Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ХОДАРСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ИМ. И. Н. УЛЬЯНОВА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ (К 140-ЛЕТИЮ СО ДНЯ ОТКРЫТИЯ)

Сергеев Т.С.
Илья Николаевич Ульянов (1831-1886), в течение 16 лет (1869-1886) работавший инспектором и директором народных училищ многонациональной Симбирской губернии, вел очень активную и плодотворную работу по открытию министерских и земских школ, подготовке учителей для них, повышению качества преподавания школьных предметов. Благодаря усилиям И.Н. Ульянова и его единомышленников в Симбирской губернии с миллионным населением число постоянно действующих народных училищ в 1860-1880-е годы с 89 выросло до 434, было открыто 250 новых школ, построено 261 школьное здание, создано две сотни пришкольных библиотек. Ульянов способствовал появлению 38 чувашских, 42 мордовских, 7 татарских светских школ [1: 211, 293]. Число учащихся удвоилось. Через Порецкую учительскую семинарию выпущено 125 учителей-«ульяновцев».

Многие попытки инспектора открывать начальные училища в самых отдаленных селах деревнях оказались успешными. Но были такие случаи, когда и после многочисленных попыток они оставались неосуществленными, преимущественно из-за противодействия местной администрации и духовенства.

К числу удачных примеров относится открытие начального училища в селе Ходары Буинского уезда, затерявшемся в дремучих лесах Симбирской губернии. Попытка прогрессивного педагога открыть школу в этом селе была встречена в штыки губернской и земской администрацией. Многочисленными письмами и предложениями ему приходилось пробивать косность и бюрократизм чиновников в губернских, уездных и волостных учреждениях, а также убеждать крестьян в пользе школы, которая должна была, по его убеждению, воспитать человека образованного и сильного духом, способного бороться с «невыгодными жизненными условиями» [2: 109]. В Государственном историческом архиве Чувашской Республики (ГИА ЧР) и Национальном архиве Республики Татарстан (НАРТ) сохранилось более ста документов из переписки И. Н. Ульянова об устройстве только этой школы. В феврале 1870 г. И.Н. Ульянов обратился к попечителю Казанского учебного округа с просьбой ходатайствовать перед Министерством народного просвещения об открытии в селах Ходары и Пандиково «инородческих начальных училищ» [3: 22]. В первом из них крещеных чувашей было 160, во втором - 136 душ. 4 марта 1870 г. Пандиковское училище удалось открыть, но губернское начальство не спешило с открытием Ходарского училища. 11 октября 1870 г. инспектор обратился в Казанский учебный округ, одновременно и в Курмышский училищный совет. Последний надменно ответил, что в Курмышском уезде нет надобности открывать сельские народные училища для чувашей. Это было в то время, когда на 107 тыс. населения уезда приходилось всего 500 грамотных!

После длительной переписки и настойчивых просьб И.Н. Ульянову удалось все же получить разрешение на открытие училища. Но «щедрое» министерство выделило всего 300 рублей, упомянув при этом, что деньги должны быть израсходованы только на содержание учителя. Инспектор уже подыскал учителя-чуваша из местных уроженцев - воспитанника Симбирской духовной семинарии А.Л. Рождественского, о чем сообщил властям 10 ноября 1870 г. [4: 182]. 29 ноября учитель уже прибыл в село и готовил сельских детей к школе.

Занятия начались 6 (18) декабря 1870 г. в курной избе пожилого крестьянина по имени Хритушка. Через десять дней после открытия школы И. Н. Ульянов побывал в Ходарах. За партами сидели 12 учеников. И. Н. Ульянов ходатайствовал уже о выделении 200 рублей на «первоначальное обзаведение училища» [4: 21, 25]. В следующем письме подробно написал, как предполагается израсходовать эти деньги. Попечитель Казанского учебного округа отказал школе в помощи, предлагая обратиться в Курмышскую уездную земскую управу.  26 января 1871 г., когда число учащихся достигло 28, Ульянов действительно обратился в управу с просьбой о принятии Ходарского училища на содержание земства. Это означало, что школа должна была содержаться за счет собранных с крестьян земских денег. Ходарское сельское общество пошло навстречу, обязавшись передать школе здание сборной избы и обеспечить ее отоплением и освещением [3: 42, 42 об.]. В дальнейшем инспектор добивался обеспечения Ходарского училища учебными пособиями и школьно-письменными принадлежностями. 5 мая 1873 г. он ходатайствовал об отпуске 60 рублей на обучение ремеслам в данном училище. Началось обучение детей гончарному делу, поскольку в этих краях это ремесло было распространенным. Велись работы на пришкольной десятине. Таким образом, школа была близка к крестьянскому быту.

