Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ДЕФОРМАЦИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ

Месилов М.А.
Управление современным российским государством требует высокой организованности, компетентности и профессионализма. Государственное воздействие на основные сферы общества, на граждан и социальные общности должно быть целенаправленным и эффективным. Именно для этих целей и существует государственный механизм, который должен функционировать в условиях стабильности власти, устойчивости конституционных институтов, последовательного и четкого выполнения функций государственных органов, правильного использования правового регулирования в экономической, социальной и политической сферах, поддержание баланса элементов механизма государства, а также активного участия граждан в управлении государственными делами.

В любом государственно-организованном обществе невозможно обойтись без государственного управления, а значит, и без государственных служащих. Государственный аппарат - это прежде всего люди, профессионально занимающиеся управленческим трудом. Их деятельность необходима любой стране независимо от государственного устройства и политической системы, формы правления или правящего режима. Именно государственные служащие выполняют практические задачи, которые все цивилизованные общества возлагают на свои государства. Опыт многих стран свидетельствует о том, что общество, которое надлежащим образом не организовало труд государственных служащих, испытывает серьезные трудности с качеством государственного управления.

Правовые основы государственной службы в РФ регулируются Федеральным законом от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (с изменениями от 11 ноября 2003 г., 6 июля 2006 г.). Настоящим Федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяются правовые и организационные основы системы государственной службы Российской Федерации, в том числе системы управления государственной службой Российской Федерации. В статье 10 Федерального закона № 58-ФЗ от 27 мая 2003 г. даны определения «Федерального государственного служащего» и «Государственного гражданского служащего субъекта РФ».

С принятием Федерального закона «О системе государственной гражданской службы Российской Федерации», а затем и Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» произошло трансформация понятия «государственная служба». Если ранее профессиональная деятельность граждан в государственных органах рассматривалась как государственная служба, то в настоящее время этот вид деятельности обозначается термином «государственная гражданская служба». Однако следует отметить, что каких-либо доктринальных, концептуальных изменений такая замена терминов не повлекла.

Государственная служба в Российской Федерации, являющейся федеративным государством, является единой и для федерального уровня и для субъектов Федерации. Государственная служба субъектов Российской Федерации рассматривается как составная часть системы государственной службы Российской Федерации. Согласно статье 2 Федерального закона от 27 мая 2003 года №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и гражданскую службу субъектов Российской Федерации. Соответственно, и понятие государственной гражданской службы, установленное Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а также представленные учеными и специалистами определения государственной службы, в равной степени справедливы по отношению и к федеральной государственной гражданской службе и государственной гражданской службе города Москвы.

Согласно статье 3 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» государственная гражданская служба Российской Федерации - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

Закон города Москвы от 26 января 2005 года №3 «О государственной гражданской службе города Москвы» закрепляет определение Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», скорректировав его применительно к государственным органам города Москвы. Согласно статье 2 Закона города Москвы «О государственной гражданской службе города Москвы» государственная гражданская служба является профессиональной служебной деятельностью гражданина Российской Федерации на должностях гражданской службы по обеспечению исполнению полномочий государственных органов и лиц, замещающих государственные должности города Москвы.

С конституционно-правовой позиции, гражданская служба города Москвы строится на нормах Конституции Российской Федерации о конституционном строе государства, об отдельных конституционных правах и обязанностях гражданских служащих. Помимо этого, институт государственной службы содержит нормы, предусматривающие связанные со статусом гражданского служащего ограничения, и запреты, которые являются ограничением прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции Российской Федерации. А эти вопросы лежат в плоскости конституционного права. Как указывает М.В. Баглай, одной из сфер общественных отношений, составляющих предмет конституционного права, является «охрана прав и свобод человека (отношения между человеком и государством)».

При выявлении положений Конституции, затрагивающих отношения, связанные с осуществлением государственной службы, нельзя руководствоваться только «буквой» Конституции. Как точно указывает Г.В. Атаманчук, говоря о Конституции, следует «ощущать ее дух, комплексное смысловое значение ее в существовании государства и общества». Действительно, понятие «государственная служба» встречается в Конституции только три раза: статья 32, закрепляющая право на равный доступ к государственной службе, статья 71, относящая федеральную государственную службу к ведению Российской Федерации, статья 97, запрещающая депутатам совмещать свою деятельность с замещением должности государственной службы. Однако это не может свидетельствовать о том, что Конституция России не заложила основы организации государственной службы Российской Федерации, соответственно и государственной гражданской службы города Москвы.

