Насколько отличается восприятие молодежной субкультуры представителями студенческой молодежи от понимания этого феномена социологами, педагогами, психологами? Каково отношение студенчества к молодежной субкультуре? Каковы их личные предпочтения? Влияет ли принадлежность к той или иной субкультуре на образовательный процесс в вузе? Ответить на данные вопросы мы попытались с помощью анкетирования, проведенного на базе Оренбургского государственного университета и Оренбургского государственного педагогического университета, в котором участвовали 203 студента.
Анкету условно можно разделить на 4 группы вопросов. Первая группа касалась понимания содержания понятия «молодежная субкультура». 32% студентов считают, что субкультура - это «подкультура, часть общественной культуры, отличающаяся от преобладающей», «это часть культуры, имеющая свои ценности, приоритеты, отличная от общепризнанной, официальной», то есть часть общепринятой культуры, созданной на ее основе и отражающая ее традиции. 49% студентов, считая, что субкультура - «это направление, связанное с причастностью к той или иной молодежной группе, имеющей определенные знаки отличия, слушающей определенную музыку и т. д.», отмечают внешние атрибуты представителей молодежной субкультуры (одежда, прически, пирсинг, аксессуары), а также самовыражение через музыку, граффити. Часто, по их мнению, все ограничивается лишь эксцентричностью поведения и нарушением норм общепринятой морали, интересами вокруг тусовок, музыки, секса и т. п. 19% студентов полагают, что субкультура - это «группа людей с общей идеологией, манерой жизни, нормами поведения», «субкультура - это группа людей, связанных общими интересами, мировоззрением», «культура групп, отличная от общепринятых норм, принципов, имеющая определенные ценности». Таким образом, ключевыми словами в понимании молодежной субкультуры этой группы студентов стали: идеология, мировоззрение, ценности, интересы, нормы поведения. О принадлежности к той или иной субкультуре свидетельствуют, по мнению 56% опрошенных, внешние атрибуты (одежда, прическа, украшения и т. д.), 28% - манера поведения, общения, 28% - музыкальные пристрастия. В целом, анализ результатов исследования позволил выяснить, что в студенческой среде не существует единого представления о молодежной субкультуре.
Вторая группа вопросов касалась осведомленности студентов в области современных молодежных субкультур: их типов, критериев выделения, а также наиболее распространенных, точнее наиболее известных в настоящее время молодежных субкультур. Студентами выделены следующие критерии для классификации субкультур. Они представлены в ранжированном порядке: музыка, имидж (манера одеваться), территория, интересы, образ жизни (стиль жизни), мировоззрение, поведение, религия, профессия, хобби, возраст, идеалы. Наиболее известными в студенческой среде являются следующие молодежные субкультуры: готы, эмо, панки, рокеры, рэперы, хиппи, скинхеды.
Третья группа вопросов характеризует отношение студенческой молодежи к молодежным субкультурам. Большинство студентов ответили, что субкультура позволяет им самовыразиться, найти новых знакомых и понимание среди людей со схожими интересами. 32% студентов считают, что сплоченность, организованность характеризуют группы людей, принадлежащих к той или иной субкультуре, образ жизни их меняется. По их мнению, принадлежность к молодежной субкультуре позволяет выделиться из серой массы, организовать свободное время (28%), сформировать жизненную позицию (24%).
Традиционно понятия «неформальные объединения», «неформальные молодежные группы», «молодежные субкультуры» и др. вызывают негативные ассоциации, связанные с конфликтами, противопоставлением себя обществу, обособленности и замкнутости, вредных привычек и стычками с правоохранительными органами. Совпадают ли с общепринятой точкой зрения мнения самих молодых людей? 80 % опрошенных студентов считают, что у приверженцев той или иной субкультуры существуют конфликты с представителями других субкультур. 76% отмечают фанатизм представителей молодежных субкультур. 60% студентов уверены, что у молодых людей - представителей субкультур имеются вредные привычки, проблемы с наркотиками, милицией и др. Отрицательным видят они влияние группы на отдельных личностей (56%). По мнению 52% студентов, внешность представителей молодежных субкультур вызывает у окружающих, в том числе педагогов, родителей негативные эмоции (раздражение, непонимание).
Четвертая группа вопросов свидетельствует об изменении предпочтений в выборе той или иной молодежной субкультуры, о влиянии принадлежности к молодежным субкультурам на обучение в вузе. Что касается изменений предпочтений студентов в выборе той или иной молодежной субкультуры, то 92% опрошенных ответили положительно на данный вопрос, что свидетельствует о неуверенности, нестабильности взглядов, спонтанности принимаемых решений, подверженности влиянию извне. 60% студентов считают, что это связано, прежде всего, с изменением мировоззрения, взрослением человека, становлением личности, 56% - с изменением моды на определенную субкультуру, 44% - с изменением личных вкусов, увлечений, интересов или жизненных обстоятельств, 40% - под влиянием коллектива, в связи с общением с другими студентами, имеющими другие взгляды, с появлением новых знакомых, друзей. Лишь 16% связывают это с изучением таких предметов, как философия, социология, 8% считают, что это возможно под влиянием преподавателей.
