Воспроизведение логики рассуждений, а не только их результатов может происходить следующими путями:
а) автор говорит сам с собой;
б) автор задает риторические вопросы;
в) автор описывает серию приемов, в результате выявляется закономерность;
г) автор использует речевые формулы совместного действия (определим, рассмотрим, откроем);
д) автор использует прием драматизации изложения, вводит персонажи-посредники.
Причем очень важно учитывать оптимальное количество теоретического материала и вследствие утомляемости и умственных способностях обучаемых, и вследствие возникновения реакции и необходимости речевого реагирования. Авторы должны предвосхищать эти реакции использовать прием введения попутных заданий и вопросов.
Итак, изложение теоретического материала учебника не должно быть ориентировано только на лекционную форму или имитацию диалога. Поиск совершенствования образовательного процесса (в частности, учебников и учебных пособий) должен опираться, прежде всего, на повседневный опыт обучаемых и показывать в знакомых явлениях общие научные закономерности.
Библиографическая ссылка
Гаврилина И.С. КОММУНИКАТИВНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ УЧЕБНОГО ДИСКУРСА // Современные наукоемкие технологии. – 2007. – № 10. – С. 43-44;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=25522 (дата обращения: 21.11.2024).