Целью факультативной дисциплины «Основы нанотехнологии», изучаемой студентами 3 курса 2-х факультетов Академии маркетинга и социально-информационных технологий - является ознакомление их с базовыми понятиями, основными методами, проблемами и инструментами нанотехнологий, а также новыми достижениями и направлениями развития нанонауки на современном этапе развития общества.
Нанонаука связанная, как с естественно-научными, так и с инженерными дисциплинами, является междисциплинарной наукой, базирующейся на знании физики, химии и биологии, математики информатики и др.
Наиболее инновационным методом изложения материала, как показывает опыт работы, является системно-модульный подход к структуризации учебной дисциплины, в результате которого выделяются совокупные модельные представления, при этом изложение материала не превращается в трактовку частных проблем отдельных тем.
Современные подростки, воспитанные на компьютерных играх и других элементах экранной культуры, более адаптированы к компьютеризированной форме обучения как на занятиях в компьютерном зале, так и самостоятельно при подготовке к занятиям.
Все Российские электронные ресурсы, посвященные нанонауке и нанотехнологиям можно разделить на общеинформационные и узкопрофильные. За рубежом чаще встречаются инстру-
ментальные ресурсы. Наиболее полным и функциональным ресурсом на сегодняшний день является портал «nanoHUB» nanonewsnet, совмещающие возможности общеинформационных, узкопрофильных и инструментальных ресурсов, а также предоставляющий возможность общения и обмена опытом.
Необходимость разработки учебно-методи-ческих материалов для многоуровневой подготовки в области нанотехнологий, отвечающих международным требованиям и имеющих междисциплинарный характер, обусловлена возрастающей значимостью образовательных систем в контексте модернизации российского общества.
Особую значимость в связи с этим имеют модульные цифровые образовательные ресурсы с элективными элементами, для самостоятельной научно-исследовательской работы студента.
Модуль - это целостное единство содержания и способов изучения предмета с учетом его междисциплинарности, которые реализуются через комплекс технологий, интегрированных в самостоятельный блок, усвоение которого осуществляется в соответствии с поставленной целью.
Достижение поставленной цели включает в себя совокупность целого ряда позиций:
- выявление наиболее важных аспектов в области нанотехнологий;
- анализ основных тенденций развития нанотехнологий в мире;
- изучение эффектов, определяющих особые закономерности протекания различных физико-химических процессов в пространственных областях нанометровых размеров;
- знакомство с современными экспериментальными средствами исследования материалов с нанометровым пространственным разрешением;
- подбор информации о наноструктурных материалах и новейших разработках в области нанотехнологий;
При такой системе обучения обеспечивается самостоятельность, осознанное достижение студентами определенного уровня в их профессионально-личностном развитии. Студентам дается представление, о том, что нанотехнологические процессы и явления базируются на законах дисциплин естественно-научного блока как единого ассоциативного принципа естественно-научного знания.
Модульно-цифровый электронно-образова-тельный ресурс по курсу «Основы нанотехнологий» состоит из:
- Информационно-содержательной части, которая для более полной систематизации и улучшения усвоения материала, включает в себя структурированные модули.
- Элективно-релаксационного блока, состоящего из творческих работ студентов, выполненных самостоятельно и результатов научно-исследовательской работы студентов, обучавшихся ранее.
- Терминологического глоссария.
- Разноуровневой системы закрепления модуля.
Модульный контроль осуществляется за счет применения итогового теста, классической контрольной работы и комбинированных заданий, сочетающих тестовые задания и задания в вопросительной форме.
Модульная технология обеспечивает индивидуализацию обучения, при этом достигается инвариантность структуры связей между отдельными дисциплинами, на основе соблюдения принципа аналогичности системного познания, способствуя индивидуализации самостоятельной работы студентов, которая позволяет: оптимизировать учебный процесс; обеспечить его целостность в реализации целей обучения; развивать познавательную и личностную сферу деятельности студентов; провоцировать самопозновательную научно-ис-следовательскую деятельностью студентов; использовать разные формы подготовки к семинарским занятиям.
Новизна методики обучения состоит в том, что модульный принцип изложения материала, с элективными блоками позволяет студентам активно работать самостоятельно и при желании более углубленного изучения заинтересовавшей его темы активно включаться в пополнение уже существующих электронных образовательных ресурсов по именно по выбранному разделу.
В таблице представлены результаты научно-исследовательской активности студентов 3 курса Академии ИМСИТ по курсу «Основы нанотехнологий» в 2008-2010 годах, обучающихся с использованием модульно-цифровых образовательных ресурсов.
Научно-исследовательская активность студентов Академии ИМСИТ
Наименование позиции |
Количество человек |
Участие в студенческих конференциях |
13 |
Участие в Международных конференциях |
3 |
Количество публикаций в реферируемых журналах |
1 |
Количество авторских свидетельств |
1 |
Участие во Всероссийских Олимпиадах и конкурсах |
4 |
Количество победителей Всероссийского уровня |
2 |
Все, вышеперечисленные факторы, способствуют развитию креативной деятельности студентов старших курсов, совершенствуя при этом информационную компетенцию и культуру.
Библиографическая ссылка
Цымбал М.В. МОДУЛЬНО-ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС КУРСА «ОСНОВЫ НАНОТЕХНОЛОГИИ» // Современные наукоемкие технологии. – 2010. – № 9. – С. 166-167;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=25408 (дата обращения: 04.12.2024).