Статья 1 Конституции РФ определяет государство как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Уровень развития демократии в обществе определяется не только признанием властью прав и свобод человека, включая ратификацию соответствующих международно-правовых документов, но и наличием эффективного государственного механизма их реализации и защиты. Конституционное правосознание как самостоятельное явление реализации прав и свобод личности в настоящее время подвергается различного рода деформациям и дефектам, что не способствует их полному осуществлению.

Деформация происходит от лат. deformatio - искажение сущности чего-либо. Деформации конституционного правосознания являются преградой практического воплощения идей Конституции РФ, тем самым не только не позволяют в полной мере реализовывать основные права и свободы личности (государственных гражданских служащих, с одной стороны, и граждан - с другой), но и ведут к затруднению осуществления таких основных прав как достоинство, личная неприкосновенность, здоровье, социальное обеспечение. Это может привести к конфликтным ситуациям между данными сторонами с целью удовлетворения своих интересов одного лица за счет интересов другого лица.

Нигилизм (в переводе с латыни nihil - ничто), означает отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни, норм, взглядов. Источником правового нигилизма конституционного правосознания является внутренний конфликт у определенной части населения между несогласием с предложенным законопроектом и внешней необходимостью соблюдения уже принятого конституционно-правового акта. Он выражается в виде прямого преднамеренного нарушения конституционно-правовых норм; несоблюдения и неисполнения конституционных предписаний, когда субъекты (граждане, должностные лица, государственные органы, общественные организации) не соотносят свое поведение с требованиями конституционных норм. Морально-правовые ценности становятся аморфными, утрачивают адекватность общечеловеческим идеалам. Снижается предупредительная сила закона, затрудняется справедливое и своевременное решение вопросов, возникающих у граждан в конституционно-правовой и социальной сфере и в процессе хозяйственной деятельности, что отрицательно сказывается на реализации конституционных прав и свобод.

Правовой нигилизм государственного гражданского служащего - это разновидность правового нигилизма, заключающаяся в сознательном мотивированном отторжении государственным служащим норм права и выборе иного, как правило, незаконного, способа регулирования общественных отношений с использованием служебного положения и властных полномочий. Современная Россия представлена достаточно большим разнообразием форм проявления правового нигилизма государственных гражданских служащих. Существует множество различных сторон, граней ее проявления. Очень важна классификация и систематизация форм проявления правового нигилизма.

Форма проявления правового нигилизма государственного гражданского служащего - это совокупность способов его нигилистического реагирования на существующий правовой порядок, законы, должностные инструкции и обязанности. Различия заключаются в компетенции (зависит от ветви власти, вида ведомства и ранга чиновника), способе занятия должности (выборы или назначение). Различные сферы государственной деятельности рождают специфические формы правового нигилизма государственных гражданских служащих.

Так же, помимо деформации конституционного правосознания необходимо выделить его дефекты. Дефекты конституционного правосознания (лат. defectus - изъян, недостаток), которые свидетельствуют о его несформированности. Дефектами конституционного правосознания являются; правовой фетишизм, релятивизм и субъективизм.

Исходя из вышеизложенного, следует отметить, что: причины деформации правовой культуры государственных гражданских служащих, в значительной степени определяются спецификой их профессиональной деятельности и может быть классифицировано как профессиональное исходя из его содержания и особенностей; дифференцированно относительно их знаний, правовых установок и ценностных ориентаций, профессиональных умений и навыков; правовая культура является доминирующими элементами в механизме профессионального поведения, позволяющими должностным лицам принимать конкретные решения.

Таким образом, низкий уровень правовой культуры государственных гражданских служащих негативно воздействует на состояние конституционной законности и общественного правопорядка в государстве, способствует нарушению основный конституционных прав и свобод граждан, снижает позитивную активность личности и разрушает духовную сферу общества.


Библиографическая ссылка

Месилов М.А. ДЕФОРМАЦИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ // Современные наукоемкие технологии. – 2010. – № 9. – С. 172-174;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=25411 (дата обращения: 12.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674