некоторая рассогласованность, и именно существенные изменения в человеке, осознанные интеллектом, направляют его деятельность на изменение общества. Изменяющемуся человеку ближе, понятнее изменяющийся мир. Результаты познания функционируют в области коллективной и конкретной психики человека, и необходима специальная "работа" с ними, гуманизация этого знания для того, чтобы обеспечить динамическое равновесие мира человека. При этом еще большую значимость, как необходимая противоположность творчеству, новаторству и любому познанию, приобретают стабилизирующие факторы, обеспечивающие устойчивость, равновесие, гомеостазис общественных, в том числе образовательных систем.
Центральная роль интеллекта в развитии личности и гуманизации современного образования проявляется в том, что в настоящее время интеллект осознается не только как ценность образования и общества, но и как ресурс, потребляемый и возобновляемый. Осознается также необходимость развития интеллекта в процессе образования. Процесс гуманизации берет начало в плане сознания и сопряжен с интеллектуальным развитием общества. Достаточно широкое проникновение гуманистических идей на новом историческом витке обусловлено высоким интеллектуальным развитием социума в последнее столетие.
Библиографическая ссылка
Кузнецова А.Я. СОГЛАСОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА, ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА // Современные наукоемкие технологии. – 2007. – № 10. – С. 93-94;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=25566 (дата обращения: 21.11.2024).