При своих посещениях (он бывал в этой школе пять раз) И.Н. Ульянов интересовался работой учителя А.Л. Рождественского, беседовал с крестьянами. Он добился построения собственного здания школы, которое было сдано в эксплуатацию осенью 1873 г. и по его инициативе застраховано сначала на 500, позднее на 750 рублей [5: 88].

Судьба Ходарского инородческого училища позднее была тесно связана с деятельностью И.Я. Яковлева (1848-1930), инспектора чувашских школ Казанского учебного округа, единомышленника И.Н. Ульянова, просветителя чувашского народа, создателя чувашского букваря и новой чувашской письменности. Руководимая им Симбирская чувашская школа стала центром культуры и просвещения народа. Многие ее воспитанники работали в Ходарском училище. Благодаря усилиям И.Я. Яковлева Ходарское училище 1900 г. стало двухклассным. Для нее были построены новые здания. К октябрьскому перевороту 1917 г. этот очаг культуры дал первоначальные навыки чтения и письма 500 крестьянским детям.

Ходарская средняя школа Шумерлинского района Чувашской Республики, с 1941 г. носящая имя ее основателя И.Н. Ульянова, в декабре 2010 г. отмечает свое 140-летие. За годы Советской власти и в последующие годы школа выпустила более 7 тыс. человек. Среди ее выпускников специалисты многих отраслей народного хозяйства и культуры. Если 140 лет тому назад в школе были один учитель и дюжина учеников, то в наши дни работают 27 учителей, которые в 13 классах обучают 254 учащихся (максимальное количество их доходило до 670 человек). Ежегодно школу оканчивают 35-50 человек. Поступают в вузы и техникумы боле половины из числа окончивших среднюю школу. Многие из них продолжают учебу в Чувашском государственном университете им. И.Н. Ульянова «Ульяновская школа представляет своих выпускников в ульяновский университет», - с гордостью говорят ходарские учителя. Отрадно отметить, что преподаватели ЧГУ им. И.Н. Ульянова регулярно проводят дополнительные занятия с учащимися, которые проходят обучение по четырем программам: физико-мате-матическая, химико-биологическая, социально-гуманитарная, индустриально-технологи-ческая. Немалая заслуга директоров школы Ю.Я. Мозякова, В.В. Кузьмина, В.Я. Мартынова, З.В. Макаровой и других учителей, которые в условиях обновляющейся России продолжают и умножают ульяновские и яковлевские традиции в обучении и воспитании подрастающего поколения.

Список литературы

  1. Сергеев Т.С. Научно-педагогическое наследие И. Н. Ульянова и современность. - М.: Изд-во МГТУ им. М.А. Шолохова, 2009. - 388 с.
  2. Ульянов И.Н. Избранное: статьи, документы, материалы / сост. А. Л. Карамышев. - Саратов : Приволж. кн. изд-во, 1983. - 248 с.
  3. ГИА ЧР. - Ф. 501. - Оп. 1. - Д. 2.
  4. НАРТ. - Ф. 92. - Оп. 1. - Д. 9940.
  5. Сергеев Т.С. Горизонты сельской школы (К 130-летию Ходарской школы имени И.Н. Ульянова.- Чебоксары : ЧГИГН, 2000. - 308 с.

Библиографическая ссылка

Сергеев Т.С. ХОДАРСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ИМ. И. Н. УЛЬЯНОВА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ (К 140-ЛЕТИЮ СО ДНЯ ОТКРЫТИЯ) // Современные наукоемкие технологии. – 2010. – № 9. – С. 162-163;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=25404 (дата обращения: 04.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674