Важным представляется тот факт, что 92% студентов уверены, что принадлежность к той или иной культуре оказывает влияние на учебу, причем 20% квалифицируют это влияние как негативное, уточняя: «оказывает влияние на отношение к товарищам, на психику», «получение образования теряет свою важность, у них появляются другие ценности». 52 % опрошенных сошлись во мнении, что приобщение к субкультурам вызывает проблемы в общении с окружающими; создается круг общения, который ограничивается рамками субкультуры. 48% - констатируют, что если молодой человек уделяет много времени субкультуре, то, соответственно, меньше - учебе. Внешний вид представителей субкультур часто пугает окружающих. Что особенно важно, их «судят по атрибутике, а не по уму». 32% студентов отмечают, что ощущают «совершенно другое отношение педагогов и сокурсников» к представителям той или иной молодежной субкультуры.
Итак, в одних анкетах о молодежной субкультуре отмечается ее адаптивно-кон-формистский характер, способствующий интеграции молодых людей в общество, в других - нигилистическо-разрушительный. В современных условиях к молодежной субкультуре необходимо подходить более дифференцированно, исходя из всего разнообразия ее сторон и форм проявления, функций.
Таким образом, молодежная субкультура, являясь переходной стадией становления личности, фазой развития, может иметь не только негативный, антиобщественный характер, как это было традиционным в течение долгого периода времени, но и выполнять вполне положительные функции, например, социализации молодых людей, предлагая решение проблем, порождаемых противоречиями социально-экономической структуры; проблем конфликта поколений; создания таких элементов культуры (эстетический стиль, стиль жизни, жизненные ценности), которые возможно использовать для создания идентичности, отличной от той, что предписывается семьей, школой, работой; влияния на моду или создания стилей, направлений в моде, преображая облик цивилизации. Некоторые ценности молодежных субкультур постепенно становятся общепринятыми (раскованность, экологизм, отказ от этноцентризма, культурный релятивизм).
Следует признать, что именно в образовательном пространстве, отличительной особенностью которого является его духовно-информационное «наполнение» - ценности, идеи, установки, ориентиры, знания, информационное поле и т. д., необходимо воспринимать молодежную субкультуру как сложное и многозначное социальное явление, учитывать ее особенности, формировать адекватное отношение к различным молодежным субкультурам. Развитие личности молодого человека происходит, так или иначе, в определенной субкультурной среде, где определяются его предпочтения, обретаются нравственные смыслы, при этом данный процесс невозможно отделить от пространства образования. Зачастую в силу особенностей образовательного пространства оно осуществляет либо никакого, либо негативное влияние на формирование молодежной субкультуры, оказывая активное противодействие этому процессу с использованием традиционных педагогических методов и средств. Для достижения положительных результатов, на наш взгляд, следует, во-первых, изменить управление влиянием пространства образования на процесс формирования и функционирования молодежной субкультуры. Во-вторых, необходимы структурные изменения образовательного пространства, корректировка педагогических методов и средств, а также содержания обучения.
Развивающая роль образовательного пространства в формировании и функционировании молодежной субкультуры может стать подлинной и многоаспектной, что, безусловно, повлияет на формирование молодых людей как истинных субъектов выбора профессионального, жизненного пути, субъектов личностно-профессионального развития, самосовершенствования. В настоящее время важны не только теоретические разработки по проблеме «молодежные субкультуры», важен переход к практической работе и сотрудничеству с молодежью. Разрешение противоречия между пониманием важности решения этой практической задачи и недостаточным вниманием к молодежным проблемам позволит найти такие формы взаимодействия с молодежью, которые способствовали бы использованию ее творческого потенциала, стремления к самостоятельности, самоутверждению, активности в поисках идеалов и своего места в современном обществе.
Список литературы
- Актуальные проблемы молодежной субкультуры: Сб. статей / Под общей редакцией О.В. Красновой. - М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2008. - С. 8.
- Левикова С.И. Молодежная культура / С.И. Левикова. - 3-е изд. М.: Вузовская книга, 2007. - С. 4.
- Мудрик А.В. Социализация человека: учеб. пособие для суд. высш. учеб. заведений / А.В. Мудрик. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - С. 132.
Библиографическая ссылка
Мосиенко Л.В. МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА // Современные наукоемкие технологии. – 2010. – № 9. – С. 124-127;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=25379 (дата обращения: 04.12.2024).